Цель и задачи анализа финансового состояния предприятия

Для оценки финансового состояния предприятия применяется целая система абсолютных и относительных показателей, характеризующих структуру активов и источники их финансирования, обеспеченность собственными средствами и эффективность их использования, конечные результаты хозяйственной деятельности (прибыль и рентабельность), оборачиваемость основных и оборотных средств, финансовую устойчивость, состояние расчётов с финансовыми органами.

Задачи анализа состояния многогранны и заключаются, прежде всего в том, чтобы дать развёрнутую характеристику финансового положения предприятия на начало и конец отчётного периода, с тем чтобы видеть, какими активами (имуществом) располагает предприятие, как они размещены, насколько эффективно используются и за счёт каких источников сформированы.

Другой важной задачей является определение платежеспособности предприятия, изучение конечных результатов деятельности. При этом особенно важно выявить, насколько эффективно были использованы имевшиеся у предприятия средства (капитал) для повышения рентабельности хозяйственной деятельности и как были выполнены показатели финансового плана.

Финансовое состояние любого торгового предприятия находится в непосредственной зависимости от выполнения намеченных планов торгово- хозяйственной деятельности, в первую очередь по объёму товарооборота. Чем больше реализовано товаров, тем больше будет получено доходов и прибыли.

Поэтому анализ финансового состояния должен проводиться в тесной увязке с рассмотрением выполнения заданий по основным показателям хозяйственной деятельности и практически является одновременно и анализом всей хозяйственной деятельности предприятия. Конечная цель анализа - выявить недостатки в финансово - хозяйственной деятельности и определить меры по укреплению финансового положения, тем самым дать руководству предприятия (фирмы) необходимую информацию для принятия конкретных управленческих решений по улучшению использования финансовых ресурсов и повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния являются: 1. Баланс предприятия (ф. № 1 ). 2. Отчёт о прибылях и убытках (ф. № 2). 3. Приложение к балансу (ф. № 5). 4. Данные статистической отчётности и оперативного учёта по соответст-вующим показателям.

Актив баланса отражает состав, размеры и размещение активов, т. е. имущества предприятия. Пассив баланса характеризует источники формирования средств (капитала). Все активы предприятия подразделяются на три вида: долгосрочные, нематериальные, текущие. Они соответственно показываются в первом, втором и третьем разделах актива баланса.

Пассив баланса также содержит три раздела :источники собственных средств, долгосрочные финансовые обязательства , расчёты и прочие пассивы.

Наряду с бухгалтерским балансом важным источником информации для анализа финансового состояния является "Отчёт о прибылях и убытках " (ф. № 2). В нём отражаются финансовые результаты хозяйственной деятельности (балансовая прибыль или убытки), использование прибыли, виды и размеры платежей в бюджет и во внебюджетные и другие фонды, а также затраты и расходы, учитываемые при расчёте суммы льгот по налогу на прибыль.

38, АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ.

Целью проведения экономического анализа общего уровня и отдельных статей расходов на реализацию товаров является оценка их рациональности и выявление возможности экономики с целью улучшения конечных финансовых результатов деятельности торговых организаций.

Анализ расходов может проводится полный и неполный. Полный анализ расходов необходимо производить не реже одного раза в квартал, а неполный – ежемесячно.

Задачами полного анализа расходов является определение:

- ожидаемых (фактических) уровней и суммы затрат, выполнения плана расходов по общему уровню и по отдельным статьям;

- динамики и степени выполнения плана по расходам;

- размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня расходов по сравнению с плановым уровнем;

- величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям;

- изменений расходов подведомственных предприятий;

- издержкоемкости отдельных видов товаров.

Основным информационным источником для проведения анализа общего уровня и отдельных статей расходов на реализацию является бухгалтерский баланс торговых организаций и формы к нему, в частности форма № 3 к балансу « Отчет о расходах на реализацию товаров» кроме того при проведении экономического анализа ресурсов на реализацию используются данные статистической отчетности, оперативная документация, действующие нормативные документы.

По ходу практической реализации поставленных задач рассчитываются следующие аналитические показатели расходов на реализацию:

- уровень расходов по общему уровню и отдельным статьям за отчетный (1) и базисный (0) периоды:

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru ;

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru ,

где цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru , цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru – общая сумма расходов соответственно за базисный и отчетный периоды, р. ; РТО0,РТО1 - объем товарооборота соответственно за базисный и отчетный периоды, р. ; УР0 , УР1 - уровень расходов в процентах к товарообороту соответственно за базисный и отчетный периоды, % ;

- размер изменения общего уровня и уровня отдельных статей расходов на реализацию товаров:

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Знак «-» означает экономию уровня отдельных расходов, знак «+» - его перерасход;

- темп изменения общего уровня и уровня отдельных статей расходов на реализацию товаров: цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

- относительная сумма экономии (перерасхода) расходов на реализацию товаров:

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Следующим этапом экономического анализа расходов является определение влияния факторов на их разницу.

Одним из основных факторов, влияющих на уровень и сумму расходов, является объем товарооборота

Расчет влияния объема продаж на расходы по реализации товаров производится по следующей схеме:

- пересчет плановой (или за предшествующий период) суммы условно – постоянных расходов на фактический розничный товарооборот в сопоставимых ценах по формуле

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

где Рпост0 - сумма условно- постоянных расходов за базисный год, р. ; РТО1 - розничный товарооборот за отчетный год, р. ; Iр - индекс цен на потребительские товары в отчетном году по сравнению с предшествующим годом;

- пересчет плановой (или за предшествующий период) суммы условно – постоянных расходов на плановый (или за предшествующий период товарооборот:

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

где РТО0 - розничный товарооборот за базисный год, р. ;

- расчет влияния объема розничного товарооборота на уровень расходов:

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

Товарная структура оборота и сдвиги в нем оказывают значительное влияние на величину расходов торгового предприятия. Для расчета влияния этого фактора целесообразно воспользоваться одной из нижеприведенных формул:

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

где цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru - величина изменения расходов в результате изменений в структуре товарооборота; i – индекс товарной группы (i=1, 2, 3,….,n); б – индекс базисного периода; п – индекс фактического периода; аi - удельный вес объема реализации i- й товарной группы в общем объеме товарооборота в базисном (абi ) или фактическом (ожидаемом) ( цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru ) периоде; цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru - уровень расходов обращения i –й товарной группы в базисном периоде; цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru - общий объем товарооборота (фактический, отчетный).

Расчет влияния структуры товарооборота на уровень расходов может быть произведен следующим образом:

цель и задачи анализа финансового состояния предприятия - student2.ru

где ЕАо, ЕА1 - объем товарооборота отдельных товаров и товарных групп в плановом базисном и отчетном периодах; РОо, РО1 - плановый и отчетный уровень расходов товаров и товарных групп, процент к обороту; ЕТо, ЕТ1 - общий объем товарооборота, соответственно в базисном (плановом) и отчетном периодах.

Наши рекомендации