Семинар в интерактивной форме. Проведение семинара в интерактивном режиме, в форме подготовки студентами докладов в
Проведение семинара в интерактивном режиме, в форме подготовки студентами докладов в форме презентаций и их обсуждение по теме: «Центральный банк Российской Федерации как орган денежно-кредитного регулирования».
Цель: изучение основных концепций, объектов, принципов и методов денежно-кредитного регулирования, процесса организации денежно-кредитного регулирования и его особенностей в современной России.
Темы докладов:
1. Понятие денежно-кредитной политики.
2. Денежная масса как результат предложения денег банковской системой.
3. Общая характеристика спроса на деньги, учет Центральным банком его величины.
4. Механизм инструментов денежно-кредитной политики.
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.
Порядок подготовки и проведения занятия:
На предыдущем занятии преподаватель назначает по каждой теме доклада основного выступающего, который самостоятельно должен подготовить доклад в письменной форме и презентации к нему.
В процессе проведения занятия преподаватель называет основного выступающего, подготовившего по соответствующей теме доклад и презентацию, и назначает двух его оппонентов из присутствующих на занятии студентов.
Выступающий на занятии студент должен:
- в доступной и интересной манере изложить результаты своего исследования по изучаемому вопросу и пояснения к представляемым презентациям;
- в своем выступлении четко и кратко излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу, не допуская ухода от обсуждаемой проблемы.
По окончании выступления докладчика преподаватель предлагает выступить оппонентов с оценкой представленного доклада и презентации.
Присутствующие на занятии студенты должны принимать активное участие в обсуждении выступления студента, при этом преподаватель рекомендует им отмечать не только положительные качества выступления, но и в дружественной манере указывать на его недостатки, воздерживаясь от личных нападок на выступающего и аргументируя свои замечания ссылками на нормативные акты и публикации ведущих специалистов по исследуемому вопросу.
Преподаватель должен помочь участникам дискуссии (обсуждения) прийти к согласованному мнению, при этом необходимо принять групповое решение по обсуждаемой проблеме.
В конце занятия преподаватель должен:
- проанализировать и оценить проведенное занятие в соответствии с поставленными к нему целями;
- подвести итоги, выделив их положительные и отрицательные стороны;
- оценить работу студентов на занятии, указав на ее достоинства и недостатки.
При этом оценка выступающего с докладом и презентацией производится с учетом: соответствия представленной студентом работы обсуждаемой теме, объемом охваченного исследованием публицистического материала, умения четко и кратко изложить результаты исследований, наличия собственного суждения по исследуемой теме.
Оценка выступлений оппонентов и других участников обсуждения производится с учетом: четкости, корректности и обоснованности их суждений.
Задания для самостоятельной работы по теме
Задание 1
Могут ли цели экономической политики правительства и цели деятельности центрального банка противоречить друг другу? Обосновать и привести примеры. Схематично обозначить зависимость целей.
Задание 2
В зарубежной практике для анализа денежной массы не используется агрегат М0. Почему Банк России выделяет в составе совокупной денежной массы объем наличных денег? Рассчитать динамику доли наличных денег в совокупной денежной массе России за последние 5 лет, используя данные Бюллетеня банковской статистики Центрального банка Российской Федерации.
Задание 3
Охарактеризуйте механизм воздействия операций на открытом рынке на стоимость кредитных ресурсов. Приведет ли это к изменению денежной массы?
Задание 4
Объясните влияние изменений обменного курса на развитие экспортных и импортных операций. Отражается ли это на национальной экономике, внутренних ценах?
Задание 5
Отметьте отличительные особенности денежно-кредитного регулирования при использовании монетаристского и кейнсианского подходов.
Задание 6
Сравните цифровые показатели основных направлений ДКП за прошлый год со значениями их выполнения (по отчетным статистическим данным).
Рекомендуемая литература по теме
1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон РФ в редакции от 10.07.02 № 86-ФЗ и изменениями и дополнениями
2. Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова Организация деятельности Центрального банка.- М.: Кнорус, 2012. – 440 с.
3. Годовой отчет Банка России – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.cbr.ru.
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Банка России – [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.cbr.ru.
5. Центральный банк и его роль в экономике. Современные аспекты денежно - кредитного регулирования [Текст] / А. А. Марченко // Деньги и кредит : теоретич. и научно-практич. журнал. - 2012. - N 11. - С. 72-73 .