Источники финансового нрава
Источники финансового права –это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти, в которых содержимся нормы, регулирующие финансовуюдеятельность государства.
Основным и важнейшим источником финансовогоправа в Республике Беларусь является нормативный правовой акт.
Согласно Чакону от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»нормативныйправовой акт -- официальныйдокумент установленной формы,принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдумас соблюдением установленнойзаконодательством РеспубликиБеларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный крут лиц и неоднократное применение.
А). Финансово-Правовыенормы содержался в законодательных актах Республики Беларусь. В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы ПрезидентаРеспублики Беларусь.
1) Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
2) Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. В число законов Республики Беларусь входят чисто финансовые законы. Это, например, законы «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»; «О бюджетом классификации Республики Беларусь»; «О подоходном налоге с физических лиц».
Наиболее важное место в системе источников права занимают кодексы.
В 2002 г. принят Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), устанавливающий систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирующий властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливающий права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
3) Согласно части третьей ст. 101 Конституции в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.
Б). К источникам финансового права относятся решения Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросам, касающимся государственных и местных финансов.
В). Постановления. Правительства Республики Беларусь являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Таких постановлений Правительства по вопросам финансовой деятельности государства достаточно много. К ним, например, относятся ежегодно принимаемые постановления о мерах по реализации закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год; постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки акцизов, государственной пошлины, экологического налога и т.д.
Г). Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют ведомственные нормативные правовые акты. Основное место среди них занимают нормативные акты Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений.
Д). К источникам финансового права, относятся нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, содержащие финансово-правовые нормы. К ним, например, относятся решения местных Советов депутатов: о местном бюджете на очередной год, о введении местных налогов и сборов на территории соответствующей административно-территориальной единицы; решения местных исполнительных и распорядительных органов о порядке предоставления и возврата бюджетных ссуд, бюджетных займов, выданных за счет средств соответствующих местных бюджетов.
Е). После приобретения Республикой Беларусь своей независимости и суверенитета источником финансового права стал выступать международный договор.
5. Финансово-правовая норма.
Финансово-правовая норма - это установленное государством правило поведения сторон по поводу мобилизации денежных средств в централизованные фонды, распределения и использования денежных средств из этих фондов.
Финансовые правовые нормы характеризуются как общими, так и специфическими признаками.
Общие признакифинансово-правовой нормы, как и любой правовой нормы, заключаются в том, что она:
1) устанавливается государством в лице уполномоченных органов;
2) обеспечивается принудительной силой государства;
3) обращена к широкому кругу участников общественных отношений, регулируемых данной нормой;
4) возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;
5) выражается в нормативном правовом акте: законе, декрете, указе, постановлении, инструкции, принятом компетентным государственным органом либо органом местного управления или самоуправления.
Финансово-правовые нормы подразделяются на следующие виды: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Среди финансово-правовых норм в большинстве присутствуют обязывающиенормы. Это такие нормы, которые обязываютк совершению определенных действий (например, уплатить налог). Они регулируют активное поведение субъектов.
Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов. Эти нормы предписывают не совершать каких-либо действий в области финансовых отношений. Например, в соответствии с п. 4 ст. 48 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь не допускается взимание платы за прием банками и иными уполномоченными организациями наличных денежных средств от физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты.
Среди финансово-правовых норм незначительное место занимают уполномочивающие нормы, которые предоставляют субъекту возможность действовать в рамках требований нормы по своему усмотрению, то есть дают право выбора.
По характеру финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы определяют виды и объем денежных обязательств организаций и физических лиц перед государством, виды и объем расходов государства, устанавливают бюджетное устройство и закрепляют бюджетную систему, т.е. определяют материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. К ним, например, относятся нормы, устанавливающие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.
6. Финансово-правовые отношения.
Финансовое правоотношение - это общественное отношение, возникающее в процессе финансовой деятельности государства и урегулированное нормами финансового права.
Финансовое правоотношение является разновидностью правового отношения, поэтому ему свойственны все признаки, которые характерны для любого правоотношения.
Однако финансовое правоотношение имеет особенности, которые выделяют его из системы правовых отношений. Так, финансовое отношение:
1) возникает исключительно в области финансовой деятельности государства;
2) возникает на основе нормы финансового права;
3) является, по существу, экономическим, т.е. непосредственно зависит от уровня развития экономики;
4) является имущественным (денежным) отношением;
5) одним из участников этого отношения всегда выступает само государство либо уполномоченные им государственные органы. Эти органы наделены определенными властными полномочиями в отношении других субъектов - организаций, физических лиц.
С учетом функций права финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. В финансовом праве регулятивных правоотношений большинство, поскольку финансовое право направлено на позитивное регулирование отношений, в процессе которых происходит мобилизация финансовых ресурсов в централизованные фонды государства и распределение этих финансовых средств.
Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. Эти финансовые правоотношения выполняют вспомогательную функцию и возникают в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе финансовой (экономической) санкции. К финансовым охранительным отношениям относятся, например, отношения, связанные с нарушением бюджетного законодательства, налогового законодательства, с нарушением правил ведения кассовых операций и др.
В зависимости от характера финансово-правовой нормы финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные финансовые правоотношения реализуют права и обязанности субъектов по собиранию, распределению и использованию соответствующих централизованных финансовых ресурсов. Примером материальных финансовых правоотношений служат правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, и соответственно право налогового органа требовать его уплаты.
Процессуальные финансовые правоотношения являются формой проявления порядка реализации прав и обязанностей субъектов финансового права. Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией их реализации. К числу процессуальных финансовых отношений можно отнести, например, правоотношения по бюджетному процессу.
По видам финансово-правовых институтов различают следующие финансовые правоотношения: по поводу финансового контроля; бюджетные; по поводу формирования и исполнения государственных внебюджетных фондов; налоговые; по неналоговым платежам; по государственному кредиту (государственному внутреннему и внешнему долгу); по государственномуобязательному страхованию; по поводу сметно-бюджетного(финансирования; по бюджетным ссудим и займам; в сфере денежного обращения и расчетов; в сфере валютного регулирования.