Финансовая политика государства

  1. Содержание и значение финансовой политики.
  2. Финансовая политика государства на современном этапе.

1. Исторические корни слова политика - это образ действия кого-либо, направленный на достижение чего-либо.

Финансовая политика государства - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика призвана обеспечить нормальное функционирование финансовой системы страны.

Финансовая политика складывается из следующих звеньев:

1. выработки научно обоснованной концепции (концепция – главная идея) развития финансов.

2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. Выбор долговременных целей финансовой политики необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития страны.

Финансовая тактика (совокупность приемов и способов) направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременной перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика отличается гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий.

С развитием государства изменяется и тип финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики, интересами правящих партий и социальных групп.

Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три ее типа:

· классическая

· регулирующая

· планово-директивная

Классический вариант был основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х г. г. ХХ века. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и к расходам на управление.

В конце 20-х г. г. ХХ века, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем, наметился переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он исходил из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основным инструментом вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. При этом государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в развитых странах. Она обеспечила в 30-60-х г.г. ХХ века стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Плановая система основана на государственной собственности на средства производства и позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в т.ч. и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80 % их чистого дохода.

Финансы, а значит и финансовая политика связаны с перераспределением в денежной форме создаваемого продукта в обществе, поэтому финансовая политика государства есть искусство перераспределения, а значит, она должна быть направлена на создание условий для увеличения базы распределения, т.е. ВВП.

Таким образом, важнейшей целью финансовой политики государства, должно быть увеличение финансовых ресурсов на базе экономического роста.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она должна оцениваться в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленной цели.

2.

Финансовая политика в практических своих проявлениях на каждой стадии развития экономики не может оставаться неизменной.

Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с переходом к рынку и либерализацией цен, начавшейся в 1992 году. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров с сохранением отдельных элементов государственного регулирования (сохранение государственных цен на товары первой необходимости). В этих условиях стал происходить рост цен и как следствие этого, увеличение темпов инфляции.

Разработка финансовой политики в период с 1992г. по 1995г. осуществлялась в условиях острой необходимости финансового оздоровления экономики, стабилизации денежного обращения. Основной целью стал переход к экономическим методам регулирования денежного оборота:

1. формирование финансового рынка (купля - продажа ценных бумаг).

2. формирование банковских резервов (резервирование части ресурсов коммерческих банков в Центральном банке на случай их банкротства для расчетов с вкладчиками. Увеличивая ставку резерва, тем самым Ц.Б. сокращает возможности коммерческих банков по кредитованию предприятий.

3. прекращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный.

Стабилизация денежного обращения к началу 1997 года позволила правительству определить новые направления финансовой политики. В числе основных направлений:

1) рост ВВП до5-7% в год;

2) рост реальных денежных доходов не менее 3-4%.

Однако негативные тенденции, складывающиеся в экономике страны, способствовали развитию в августе1998года финансового кризиса.

Следует выделить ряд причин возникновения финансового кризиса в России:

1. экономика России оказалась в сильной зависимости от мировой коньюктуры и, прежде всего от мировых цен на топливно-сырьевые товары. Резкое падение мировых цен на нефть привело к сокращению экспорта. Вследствие чего увеличился спрос на иностранную валюту и соответственно произошло давление на российский рубль.

2. сложное финансовое положение предприятий (только 25% предприятий являлись рентабельными и нашедшими свое место на рынке, 45% были на грани, 30% банкроты).

3. плохое поступление налогов и высокие текущие обязательства правительства способствовали образованию дефицита федерального бюджета и увеличению объемов государственного долга при отсутствии роста ВВП.

4. натурализация экономики (бартерный обмен) Как следствие в бюджет не поступили огромные суммы налогов.

5. ориентация финансовой системы на рынок государственных ценных бумаг и использование его в качестве средства финансирования дополнительных бюджетных расходов, а не структурной перестройки экономики.

Последствия:

1. отказ от политики стабильного валютного курса вызвал резкую девальвацию национальной валюты и всплеск инфляции.

2. решение Правительства России о прекращении платежей по внутреннему долгу способствовало глубочайшему банковскому кризису, в результате которого была парализована система расчетов в стране.

Основными компонентами государственной финансовой политики страны в этот период стали следующие:

1. умеренная поддержка коммерческих банков;

2. введение обязательной продажи валютной выручки предприятиями – экспортерами Центральному Банку России;

3. реструктуризация (изменение условий) долга по государственным ценным бумагам.

Характеризуя государственную финансовую политику, можно отметить, что1999году она выходит из кризисной стадии, начинается проведение новой комплексной финансовой политики, направленной на стабилизацию экономики в целом для долгосрочного экономического роста.

Наши рекомендации