Анализ финансовых результатов
Краткий анализ финансового состояния предприятия в оценке бизнеса
Анализ финансового состояния предприятия является одним из этапов оценки, он служит основой понимания истинного положения предприятия и степени финансовых рисков.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Результаты финансового анализа непосредственно влияют на выбор методов оценки, прогнозирование доходов и расходов предприятия, на определение ставки дисконта, применяемой в методе дисконтированных денежных потоков, на величину мультипликатора, используемого в сравнительном подходе.
Анализ финансового состояния предприятия включает в себя анализ бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатах работы оцениваемого предприятия за прошедшие периоды для выявления тенденций в его деятельности и определения основных финансовых показателей.
Анализ финансового состояния предприятия предполагает следующие этапы:
- Анализ имущественного положения
- Анализ финансовых результатов
- Анализ финансового состояния
Анализ имущественного положения
В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.
Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике не редко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства предприятий.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БАЛАНСА
Показатели | На начало года | На конец года | Изменения ( +, -) | ||||
тыс.руб. | в % к итогу | тыс.руб. | в % к итогу | тыс.руб. | в удельных весах | в % к величине | |
АКТИВ | |||||||
1. Основные средства | |||||||
2. Прочие внеоборотные активы | |||||||
3. Запасы и затраты | |||||||
4. Дебиторская задолженность | |||||||
5. Денежные средства и прочие активы | |||||||
Баланс | |||||||
ПАССИВ | |||||||
6. Капитал и резервы | |||||||
7. Долгосрочные кредиты и займы | |||||||
8. Краткосрочные кредиты и займы | |||||||
9. Кредиторская задолженность | |||||||
Баланс |
Анализ финансовых результатов
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного объема. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия измеряются абсолютными и относительными показателями: прибыль, уровень валовых доходов, рентабельность и др. Используя данные отчета о прибылях и убытках (Форма № 2) и сводного баланса сделаем расчет основных показателей рентабельности.
Показатели | Краткое определение | Формула (№№ строк балансового отчета) |
Рентабельность продаж | показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. | стр. 050/стр. 010 (Ф2) |
Рентабельность основной деятельности | показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат. | стр. 050/(стр. 020+стр. 030+стр. 040) (Ф2) |
Рентабельность совокупного капитала | показывает эффективность использования капитала. Динамика рентабельности собственного капитала оказывает влияние на динамику котировок акций. | (стр. 140-стр. 150) (Ф.2)/(стр. 300-стр. 252-стр. 244) |
Рентабельность собственного капитала | (стр. 140-стр. 150) (Ф.2)/(стр. 490-стр. 252-стр. 244) | |
Период окупаемости собственного капитала | показывает число лет, в течение которых полностью окупятся вложения в данную организацию. | (стр. 490-стр. 252-стр. 244)/(стр. 140-стр. 150) (Ф.2) |
Норма прибыли ROS | доход от продаж является отношением чистой прибыли к валовому объему продаж | стр. 140(Ф2)/ стр. 010 (Ф2) |
Доходность активов ROA | чистая прибыль / совокупные активы | стр.140(Ф2)/ (средняя величина активов (стр.300н+ стр. 300к)/ 2) |
Доходность капитала ROE | чистая прибыль / собственный капитал. | стр.140(Ф2)/ ср. вел. собств. средств — (сумма строк баланса 490 на начало и на конец периода) : 2 |
Приведенные показатели не имеют нормативных значений, зависят от множества факторов и существенно варьируют по предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств, поэтому целесообразно анализировать тенденции их изменения во временном периоде.