Система налогов российской федерации

В настоящее время в налоговой системе России существенное место занимают как прямые, так и косвенные налоги (табл. 1).

Как видно из табл. 1, одним из главных налогов в налоговой системе РФ является НДС. За счет его поступлений формирует­ся около 20% доходов консолидированного бюджета РФ. Второе место занимает налог на прибыль — 15,98% доходов консолиди­рованного бюджета РФ. Третье место занимают налоги на вне­шнюю торговлю и внешнеэкономические операции — 15,83%. На четвертом месте находятся платежи за пользование природными ресурсами — 10,7%. Еще несколько лет назад налоги на доходы физических лиц занимали третье место по значимости и объемам поступлений в консолидированный бюджет РФ, однако в 2004 г. они находились лишь на пятом месте и обеспечивали 10,58% до­ходов консолидированного бюджета. Акцизы обеспечивают 4,5% доходов, а налоги на имущество — всего 2,7% доходов консоли­дированного бюджета РФ.

Если суммировать данные табл. 1, то можно заметить, что ос­новную долю — более 50% доходов консолидированного бюджета составляют косвенные налоги. Доля прямых налогов составляет примерно 35%.

Рассмотрим теперь более подробно роль отдельных налогов в формировании доходов бюджетов РФ.

134

Таблица 1 Структура доходов консолидированного бюджета РФ1

  1 9 9 5 г. 1 9 9 7 г. 1 9 9 8 г. 1 9 9 9 г. 2000 г. 2 0 0 1 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Доходы, всего
В том числе, налоговые доходы 83,27 83,49 82,21 83,02 81,40 87,38 89,13 90,25 91,02
Из них: НДС 21,27 25,69 24,8 23,75 21,28 23,81 21,39 21,31 19,70
Налог на прибыль 26,88 14,74 14,46 18,21 19,01 19,15 13,16 12,72 15,98
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 5,69 3,82 5,01 7,1 10,93 12,34 9,19 10,94 15,83
Платежи за пользова­ние природными ресурсами 2,81 5,23 3,31 3,73 3,70 5,06 9,40 9,56 10,70
Налог на доходы физических лиц 8,37 10,57 10,41 9,67 8,33 9,53 10,18 11,01 10,58
ЕСН 9,64 8,81 8,14
Акцизы 5,49 9,57 10,51 8,99 7,93 9,07 7,50 8,40 4,55
Налоги на имущество 3,86 6,72 6,95 4,38 3,09 3,34 3,42 3,33 2,70

См.: Российский статистический ежегодник, 2004/ Росстат. - М . , 2004. С. 564.




6.3.1. Налог на добавленную стоимость

Как уже отмечалось, наибольшую долю доходов федеральногобюджета составляет налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС был введен вРоссии в 1992 г. Ранее вРоссии он не суще­ствовал. НДС очень часто называют «европейским налогом», пос­кольку впервые он был предложен французским экономистом М. Лоре в1954 г. Во Франции он стал применяться с 1958 г. Сегодня НДС широко распространен более чем в 60 странах мира и прежде всего в странах ЕС. НДС относительно «молодой», но очень попу­лярный налог. Правительства многих стран пытаются покрывать бюджетный дефицит, в первую очередь, за счет НДС. Так, во Фран­ции НДС составляет около 45% налоговых поступлений в бюджет; в Нидерландах — 24%. НДС выполняет не только фискальную, но и регулирующую функции, которая достигается за счет существования нескольких ставок налога и льгот. НДС выполняет важную роль в ре­гулировании товарного спроса.

В России НДС заменил два действовавших до 1992 г. налога — на­лог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота был введен в СССР налоговой реформой 1930—1932 гг. Он представлял собой разницу между оптовой и розничной ценой товара и вводился не на все, алишь на некоторые виды товаров. Налог с оборота обеспечивал значитель­ную долю доходов союзного бюджета, но он мог существовать толь­ко в условиях жесткого государственного регулирования цен. С раз­витием рыночных отношений в России во второй половине 80-х гг. ограниченность использования этого налога стала очевидной.

Первой попыткой изменения существующей системы косвенно­го налогообложения в СССР был налог с продаж, введенный Указом Президента СССР от 29 декабря 1990 г. Налог с продаж в большей степени соответствовал рыночным условиям хозяйствования, одна­ко он не охватывал все товары и услуги, имел ограниченную сферу своего действия. Поэтому в 1992 г. налог с оборота и налог с продаж заменил НДС.

НДС представляет собой налог на стоимость, добавленную обра­боткой на конкретном этапе производства или реализации. Объектом обложения налогом выступает прирост цены изделия в процессе его производства или доработки сверх цены, по которой были приобрете­ны материалы или услуги, использованные при изготовлении данного товара. Таким образом, налогом облагается только новая стоимость.

Объектом налогообложения служат обороты по реализации това­ров, выполненные работы, оказанные услуги, а также товары, ввози­мые на территорию РФ, в соответствии с таможенными режимами,

136

установленными таможенным законодательством РФ. В соответ­ствии со ст. 146 части второй Налогового кодекса РФ объектом нало­гообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том чис­ле реализация предметов залога и передача товаров (результатов вы­полненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказа­ние услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принима­ются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Плательщиками НДС являются: организации, индивидуальные

предприниматели и лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

При обложении НДС предусматриваются налоговые льготы. На­пример, не подлежат налогообложению некоторые медицинские услуги, предоставляемые по обязательному медицинскому страхо­ванию; услуги скорой помощи; услуги по уходу за больными и пре­старелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; услуги по перевозке пассажиров (город­ским пассажирским транспортом, морским, речным или железно­дорожным); услуги в сфере образования по проведению некоммерче­скими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса; реализация товаров общественным организациям инвалидов и др. Перечень льгот определен ст. 149 и 150 части второй Налогового кодекса.

Налоговая база (добавленная стоимость) определяется в виде раз­ницы между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг (вклю­чая акцизы для подакцизных товаров и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Существует два подхода определения добавленной стоимости. Первый — прямой метод, при котором добавленная стоимость определяется как сумма заработной платы и прибыли:

дс = от + п,

где ДС —добавленная стоимость; ОТ — оплата труда персонала; П — при­быль.

137

Однако на практике бывает сложно подсчитать добавленную стоимость таким образом. Поэтому чаще всего используют дру­гой — косвенный метод определения суммы добавленной стои­мости:

ДС = Ц - МЗ, где Ц — цена товара, услуги; МЗ — материальные затраты.

Ставка налога с момента введения НДС несколько раз изменялась. В 1992 г. при введении налога была установлена единая ставка — 28%. Величина налога была получена чисто расчетным путем: посчитали, какую долю доходов бюджета обеспечивали налог с оборота и налог с продаж и определили ставку НДС. Считалось, что введенный с 1 ян­варя 1992 г. НДС должен был сдерживать необоснованное завышение цен. Однако в условиях всеобщей либерализации цен НДС не смог выполнить своего главного предназначения — поддерживать пропор­циональность и эквивалентность товарного обмена. Кроме того, уже с первых дней существования этого налога стало очевидным, что став­ка слишком высока. Выделился также целый ряд товаров (особенно продовольственных), который в целях особой социальной значимо­сти нуждался в особом налоговом режиме. Поэтому уже в 1992 г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 января 1993 г. базовая ставка по НДС была снижена до 20%, а ставка НДС на все продовольственные товары (кроме по­дакцизных) и товары для детей была снижена до 10%. В 1995 г. был существенно сужен круг продовольственных товаров, облагаемых по ставке 10%. С принятием в 2000 г. второй части Налогового кодекса круг товаров, облагаемых по ставке 10%, был еще раз уточнен.

С 1 января 2004 г. базовая ставка НДС была снижена до 18%. В настоящее время законодательством установлены следующие налоговые ставки НДС (ст. 164 НК РФ):

0% — для товаров, экспортируемых за пределы РФ; для услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории России; для товаров (работ, услуг) для официального пользования иностран­ными дипломатическими представительствами и для некоторых других операций;

10% — при реализации ограниченного круга продовольствен­ных товаров (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, соли и др.) и товаров для детей (трикотажных и швейных изделий, обуви, некоторых школьно-письменных принадлежностей, игрушек и др.);

18% — при реализации иных видов товаров, производстве работ и оказании услуг.

138

В определенных случаях используется расчетная ставка НДС. Она используется в том случае, когда процесс реализации това­ров (продукции, работ, услуг) не позволяет непосредственно оп­ределить НДС. Например, когда по итогам налогового периода вся сумма полученных доходов организации складывается за счет авансов по заключенным контрактам.

В этом случае, чтобы произвести все расчеты с бюджетом, орга­низация может выделить НДС расчетным образом, т.е. определить, какая доля полученных средств фактически представляет собой сумму НДС. Для этого определяется доля НДС в цене реализации товара.

Расчетная ставка определяется следующим образом:

Ст. НДС = 1НДС : Цндс,

где ЕНДС — сумма НДС в цене товара; Цндс - цена товара с учетом НДС, или цена, которую оплачивает покупатель.

Таким образом, для установленной законодательством ставки НДС 18% расчетная ставка составляет 15% (или 18 : (100 + 18)), а для ставки 10% расчетная ставка составит 9,09% (10 : (100 +10)).

На практике плательщик налога должен вносить в бюджет не всю сумму налога, а лишь разницу между суммой налога, полу­ченной от покупателя за реализованные товары (работы, услуги) и суммой налога, уплаченной поставщикам за материальные ре­сурсы, топливо и другие купленные товары, стоимость которых фактически списана в отчетном периоде на издержки производства и обращения. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, являются специально оформленные счета-фактуры, которые были введены с 1 января 1997 г. согласно указу Президента от 8 мая 1996 г. № 685 и Постановления Правительства РФ от 29 июля 1996 г. Счета-фактуры призваны фиксировать все операции по реализации то­варов, выполнению работ и оказанию услуг. В этом смысле они выступают надежным инструментом контроля за правильностью осуществления расчетов по НДС.

НДС построен не на исключительно собирательном, а на со­бирательно-возмездном принципе. При уплате НДС образуются три группы плательщиков:

1. Те, кто приобрел и продал товар и для кого НДС положитель­ная величина, которую необходимо перечислить в бюджет.

2. Те, кто освобожден от уплаты НДС. У них не возникают обязательства перед бюджетом.

139

3. Те, у кого разница оплаченного и полученного НДС отри­цательная. В таком случае государство обязано возместить НДС, поэтому в таком случае у государства формируется не доходы, а возникают дополнительные расходы.

Сроки уплаты налога в бюджет зависят от суммы выручки от реа­лизации товаров (работ, услуг). Если сумма выручки без учета налога и налогас продаж не превышает 1 млн руб. в месяц, то налогоплатель­щик имеет право платить налог 1 раз в квартал, не позднее 20-го чис­ла месяца, следующего за истекшим кварталом. Если сумма выручки превышает 1 млн руб. в месяц, то плательщик налога обязан платить налог ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за ис­текшим налоговым периодом.

Длительное время НДС являлся регулирующим налогом,т.е. став­ка налога распределялась между федеральным бюджетом и бюджета­ми субъектов Федерации. До 2001 г. 85% НДС зачислялось в феде­ральный бюджет и 15% — в доходы субъектов Федерации. Начиная с 2001 г. НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет. Причем 15% от НДС, которые раньше зачислялись в бюджеты субъектов РФ, теперь образуют Фонд компенсаций, предназначенный для финан­сирования ряда социальных законов.

В целом НДС является достаточно эффективным налогом, по­скольку:

1) охватывает товарооборот на всех стадиях;

2) менее обременителен для отдельного производителя, посколь­ку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости;

3) для плательщиков представляет собой достаточно простую форму;

4) с точки зрения государства, НДС более предпочтителен, он прост при взимании; не требует больших расходов при организации обложения; от налога трудно укрыться.

6.3.2. Акцизы

Не менее значимым косвенным налогом, формирующим зна­чительную часть доходов бюджетов, являются акцизы.В отличие от НДС акцизы — один из древнейших видов налогов, которые издавна использовались государством для пополнения своей казны. Акцизы и налоги на потребление отдельных видов продукции широко при­менялись еще во времена Древнего Рима, а в настоящее время по­лучили широкое распространение почти во всех странах рыночной экономики. В 1901 г. в царской России акцизы давали казне около

140

60% доходов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения, их роль выполнял в основном налог с оборота. Возращение акцизов в качестве самостоятельного налогового платежа (после ихликвидации налоговой реформой 1930 г.) произошло в России после 1992 г., ког­да вступил в действие новый налоговый закон. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главным критерием отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы.

Будучи косвенным налогом, акцизы, так же как и НДС, включа­ются в цену товара, увеличивая ее. Оплачиваются акцизы потребите­лем, а перечисляются в бюджет производителем товара. Вместе с тем акцизы — это особый вид косвенных налогов, которые отличаются от НДС следующими характеристиками:

1) объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров. Работы и услуги акцизами не облагаются. Перечень подакцизных товаров также ограничен;

2) если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производ­ства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в про­изводственной сфере. Исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ. Плательщиками акцизов в этом случае выступают юридические и физические лица, закупившие по­дакцизные товары;

3) если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом обла­гается вся стоимость товара, включая материальные затраты.

В настоящее время в большинстве стран акцизы играют двоякую роль:

1) это один из важнейших источников доходов бюджетов;

2) это средство ограничения потребления ряда товаров, главным образом социально вредных, а также средство регулирования спроса и предложения товаров.

Наиболее часто акцизы устанавливаются на социально вредные товары и предметы роскоши и, помимо фискальной функции, имеют цель снизить потребление данной продукции. Широкое применение получила практика установления акцизов на высокорентабельную продукцию с целью изъятия в бюджет части полученной производи­телями или импортерами сверхприбыли, а также на некоторые виды энергоресурсов с целью более бережного и эффективного их исполь­зования в национальной экономике. В большинстве стран к подак­цизным товарам относятся алкогольная и табачная продукция, бен­зин, автомобили, изделия из драгоценных металлов.

141

В России подакцизными товарами признаются:

1) социально вредные товары:

• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликерово-дочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1 , 5 % , за исключе­нием виноматериалов);

• пиво;

• табачная продукция;

• спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

• спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспен­
зии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной
долей этилового спирта более 9%;

2) предметы роскоши:

• легковые автомобили;

• мотоциклы с мощностью двигателя свыше 1 5 0 л . с ;

3) продукты переработки углеводородного сырья:

• автомобильный бензин;

• дизельное топливо;

• моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (ин­жекторных) двигателей;

• прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попут­ного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья);

4) акцизы, взимаемые на таможне.
Не являются подакцизными такие спиртосодержащие товары,

как лекарственные средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке и др.

Не подлежат обложению акцизами:

• передача подакцизных товаров одним структурным под­разделением организации другому для производства также подакцизных товаров;

• реализация подакцизных товаров (за исключением нефте­продуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ;

• реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

• первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйственных подакцизных товаров, от которых произо­шел отказ в пользу государства.

142

Акцизные налоги в бюджет вносят предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара или минерального сырья. Объектом налогообложения служат оборо­ты по реализации подакцизных товаров.

По подакцизным товарам используются два вида ставок: специ­фические и адвалорные.

Специфическиеналоговые ставки являются твердыми и применя­ются в абсолютной сумме на единицу товара. Специфические став­ки применяются к алкогольной, табачной и другой продукции. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфи­ческие ставки, налоговой базой служит объем реализованных (пере­данных) подакцизных товаров в натуральном выражении.

Если на продукцию установлены специфические ставки, то сумма акциза исчисляется по следующей формуле:

С = О х А,

где С — сумма акциза; О — налоговая ставка в натуральном выра­жении; А — ставка акциза (руб. и коп.).

Например, специфическая налоговая ставка алкогольной про­дукции с объемной долей спирта этилового свыше 9 и до 25% включительно (за исключением вин) составляет 83 руб. за 1 л без­водного этилового спирта. Для сигар специфическая налоговая ставка составляет 16 руб. 35 коп. за 1 штуку. Адвалорныеналоговые ставки устанавливаются в процентах. Налоговой базой при этом служит стоимость реализованных (переданных) подакцизных то­варов без акциза, НДС и налога с продаж.

При расчете адвалорной налоговой ставки используется следу­ющая формула:

система налогов российской федерации - student2.ru

где С — сумма налога; Н — отпускная цена без учета акциза или тамо­женная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и тамо­женные сборы, которые выступают в качестве налогооблагаемого объекта; А — ставка акциза в процентах.

Для минерального сырья налоговая база исчисляется в особом порядке, установленном для каждого вида минерального сырья. Она может дифференцироваться по отдельным месторождениям.

Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органа-

143

ми. Законодательством предусмотрены также налоговые вычеты, на которые уменьшается общая доля налога по подакцизным товарам. Вычитаются суммы налога, предъявленные продавцами и уплачен­ные плательщиком при приобретении подакцизных товаров или уп­лаченные при ввозе товаров в РФ, которые в дальнейшем использо­ваны в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

По ряду товаров (табаку, табачным изделиям, винно-водочным изделиям, пищевому спирту) предусмотрена обязательная маркиров­ка марками акцизного сбора. В таком случае предусмотрены налого­вые вычеты сумм авансовых платежей, уплаченных при приобрете­нии акцизных марок. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на налоговые вычеты. Если по итогам налогового пери­ода сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по подакцизным товарам, реализованным в отчетном налоговом перио­де, полученная разница возмещается.

Уплата налога производится не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем. В отношении отдельных видов по­дакцизных товаров могут быть установлены специальные сроки.

Акцизы являются регулирующим налогом. Они зачисляются в фе­деральный бюджет и бюджет субъектов РФ в порядке и на условиях, устанавливаемых Законом о федеральном бюджете на соответству­ющий финансовый год.

Так, например, в федеральном бюджете на 2006 г. предусмот­рено, что акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для дизельных двигателей, а также акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% зачисля­ются в размере 100% в федеральный бюджет. Что касается спирта питьевого, водку, ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории, то 50% акцизов на эти товары зачисляются в федеральный бюджет, а 50% — в бюджеты субъектов РФ.

В целом акцизы выполняют не только фискальную, но и регули­рующую функцию. Устанавливая специфические ставки (т.е. ставки в виде конкретной суммы за физическую единицу товара) и проводя корректировки при определении объектов налогообложения, госу­дарство в состоянии влиять на рентабельность производителей тех или иных подакцизных товаров.

Вместе с тем акцизы заключают целый ряд негативных момен­тов. Прежде всего понятие «предметы роскоши» является достаточ­но условным. Что в одних случаях является предметом роскоши, то при других обстоятельствах становится необходимым предметом

144

нормальной жизни. Но получается так, что, попав однажды в спи­сок предметов роскоши, впоследствии эти предметы там и остаются. Например, в п е р е ч н е подакцизных товаров С Ш А д о с и х пор числятся спички и рыболовные снасти, а в Германии — кофе, сахар, освети­тельные приборы, чай и соль. Сегодня автомобиль уже является не предметом роскоши, а необходимым средством передвижения, но тем не менее он остается подакцизным товаром.

Кроме того, ограничивая с помощью акцизов потребление отде­льных видов товаров (алкоголя, табачных изделий), государство тем самым провоцирует увеличение нелегального оборота некачествен­ной продукции или способствует усилению позиций иностранных производителей аналогичной продукции.

6.3.3. Таможенные пошлины

К числу важнейших косвенных налогов относятся также таможен­ные пошлиныи сборы.Они являются инструментом торговой поли­тики и государственного регулирования внутреннего российского рынка при его взаимодействии с мировым рынком.

Таможенными называются налоги, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары. Они выполняют не­сколько функций. Во-первых, защищают отечественного товаро­производителя от конкуренции со стороны иностранных товаров. Во-вторых, используются как средство регулирования изменений в структуре производства и потребления. В-третьих, способствуют рационализации структуры экспорта и импорта. Они призваны содействовать оперативному регулированию налогообложения перемещения товаров через таможенную границу, поэтому право на установление размеров таможенных пошлин по конкретным товарам, перемещаемым через таможенную границу, в отличие от других налогов и сборов принадлежит Правительству РФ.

Различают три вида таможенных пошлин: ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины — взимаются с импортируемых товаров, провозимых через таможенную границу или отпускаемых с таможенных складов, расположенных внутри страны. Они уста­навливаются в фискальных целях либо для ограждения собствен­ного рынка, либо для предотвращения доступа товаров извне. Это самый распространенный вид таможенных налогов. Доля ввозных таможенных пошлин в общей сумме таможенных пошлин состав­ляет около 25%.

145

Вывозные (экспортные) пошлины — взимаются с товаров при вывозе их за таможенную территорию. Эти пошлины служат для того, чтобы ограничивать вывоз товаров из страны. Чаще всего они применяются к товарам, по которым в области экспорта страна обладает монополией. В настоящее время в России экспортные пошлины в основном существуют на сырьевые товары. На долю этой категории пошлин приходится около 75% всей суммы тамо­женных пошлин.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через гра­ницу. Они достаточно широко используются многими странами вфискальных целях и взимаются в виде: разрешительных, гербовых сборов, платы за провоз грузов и т.п. Основной целью введения транзитных таможенных пошлин является регулирование грузопо­токов через территорию страны. В мировой практике транзитные пошлины встречаются редко. В российской практике этот вид таможенных пошлин также практически не используется.

По характеру взиманияставки таможенных пошлин делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фикси­рованной сумме с натуральной единицы продукции (веса, объема, штуки и т.п.). При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к таможенной стоимости товара, а при смешанном тарифе (коммулятивном) устанавливается частично в твердой сумме, час­тично в процентах.

По характеру происхожденияпошлины бывают:

• автономные — это пошлины, которые устанавливаются отдель­
ными странами водностороннем порядке, вне зависимости от
каких-либо многосторонних или двусторонних договоров. Вели­
чина этой пошлины может быть изменена в связи с интересами
государства безсогласования со странами-партнерами;

• конвенционные (договорные) — это пошлины, которые устанав­
ливаются на основе соглашения между странами. Они не могут
быть изменены странами водностороннем порядке.
Существует также целый ряд специальных п о ш л и н .К их числу от­
носят антидемпинговые пошлины, которые взимаются сверх обыч­
ных при обнаружения факта демпинга. С их помощью ликвидируют­
ся условия для демпинга, т.е. ввозимый товар теряет преимущество
перед аналогичным товаром данной страны.

Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами товаров оте­чественного производства. Они применяются для поддержания оп­ределенного уровня цен на отечественные товары.

146

Преференциальные пошлины (предпочтительные) — это льготные пошлины, которые вводятся в пониженных размерах для одной или нескольких стран. Чаще всего они ниже минимальных или равны нулю, что равноценно беспошлинному провозу.

В противоположность преференциальным существуют дискрими­национные поииины, которые вводятся для ограничения ввоза отде­льных товаров.

Существуют еще компенсационные пошлины,которые взимаются с целью нейтрализации субсидий, предоставленных государством им­портеру товара. Главной целью всех специальных пошлин является противодействие вытеснению с рынка отечественных производите­лей из-за поступления более дешевых импортных товаров.

Таможенные пошлины не являются регулирующим налогом. Они в полном объеме вносятся в федеральный бюджет и составляют зна­чительную часть его доходов. Вместе с тем сегодня неиспользован­ные резервы увеличения таможенных платежей остаются еще значи­тельными.

В целях совершенствования фискальной и регулирующей функ­ций таможенной системы следует:

1) последовательно снизить средневзвешенную и максимальную импортную пошлину;

2) максимально укрупнить товарные группы;

3) отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспор­та и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции);

4) ликвидировать все существующие льготы;

5) исключить регулятивные функции из компетенции таможен­ных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работ);

6) в целях укрепления связей таможенных и налоговых органов следует ввести идентификацию товаров, основанную на грузовой таможенной декларации. Этот документ должен сопровождать то­вар вплоть до конечного потребления, что позволит любому проверя­ющему, вплоть до розничной торговли, выяснить, соблюдены ли та­моженные формальности при ввозе товара.

6.3.4. Налог на прибыль

Кроме косвенных налогов, существенную часть доходов бюдже­тов разных уровней составляют прямые налоги. Среди прямых на­логов наиболее значимыми с точки зрения их роли в формировании

147

бюджетов являются налог на прибыль предприятийи организаций, подоходный налог с физических лиц и налог на имущество.

Налог на прибыльпредприятий и организаций является одним из основных прямых налогов. Прямым он называется потому, что пред­ставляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданною про­изводителем. Его величина непосредственно зависит от получаемой прибыли, а реальным плательщиком налога выступает получатель дохода. Данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции, как при косвенном налогообложении.

Этот налог взимается на территории РФ с 1 января 1992 г. Подоб­ный налог существовал еще в 20-е гг. в форме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий иорганизаций. На­чиная с 30-х гг. XX в. налогообложение юридических лиц по сущест­ву в России было прекращено. Вплоть до конца 80-х гг. существовали так называемые отчисления от прибыли, которые платили в бюджет государственные предприятия. С появлением частных предприятий в начале 90-х гг. возникла необходимость введения самостоятельного налога на прибыль, который и был введен в 1992 г.

Налог на прибыль широко применяется в практике налогообло­жения в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет государству не только пополнять казну, но и регулировать экономиче­ские процессы, влиять на развитие производства. Налог на прибыль используется при регулировании инвестиционной деятельности предприятий, развитии малого бизнеса, привлечении в страну ино­странного капитала путем предоставления государством различных льгот и установления налоговых ставок.

Политика в области налогообложения доходов юридических лиц оказывает существенное влияние на инвестиционные процессы. Особое значение имеет такая политика в условиях экономических кризисов, когда собственные средства предприятий становятся ос­новным источником инвестиционных ресурсов, а государственные инвестиции фактически утрачивают свое значение.

Оказывая поддержку малым предприятиям, государство пре­доставляет данной категории плательщиков налоговые канику­лы. Признавая необходимость социальной поддержки инвалидов, государство понижает ставки налога на прибыль для предприятий инвалидов. Создавая предпочтительные условия для аграрного сек­тора, государство освобождает от налогообложения прибыль, полу­ченную от производства сельскохозяйственной продукции, и т.д.

Налог на прибыль выступает и как источник доходов бюджетов. Во многих странах доля налога на прибыль в доходах бюджетов очень

148

велика. В России в начале 90-х гг. налог на прибыль также обеспе­чивал около '/3 доходов федерального бюджета. Начиная с середи­ны 90-х гг. наблюдается явная тенденция сокращения доли налога на прибыль в доходах федерального бюджета. Так, если в 1 9 9 8 г. налог на прибыль составлял 13,1% доходов федерального бюджета, то в 2006 г. — только 7,1%. Такая тенденция является в некоторой степе­ни закономерной. С одной стороны, это свидетельствует о том, что в России, как и в большинстве развитых стран, наметилась тенденция к снижению ставок налога на прибыль. С другой стороны, это под­тверждает вывод об усилении регулирующей роли налога на прибыль по сравнению с его фискальной функцией.

Налог на прибыль уплачивают все юридические лица. Платель­щиками налога являются иностранные организации, осуществля­ющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Плательщиками на­лога выступают также банки, страховые компании, негосударствен­ные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг и др. Кроме того, к плательщикам налога на прибыль относятся филиалы и раз­личные обособленные подразделения предприятий, которые имеют отдельный баланс и расчетный счет.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ не являются пла­тельщиками налога на прибыль:

• предприятия, переведенные на уплату единого налога на вме­ненный доход для определенного вида деятельности;

• организации, перешедшие на упрощенную систему налогооб­ложения, учета и отчетности;

• организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по дея­тельности, относящейся к игорному бизнесу;

• организации, являющиеся плательщиками единого сельскохо­
зяйственного налога.

Объектом налогообложения признается прибыль в денежном вы­ражении. При этом прибыльюв соответствии с гл. 25 части второй Налогового кодекса признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. При этом доходами признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобре­тенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав;

149

2) внереализационные доходы, которые включают: доходы от долевого участия в других организациях; от операций по купле-продаже иностранной валюты; доходы в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

Наши рекомендации