Раздел 1. рынок, как основа
Боголюбов В.С., Быстров С.А.
“Финансовый
менеджмент
в туризме”
Учебник
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика формирует конкуренцию как основной механизм регулирования хозяйственного процесса с целью достижения максимальных выгод (доходов, прибылей). Конкурентоспособность предприятия может быть обеспечена в первую очередь за счет эффективного управления движением финансовых ресурсов и капитала. От того, насколько эффективно и целесообразно финансовые ресурсы (собственные и заемные) трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятий, их владельцев и работников и, как производное от этого благополучия, - состояние экономики страны и качество жизни населения. Поэтому управление финансами (финансовыми ресурсами) и финансовыми отношениями, составляющими сущность финансового менеджмента, приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.
Сложность финансового менеджмента как науки и практики проявляется даже на уровне понятийных определений, приводимых в специальной литературе и отражающих взгляды авторов (например, И.Т. Балабанов, В.В. Ковалев, Е.С. Стоянова и др.). Обобщая взгляды исследователей, можно определить финансовый менеджмент как управление финансовыми ресурсами и отношениями на основе особых принципов, методов, функций и форм с целью увеличения доходности (прибыльности) за счет повышения конкурентоспособности субъекта хозяйствования.
Финансовый менеджмент как наука обладает общей методологической сущностью, однако имеет особенности в различных сферах и видах деятельности национальной экономики. Эти различия в первую очередь определяются отраслевыми особенностями, характером (методом) производства и реализации продукции (услуг), особенностями конкретного предприятия (фирмы), в том числе характером формирования и использования финансовых ресурсов, финансовыми отношениями с партнерами по бизнесу.
В настоящее время в России и за рубежом опубликованы книги с названием «Финансовый менеджмент» (в том числе авторов, названных выше). В них излагаются общеметодологические вопросы по управлению финансами на предприятиях (субъектах хозяйствования), на фондовых биржах и внебиржевом рынке. Однако в этих изданиях практически не рассматриваются особенности финансового менеджмента на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства. В то же время туризм как форма отдыха и его инфраструктура, являясь существенным фактором развития общества, объединяя государства и континенты, усиливая позитивные глобализационные процессы, нуждается в профессиональном, эффективном управлении финансами. Исследования зарубежных авторов показали, что в сфере мирового туризма на каждые 100 человек персонала приходится только 7 человек со специальным (высшим и среднем) образованием (ниже, чем во многих других отраслях мирового хозяйства). Однако управление финансами в туризме требует принятия быстрых, точных, обоснованных решений в условиях повышенного риска и постоянно изменяющейся внешней среды, что может быть реализовано только специалистами с высоким уровнем подготовки.
При написании данного учебника по дисциплине "Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве", которая базируется на знании смежных дисциплин: "Основы рыночной экономики", "Экономика отрасли туризма”, “Экономика предприятия”, “Бухгалтерский учет”, "Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства" и других, мы исходили из следующих соображений. Во-первых, уточнить и развить целостное системное представление о финансовом менеджменте в туризме и гостиничном хозяйстве, изложенное в предыдущих наших работах: “Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве” (В.С. Боголюбов, учебно-методическое пособие, СПб, СПбГИЭУ, 2002 год), “Финансовый менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства” (В.С. Боголюбов, учебное пособие, СПб, СПбГИЭУ, 2003 год), “Финансовый менеджмент в туризме” (С.А. Быстров, учебное пособие, Москва-Санкт-Петербург, “Издательский дом Герда”, 2006 г.). Во-вторых, не углубляясь в подробное рассмотрение частных вопросов, ответы на которые можно найти в рекомендуемых в каждом разделе учебника литературных источниках, попытались представить анализируемые задачи и методы финансовых решений как комплексные проблемы с возможными и допустимыми вариантами решений. В-третьих, излагая (достаточно коротко, но концептуально) методологические аспекты каждого раздела, приводим примеры (с комментариями) практического применения методологических знаний. В-четвертых, логика изложения должна соответствовать логике системного анализа и принятия решений финансовым менеджером на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства.
Поэтому порядок изложения был выбран следующий: от общего и относительно более простого для понимания к более сложному: взгляд на рыночную экономику с позиций финансового менеджмента, определение конкретных целей в конкретных ситуациях и постановка проблемы, выбор метода разрешения проблемы и оценка результатов управленческих решений, финансовый анализ, планирование, прогнозирование и бюджетирование в условиях повышенного риска и неопределенностей, стратегия инвестиционной деятельности, лизинг, управление оборотным капиталом, влияние внешней среды на финансовые результаты предприятия, дилеммы финансового менеджмента и пути поиска компромиссов, а также и другие аспекты. Все стороны (аспекты) финансового менеджмента рассматриваются с позиций интересов предприятий туризма и гостиничного хозяйства, т.е. в первую очередь учитываются особенности и цели финансового менеджмента на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства.
РАЗДЕЛ 1. РЫНОК, КАК ОСНОВА
ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ