Бюджетная система РФ и организация бюджетного процесса
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Методические материалы по изучению дисциплины
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»)
Саратов
2104
Составители:
канд. экон. наук, доцент Г.И. Коблова ,
канд. экон. наук, доцент Е.В. Золотарева
Бюджетный учет и отчетность: методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ сост. Г.И. Коблова, Е.В.Золотарева. Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБУ ВПО «Российский экономический университет
имени Г.В.Плеханова /. – Саратов, 2014. – 90с.
Рекомендует к печати: ученый совет учетно-экономического факультета 17.10.2010г. | © Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова |
Введение
Методические материалы по изучению дисциплины «Бюджетный учет и отчетность» разработаны в соответствии с учебным планом (дисциплина профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» вариативной части профессионального цикла) и рабочей программой данной дисциплины, входящих в состав документации основной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Цель настоящих методических материалов состоит в оказании содействия обучающимся в успешном освоении дисциплины «Бюджетный учет и отчетность» в соответствии с общими целями данной основной образовательной программы.
Выполнение предусмотренных методическими материалами задания по данной дисциплине позволит обучающимся получить необходимые знания, умения и навыки и на базе их сформировать (либо полностью, либо частично) соответствующие компетенции:
- способность формировать информацию о нормативном регулировании по организации бюджетного процесса и учета у субъектов учета;
- способность применить правила бюджетной классификации методы и правила учета основных объектов учета.
- способность составлять бюджетную отчетность.
- способность интерпретировать бюджетную отчетность государственных (муниципальных) учреждений и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
Для выполнения предусмотренных методическими материалами заданий по данной дисциплине необходимо иметь знания, полученные в результате освоения предшествующей дисциплины «Бухгалтерский финансовый учет».
Успешное выполнение заданий, предусмотренных методическими материалами по данной дисциплине будет способствовать успешному освоению последующих дисциплин «Анализ финансовой отчетности», прохождению учебной и производственной практик, итоговой государственной аттестации.
Форма организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бюджетный учет и отчетность» может быть как индивидуальная внеаудиторная, так и индивидуальная аудиторная под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа предполагает изучение студентами конспектов лекций, дополнительных литературных источников, решение задач и выполнение заданий.
Задача считается решенной, если вычислен верный ответ. Достижение указанных результатов свидетельствует, что теоретический материал курса усвоен и студент готов к сдаче зачета (экзамена). Если уровень усвоения материала ниже среднего, то следует усилить самостоятельную работу, воспользоваться дополнительной литературой для самообразования, консультацией преподавателя, а затем повторно выполнить задания для самостоятельной работы
Методические материалы содержат по каждой теме:
- перечень теоретических вопросов, самостоятельно подготавливаемых во внеаудиторное время и обсуждаемых на практических занятиях;
- вопросы для самоконтроля, задачи, выполняемые во внеаудиторное время;
- задачи, выполняемые на практических занятиях;
Изучение дисциплины предусматривается в 8 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 академических часа (4 зачетных единиц), в том числе на аудиторные занятия 56 часов, на самостоятельную работу 88 часов
Форма итоговой промежуточной аттестации: экзамен.
Бюджетная система РФ и организация бюджетного процесса
Практические занятия – не предусмотрены
Внеаудиторная самостоятельная работа – 6 часов
Методические рекомендации по теме
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что в бюджетном учете исполнение бюджета отражается на счетах пятого раздела плана счетов и сч. 121002000, 130405000, 020101000.
После утверждения закона (решения) о бюджете Минфин РФ составляет Сводную бюджетную роспись.
Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом в соответствии с Бюджетным кодексом.
Одновременно со сводной бюджетной росписью утверждаются ЛБО главным распорядителям в разрезе ведомственной классификации и КОСГУ.
ЛБО главным распорядителям средств федерального бюджета в разрезе КОСГУ утверждаются по следующим образом: по группам 300 и 500, статьям 210, 220, 230,240, 250, 260, 290, подстатьям 211, 212, 213.
В части ведомственной структуры ЛБО должны соответствовать показателям сводной бюджетной росписи и не могут быть больше утвержденных бюджетных ассигнований.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся Минфином РФ до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года через органы Федерального казначейства (далее – ОФК).
ОФК на основе утвержденных сводной бюджетной росписи и ЛБО осуществляет доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, ЛБО на финансовый год на основании Казначейского уведомления.
Одновременно со сводной бюджетной росписью главные распорядители составляют бюджетные росписи, казенные учреждения – бюджетные сметы, в бюджетные и автономные учреждения – план финансово-хозяйственной деятельности, данные которых и отражаются на счетах санкционирования расходов.
Счета пятого раздела плана счетов имеют ряд особенностей:
1) они не являются балансовыми и не отражаются в балансе ф.0503130;
2) обороты по счетам санкционирования расходов ведутся в течение текущего финансового года. По его завершении показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам текущего финансового года на очередной финансовый год не переносятся, а просто обнуляются;
3) изменения принятых к учету данных, вносимые в течение текущего финансового года, отражаются на счетах бюджетного учета с использованием типовой корреспонденции счетов при увеличении со знаком «плюс», при уменьшении со знаком «минус».
Учет данных, утвержденных в бюджетной росписи и бюджетной смете на текущий финансовый год, ведется на сч. 150100000, 150200000, 150300000.
В учете казенного учреждения делаются следующие записи.
Приняты к учету доведенные ЛБО текущего финансового года:
Д-т 150115000 К- 150113000.
Детализированы ЛБО: Д-т 150113000 К-т 150113000.
Учет данных, утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год, ведется на сч. 050410100, 050410200, 050710100, 050810100, 050610200. На перечисленных счетах отражается:
- суммы утвержденных расходов учреждения:
Д-т 050410200 К-т 050610200;
- суммы утвержденных доходов (поступлений) учреждения, утвержденных: Д-т 050710100 К-т 050410100.
Кроме плановых данных на счетах пятого раздела Плана счетов отражается принятие обязательств и денежных обязательств учреждения и право на принятие обязательств. Для этого используется сч.050200000 и 050800000.
Отражение на счетах принятых обязательств осуществляется в момент заключения договора/контракта, подписания приказа на командировку, разрешения руководителя на выдачу подотчетных сумм. При этом делается запись:
Д-т 150113200, 050610200 К-т 050211200.
Денежные обязательства могут быть принятыми или исполненными. Принятие денежных обязательств отражается в момент их начисления (например, Д-т 040120200 К 030221000) или в момент перечисления аванса (например, Д-т 120621000 К-т 130405200). Исполнение денежных обязательств отражается в момент окончательного расчета (Д-т 130221000 К-т 130405200) или в момент перечисления аванса.
Принятие денежных обязательств на счетах санкционирования расходов отражается: Д-т 150211200 К-т 150212200. Указанная проводка делается одновременно с записями:
Д-т 140120200 К-т 130221000; Д-т 120621000 К-т 130405200.
Право на принятие обязательств, то есть сумма исполнения в текущем финансовом году по доходам (поступлениям), отражается:
Д-т 050810100 К-т 050710100.
Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств, в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово – хозяйственной деятельности) учреждения.
Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Она представляет собой группировку с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Правила применения бюджетной классификации утверждаются ежегодно соответствующим приказом Минфина РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
В состав бюджетной классификации входят четыре классификации:
- классификация доходов бюджетов (КДБ);
- классификация расходов бюджетов (КРБ);
- классификация источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФД);
- классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс, а именно:
- группу, подгруппу в классификации доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- раздел, подраздел в классификации расходов бюджетов;
- группу, статью в КОСГУ.
Перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета, когда это разрешено Бюджетным кодексом.
Код классификации доходов, расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета имеет 20 разрядов. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Вторая часть кода представляет собой функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, подвиды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации. Три последние знака 20-значного кода являются КОСГУ. Примеры кодов бюджетной классификации приведены в прил.1, 2.
Единый план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений состоит из пяти разделов: 1. Нефинансовые активы; 2. Финансовые активы; 3. Обязательства; 4. Финансовый результат; 5. Санкционирование расходов. Кроме того, для учета имущества, не являющегося имуществом, переданным в оперативное управление бюджетному учреждению (арендованные основные средства, материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку), а также бланков строгой отчетности, списанной задолженности неплатежеспособных дебиторов и пр. применяются забалансовые счета. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе.