Задания для самостоятельной работы. Курс «Финансы» является одним из основополагающих, формирующий основы знаний в сфере
Введение
Курс «Финансы» является одним из основополагающих, формирующий основы знаний в сфере финансовых отношений. Информационно-методологическая основа курса, его преемственность в профессиональной подготовке студента закладывается при изучении экономической теории. Полученные навыки в процессе ее освоения являются базой для прохождения данного курса. Курс концептуально и содержательно связан с блоком финансово-экономических дисциплин. Знания, полученные при изучении данного курса, будут в дальнейшем способствовать освоению таких дисциплин, как «Финансы организации», «Финансовый анализ», «Финансовый менеджмент», «Инвестиции», «Рынок ценных бумаг». Курс «Финансы» создает для этих дисциплин теоретическую основу для освоения процессов управления финансами в различных сегментах экономики.
Особенностью изучения дисциплины является то обстоятельство, что при изучении всех тем курса предусматривается самостоятельная работа студента (таблица 1).
Таблица 1
Распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов очной формы обучения специальности 080105 «Финансы и кредит»
Наименование разделов и тем программы | Всего часов по учеб-ному плану | Виды учебных занятий | ||||
аудиторные занятия | в том числе | само-стоя-тельная работа | ||||
лекций | практ., семин. занятия | занятия с использованием инновац.технологий | ||||
А | ||||||
Раздел 1. Теоретические основы финансов и управление ими | ||||||
Тема 1. Сущность и функции финансов | ||||||
Тема 2. Финансовые ресурсы | 0,5 | |||||
Тема 3. Финансовая система | 0,5 | |||||
Тема 4. Финансовая политика | ||||||
Тема 5. Содержание и правовые основы управления финансами | 0,5 | |||||
Тема 6. Финансовое регулирование и финансовый контроль | 0,5 | |||||
Раздел 2. Государственные и муниципальные финансы | ||||||
А | ||||||
Тема 7. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов | ||||||
Тема 8. Роль бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их влияние на социально- экономические процессы | ||||||
Тема 9. Доходы бюджетов | ||||||
Тема 10. Расходы бюджетов | 0,5 | |||||
Тема 11. Организация бюджетного процесса | ||||||
Тема 12. Внебюджетные фонды | ||||||
Тема 13. Государственный кредит | 0,5 | |||||
Тема 14.Страхование | 0,5 | |||||
Итого в 4 семестре | 9,5 | |||||
Раздел 3. Финансы субъектов хозяйствования и домохозяйств | ||||||
Тема 15. Финансы коммерческих организаций | ||||||
Тема 16. Финансы некоммерческих организаций | ||||||
Тема 17. Финансы индивидуальных предпринимателей | ||||||
Тема 18. Финансы домашних хозяйств | ||||||
Раздел 4. Финансовый рынок и рынок ценных бумаг | ||||||
Тема 19. Сущность и сегменты финансового рынка | ||||||
Тема 20. Рынок ценных бумаг | 0,5 | |||||
Раздел 5. Финансы в системе международных экономических отношений | ||||||
Тема 21. Международные публичные финансы и финансовая глобализация | ||||||
Тема 22. Валютная система и валютный контроль | ||||||
Тема 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем | ||||||
Итого в 5 семестре | 1,5 | |||||
ВСЕГО |
Само слово «студент» в переводе с латинского означает «изучающий», «штудирующий», «усердно работающий». Обучаясь в университете, студенту необходимо научиться работать самостоятельно. Самостоятельная работа направлена не только на закрепление знаний, но также и на развитие творческих навыков, умение ориентироваться в потоке информации, на правильную организацию своего времени.
Самостоятельная работа выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению дисциплины, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность и, в конечном итоге, позволяет сформировать из студента высококлассного специалиста в своей области.
Настоящее методическое пособие поможет студенту подготовиться к практическим (семинарским) занятиям и организовать самостоятельную работу по дисциплине «Финансы». По каждой теме представлены основные вопросы для обсуждения, практические задания, рекомендуемые темы докладов, тесты, перечень изучаемых нормативных актов, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки.
Тема 15. Финансы коммерческих организаций
При подготовке к семинарскому занятию вопросы темы необходимо увязывать с ранее изученными дисциплинами – «Экономическая теория», «Правоведение». Прежде чем приступить к изучению темы необходимо вспомнить и ответить на следующие вопросы:
- Сущность и признаки предприятия;
- Организационно-правовые формы предприятий;
- Понятие и функции финансов.
При изучении данной темы необходимо усвоить сущность, содержание и значение финансов предприятий, виды финансовых отношений коммерческих организаций.
С использованием действующих форм финансовой отчетности коммерческих организаций изучить источники финансовых ресурсов, их структуру, а также порядок формирования и распределения финансового результата деятельности.
При подготовке к семинарскому занятию следует рассмотреть влияние отраслевых и организационно-правовых факторов на особенности финансового механизма коммерческих организаций.
Вопросы к обсуждению на семинарском занятии
1. Сущность, функции и роль финансов предприятий в экономике страны.
2. Принципы функционирования финансов коммерческих организаций.
3. Факторы, влияющие на финансовый механизм коммерческих организаций.
4. Источники и виды финансовых ресурсов коммерческих организаций, направления их использования.
5. Организация финансовой работы на предприятии (цели и задачи финансового менеджмента).
6. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм.
Задания для самостоятельной работы
1. На основе статистических данных покажите как изменилась структура источников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций за последние 5 лет.
2. Дайте сравнительную характеристику процессов формирования и использования прибыли промышленного предприятия и кредитной организации (страховой организации, инвестиционного фонда).