Глава 2 Анализ основных методов надзора и регулирования деятельности банков в Республике Беларусь
С соответствие со ст. 26 Банковского кодекса Национальный банк осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзор за нею [1].
Методами банковского регулирования могут быть: документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача лицензий) и т.д.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет надзор за работой коммерческих банков по следующим направлениям:
- стабилизация денежного оборота, контроль за количеством (суммой) платежных средств в стране (соблюдение норматива обязательных резервов, размещенных в Национальном банке; регулирование кредитного и фондового рынка; порядок совершения эмиссионно-кассовых операций; установление курсов валют и др.);
- обеспечение надежности и гарантии работы банков мерами безопасности (соблюдение показателей ликвидности банка, экономических нормативов; создание обязательных резервов в качестве комиссионных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов; степень рисков операций; страхование депозитных, вкладных, кредитных и других операций);
- установление справедливого подхода ко всем клиентам банка: физическим и юридическим лицам; различным собственникам; акционерам и учредителям банков.
Для реализации функций в области банковского надзора осуществляются проверки представителями Национального банка и по его поручению аудиторскими организациями (аудиторами). Порядок проведения проверок банков определяется Национальным банком. [12, с. 59]
В ходе проверок операций банков используются:
- анализ счетов, записей и других документов банка;
- отчеты внутреннего и внешнего аудита;
- информация по крупным рискам;
- анализ уровня принятия решений;
- классификация рисков по категориям;
- анализ осведомленности банка о клиенте, кредитоспособности;
- отчеты банка и филиалов.
Отчетность должна включать основные балансовые показатели, проверенные аудиторскими фирмами, дополнительные показатели. Такие отчеты могут использоваться для оценки надлежащего осуществления банковской деятельности, определения тенденций в динамике доходов или уровне резервов и др.
Для выполнения своих функций по надзору Национальный банк устанавливает для банков и при необходимости иных организаций объем представляемой бухгалтерской и статистической отчетности; посещает банки, предприятия, проверяет бухгалтерские счета и другие документы.
При банковском надзоре должны соблюдаться определенные условия:
- универсальность и обязательность. Под надзор должны подпадать все банки независимо от формы их собственности;
- единство требований. Ко всем банкам органами надзора должны применяться одинаковые требования и обязательные нормативы;
- комплексный характер надзора на основе учета всех операций банка, его филиалов и отделений;
- сочетание предварительного, текущего и последующего надзора, начиная с создания банка;
- единые базовые принципы надзора.
Одним из важнейших методов регулирования деятельности коммерческих банков Национальным является порядок установления экономических нормативов, выполнение которых обязательно [9, с. 89]. Эти нормативы установлены инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций от 28 сентября 2006 г. N 137 (с последними изменениями и дополнениями) [14].
В Инструкции модифицированы принципы и подходы к оценке рисков в деятельности банков, что соответствует цели обеспечения безопасного и ликвидного функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов и вкладчиков. Основным ориентиром при этом является приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами.
Перечислим эти нормативы:
- минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;
- предельный размер неденежной части уставного фонда;
- минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка;
- нормативы ликвидности;
- нормативы достаточности капитала;
- максимальный размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов);
- максимальный размер крупных рисков;
- максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц;
- максимальный размер рисков по инсайдерам и связанным с ними лицам;
- максимальный размер риска по средствам, размещенным в зарубежных странах, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР);
- норматив участия банка в инвестиционной деятельности;
- норматив валютного риска (открытой валютной позиции);
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- максимальный размер собственных вексельных обязательств;
- максимальный размер привлеченных средств физических лиц;
- норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.
Особенности применения экономических нормативов для банков, создаваемых на территории свободных экономических зон Республики Беларусь, регулируются отдельными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Нормативы размера уставного фонда и собственных средств (капитала) банка
Устанавливая минимальный размер уставного фонда и суммы собственных средств, Национальный банк ограждает банковскую систему от создания маломощных банков. Практика показывает, что крупные банки с достаточной суммой собственного капитала более устойчивы ко всякого рода финансовым потрясениям. Минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионам евро.
Нормативное значение минимального размера уставного фонда определяется на каждый последующий квартал исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Национальным банком по состоянию на первое число данного квартала.
Предельный размер неденежной части уставного фонда для банка независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей устанавливается в размере 20 процентов уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10 процентов - в последующие годы.
Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка, небанковской кредитно-финансовой организации, рассчитываемого в соответствии с Инструкцией №137, устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллиона евро; для действующего банка, небанковской кредитно-финансовой организации, имеющего (имеющей) право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, - в сумме, эквивалентной 25,0 миллиона евро. На нашем примере, у ОАО «АСБ Беларусбанк» собственный капитал по состоянию на 01.10.2010г. был сформирован в сумме 886,3 млн. евро (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Динамика нормативного капитала ОАО «АСБ Беларусбанк»
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10]
Динамика изменения нормативного капитала летом 2010 года была обусловлена колебаниями курса евро в пределах 3700-4100 белорусских рублей.
Нормативное значение минимального размера собственных средств определяется на каждый последующий квартал исходя из официального курса белорусского рубля по отношению к евро, установленного Национальным банком по состоянию на первое число данного квартала.
Нормативы ликвидности
Под ликвидностью понимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Соблюдение нормативов ликвидности необходимо для устойчивой деятельности банка.
Ликвидность определяется сбалансированностью активов и пассивов, степенью соответствия сроков размещения активов и привлеченных средств и другими факторами. С этой целью банк должен руководствоваться разработанной им стратегией управления ликвидностью, адекватной его собственным потребностям и обеспечивающей своевременное выполнение обязательств, а также располагать системой раннего предупреждения и системой стресс-тестов, позволяющими оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности банка, и механизмом минимизации их негативных последствий.
В целях контроля за состоянием ликвидности банка Национальным банком устанавливаются следующие нормативы ликвидности: мгновенная ликвидность; текущая ликвидность; краткосрочная ликвидность; минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.
Мгновенная ликвидность характеризует соотношение балансовой суммы активов до востребования и пассивов (обязательств) до востребования и с просроченными сроками. Минимально допустимое значение норматива мгновенной ликвидности устанавливается в размере 20 процентов. Значение мгновенной ликвидности по ОАО «АСБ Беларусбанк» по состоянию на 01.10.2010г. составляло 731,5 %.
Текущая ликвидность характеризует соотношение балансовой суммы активов с оставшимся сроком погашения до 1 месяца, в том числе до востребования (текущие активы), и пассивов с оставшимся сроком возврата до 1 месяца, в том числе до востребования и с просроченными сроками (текущие пассивы).
Минимально допустимое значение норматива текущей ликвидности устанавливается в размере 70 процентов. В нашем случае по состоянию на 01.10.2010г. коэффициент был равен 266,8%.
Краткосрочная ликвидность характеризует соотношение активов со сроками погашения до 12 месяцев (фактическая ликвидность) и обязательств со сроками исполнения до 12 месяцев (требуемая ликвидность). Принцип расчета краткосрочной ликвидности состоит в сопоставлении фактической ликвидности с требуемой.
Фактическая ликвидность - это имеющиеся активы для оплаты обязательств в соответствии со сроками погашения или по первому требованию в зависимости от вида обязательств.
Минимально допустимое значение норматива краткосрочной ликвидности устанавливается в размере не менее 1. По банку он равнялся 2,2.
В целях поддержания банками достаточного уровня ликвидных активов устанавливается минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов.
Минимально допустимое значение соотношения ликвидных и суммарных активов банка устанавливается в размере 20 процентов. Здесь у ОАО «АСБ Беларусбанк» тоже наблюдается выполнение норматива– данной соотношение составило 29,5 % по состоянию на 01.10.2010г.
Нормативы достаточности капитала
Достаточность капитала показывает насколько размер капитала банка адекватен размеру рисков, которые банк принимает на себя. Норматив достаточности капитала – это установленное предельное процентное соотношение размера (части) собственных средств (капитала) банка и общей суммы активов и внебалансовых обязательств, оцененных по уровню риска, за минусом суммы созданных резервов.
В целях контроля за достаточностью капитала устанавливаются следующие нормативы: достаточность собственного капитала; достаточность основного капитала.
Норматив достаточности собственного капитала в первые два года после государственной регистрации вновь созданного банка устанавливается в размере 14 процентов, в последующие годы деятельности - 10 процентов. По рассматриваемому банку данный коэффициент составил 12,7 %.
Норматив достаточности основного капитала банка в первые два года после его государственной регистрации устанавливается в размере 7 процентов, в последующие годы деятельности - 5 процентов. В ОАО «Беларусбанк» данный коэффициент превышал нормативный почти в 2 раза и составил 9,6%.
Максимальный размер привлеченных средств физических лиц
В целях ограничения рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков и кредиторов, поддержания банками достаточного объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами для банков устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка, небанковской кредитно-финансовой организации с ограниченным риском не может превышать 1. По ОАО «АСБ Беларусбанк» данный показатель по состоянию на 01.01.2010г. был равен 0,5.
Необходимо также отметить, что в соответствие с Инструкцией Национального банка «О порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе», банки должны создавать резервы под проводимые активные операции [7]. Необходимость создания резервов продиктовано практикой функционирования банков, когда невозвращенные ранее кредиты могут существенно пошатнуть финансовое положение банка и привести его к банкротству.
В соответствие с инструкцией, классификация активов, подверженных кредитному риску, по степени надежности производится в зависимости от уровня кредитного риска. В зависимости от уровня кредитного риска активы, подверженные кредитному риску, подразделяются на пять групп риска, причем по I группе риска специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, за исключением средств, размещенных на корреспондентских счетах в других банках и средств в расчетах по операциям с банками, формируется в размере 1 процента от общей суммы задолженности по соответствующим активам, классифицированным по данной группе риска. По II группе риска специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, формируется в размере от 10 до 30 процентов от общей суммы задолженности. По III группе – в размере от 30 до 50 процентов от общей суммы задолженности. По IV группе риска – в размере от 50 до 100 процентов от общей суммы задолженности. А по V группе специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, формируется в размере 100 процентов от общей суммы задолженности.
Отчисления в специальные резервы на покрытие возможных убытков (далее - резервы) относятся на расходы банка в полном размере независимо от величины полученных доходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ОАО «АСБ Беларусбанк» резерв был сформирован не в полном объеме (рисунок 2.2).
По состоянию на 01.10.2010 года резерв по активам, подверженным кредитному риску был создан не в полном объеме. Дело в том, что Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. №137 и от 28 сентября 2006 г. №138» от 23.09.2009 №159, введенным в действие с 14 октября 2009 г. изменены подходы к классификации активов и операций, не отраженных на балансе, что в значительной степени увеличило объем требуемых специальных резервов.
Рисунок 2.2 – Размер фактически созданных и требуемых специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе на 01.10.2010.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10]
Национальный банк предоставил банкам право сформировать в полном объеме специальные резервы на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, до 31 декабря 2010 г.
В случае неудовлетворения установленных нормативов предъявляемым требованиям, Национальный банк вправе применить санкции штрафного характера, которые более подробно будут раскрыты в следующей главе.