Оценка уровня эффективности производства и управления

Для оценки уровня эффективности производства и управления ис­пользуется метод динамических нормативов эффективности.

Сущность оценки эффективности по динамическим нормативам за­ключается в следующем. Известно, что повышение эффективности произ­водства состоит прежде всего в том, чтобы результаты производства росли быстрее, чем затраты на него. Эффективность производства растет, если темпы роста показателей результатов опережают темпы роста показателей затрат и ресурсов производства. Так, повышение производительности тру­да обеспечивается при темпе роста объема выручки, опережающем темп роста численности работающих, улучшение использования производст­венных фондов достигается, если объем продукции растет более быстры­ми темпами, чем стоимость фондов. При этом повышение фондовооруженности будет достигнуто при более быстром увеличении стоимости фондов по сравнению с численностью работающих.

Упорядочение первичных показателей результатов, затрат и ресурсов по приоритетам темпов их роста представляет собой систему динамиче­ских нормативов эффективности. Набор показателей, с помощью которых задаются эти нормативы, носит название нормативной системы показате­лей (НСП).

Показатели, включаемые в НСП, и характер их упорядочения зависят от специфики хозяйственной деятельности.

При этом необходимо установить рациональные соотношения (приоритеты) темпов роста, то есть установить нормативные ранги.

Для определения нормативных темпов роста используются показате­ли, рассчитанные на основании сравнения задания и базового уровня зна­чения показателя, достигнутого к началу прогнозируемого периода. На ос­новании этих показателей определяется уровень эффективности производ­ства, заложенный в прогноз. Эффективность же управления определяется не по приросту частных показателей, а по изменению этого прироста от периода к периоду. При этом наиболее эффективное управление достига­ется тогда, когда темпы темпов роста показателей результатов опережают темпы темпов роста показателей затрат и ресурсов. Другими словами, оценка эффективности управления отражает тенденцию изменения пока­зателей, насколько замедлился или увеличился рост показателей, либо со­кратилось (изменилось) снижение их уровней. Управление эффективно, если в каждом периоде работникам управления удается не только сохра­нить достигнутые положительные тенденции в развитии предприятия, но и исправить негативную тенденцию изменения другой части показателей.

Уровни эффективности производства и управления определяются по формулам коэффициентов ранговой корреляции Кэнделла, Спирмена и по результирующему коэффициенту.

Коэффициент ранговой корреляции Кэнделла:

Оценка уровня эффективности производства и управления - student2.ru (19)

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена:

Оценка уровня эффективности производства и управления - student2.ru (20)

где: Оценка уровня эффективности производства и управления - student2.ru - число нарушенных нормативных отношений темпов роста i-ых показателей;

n - число показателей в нормативной системе;

уi - разность рангов i-го показателя в фактическом и норматив­ном упорядочении темпов роста.

Результирующий коэффициент:

Кp=[(1+Кэ)+(1+Кк)]:4 (21)

Значения Кэ и Кк изменяются от -1 до +1. Оценка «+1» соответствует деятельности с наивысшей эффективностью, при «-I» происходит ухуд­шение абсолютно всех соотношений показателей. Нулевую оценку эффек­тивности получает деятельность предприятия, приведшая к улучшению (ухудшению) половины показателей.

Значения Кp изменяются от 0 до 1. Значение Кp = 0,5 соответствует се­редине шкалы оценок Кэ и Кк.

Расчеты величин Оценка уровня эффективности производства и управления - student2.ru и Оценка уровня эффективности производства и управления - student2.ru выполняются в форме таблицы (таблица 5)

Показатели вписываются в таблицы в порядке убывания нормативных рангов. Нормативные ранги, как было сказано выше, присваиваются пока­зателям, исходя из рациональных соотношений темпов роста. Фактические ранги присваиваются по принципу: первый - показателю, имеющему наи­больший темп роста, второй - показателю, с темпом меньшим, чем у пер­вого показателя, но более высоким, чем у всех оставшихся и так далее. Число перестановок (нарушенных нормативных соотношений) определя­ется следующим образом. Для каждого показателя из графы 5 табл.5 под­считывается количество показателей, которые должны по нормативу идти после него, то есть иметь менее значимый ранг, а фактически находятся впереди.

Таблица 5

Расчет уровня эффективности производства

Наименова-ние Базо­ Прог- Темп Ранги   Число Раз­- Квад-
ние показа- вый нози- роста (приор ри- переста­- ность рат
теля*   период руемый % теты)   новок ран­гов разнос-ности
      пери­од (гр.3 : темпо в показате-­ (гр.5 - ­ти ран­-
        гр.2) роста   лей (mi) гр.6) (Уi) гов (Уi2)
                           
                               
                                 
                Фак- нор-            
                ти- ма-            
                чес- тив-            
                кие ные            
Выручка                            
др.показатели                              
Прибыль                            
Количество единиц про­дукции                                
                   

Расчет уровня эффективности управления производится в таблице аналогичной формы, несколько меняется только содержание граф 2, 3, 4.

Таблица 6

Фрагмент таблицы по расчету уровня эффективности управления

Темпы роста, %   Темпы темпов роста, % (гр.З : гр.2)  
в базовом периоде   в прогнозируемом пе­риоде  
     
           

В графу 3 табл.6 переносятся данные графы 4 табл. 5, а в графу 2 табл.6 заносятся данные, фактической динамики предыдущего периода.

По результатам расчетов делаются выводы, дается оценка уровню эффективности производства и управления, указываются факторы отрица­тельно и положительно повлиявшие на уровень эффективности, какие не­гативные тенденции (благодаря эффективному управлению) стали замед­ляться, а положительные - нарастать. Следует также установить причину значительных расхождений между уровнем эффективности производства и уровнем эффективности управления.

1 Следует иметь в виду, что «хорошее» значение точки безубыточности не гарантирует эффективности проекта, т. к. при определении точки безубыточности в величины Зс и 3v обычно не включаются выплата на компенсацию инвестиционных затрат, процентов по кредитам и т. д.

* не менее 8 показателей

Наши рекомендации