Нормативно-Правовые Акты о налогах и сборах
Несмотря на их разнообразие, НПА о налогах и сборах должны соответствовать положениям, установленным Кодексом. В нем предусмотрены правила, которые применяются при определении несоответствия НПА-а о налогах и сборах положениям НК или при определении несоответствия между собой актов, имеющих разную юридическую силу. Так, НПА о налогах и сборах признается не соответствующим кодексу или акту более высокой юридической силы при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1. Издан несоответствующим органом, либо с нарушением установленного порядка издания такого акта;
2. Отменяет или ограничивает права налогоплательщиков и плательщиков сборов, либо полномочия налоговых органов;
3. Изменяет, определенное НК, содержание обязанностей участников отношений;
4. Запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, разрешенные НК;
5. Запрещает действия налоговых органов, разрешенные или предписанные НК;
6. Разрешает или допускает действия, запрещенные НК;
7. Изменяет, установленные НК, основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, обязанности которых установлены кодексом;
8. Изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК;
9. Иным образом противоречит общим началам или буквальному смыслу конкретных положений кодекса.
В соответствии с НК существует специфика действия актов законодательства о налогах и сборах во времени:
1. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
2. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
3. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ по установлению новых налогов и сборов (а также в субъектах и местных муниципальных образованиях, вводящие налоги и сборы) вступают в силу не ранее первого января года следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их образования;
4. В налоговых правоотношения важным источником налогового права являются международные договоры (во избежание двойного налогообложения)
Субъекты налоговых правоотношений
Основными группами субъектов налоговых правоотношений являются:
1. Налогоплательщик, плательщик сборов;
2. Налоговые органы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Кроме того в Кодексе дается понятие налогового агента, который также может быть субъектом налогового правоотношения.
Налоговый агент – лицо, на которого в соответствии с Кодексом возложены в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов. К налоговым агентам относятся, в частности, работодатели.
НК, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков, но и иных лиц. Для этого вводится понятие взаимозависимые лица,которыми признаются физические лица или организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1. Одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
2. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3. Лица состоят в брачных, родственных отношениях, отношениях свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
По этим же основаниям в НК, с учетом норм ГК, предусмотрена возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях, т.е. налогоплательщик может в них участвовать через законного или уполномоченного представителя.
Законным представителем налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указную организацию на основании закона или учредительных документов. Уполномоченным представителем налогоплательщика организации признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы. Уполномоченный представитель налогоплательщика организации осуществляет свои полномочия на основе доверенности.
Законными представителями налогоплательщика физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариальной.
Не могут быть уполномоченными представителями тех и других должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры.
В налоговом правоотношении помимо налогоплательщиков участвуют налоговые органы к которым относятся федеральная налоговая служба и федеральная таможенная служба.
Лекция №17 от 15 декабря 2009г.