Источники финансирования капитальных вложений 7 страница


Для организации финансирования крупных проектов их инициаторы совместно с предполагаемыми участниками и в тесном взаимодействии с банками разрабатывают детальное технико-экономическое обоснование (ТЭО), сметно-техническую документацию и бизнесплан намечаемого проекта. Только после этого данные документы могут быть представлены на рассмотрение потенциальным инвесторам и первоклассным кредиторам (банкам), заинтересованным в реализации проекта.

К важнейшим принципам проектного финансирования относятся:

1. Участие в проекте надежных партнеров, готовых сотрудничать в реализации проекта.

2. Квалификационная подготовка ТЭО и проектно-сметной документации, их

предварительное согласование с банком, если предполагается его участие в проекте в качестве кредитора, гаранта, агента (организатора финансирования).

3. Достаточная капитализация проекта.

4.. Детальная разработка всех аспектов строительства и эксплуатации проекта (транспорта, производства продукции, маркетинга, менеджмента и т. д.).

5. Оценка проектных рисков и их распределение между участниками.

6. Наличие соответствующего набора обеспечения и гарантий.

Многие инвестиционные проекты финансируют за счет собственных средств учредителей. Подобный подход соответствует международной практике финансового обеспечения новых проектов. Он заключается в том, что расходы и риски должны нести главным образом инициаторы (учредители) проекта. Они как акционеры имеют возможность получать высокие доходы, в то время как кредиторы могут рассчитывать только на своевременный возврат кредита и процентов по нему. Как и многие другие финансовые понятия, «проектное финансирование» трактуют неодинаково. Так, в США этот термин подразумевает, что получаемые от проекта доходы являются основным источником погашения долговых обязательств или формой финансирования без привлечения дополнительных источников либо с их ограниченным привлечением. В Западной Европе данный термин ис-пользуют для характеристики различных способов финансирования инвестиционных проектов. Основным источником погашения финансовых заимствований служит денежный поток (Cash Flow), генерируемый проектом, а также активы, система гарантий и обязательств, пре-доставляемых как обеспечение кредита.

Главная особенность проектного финансирования (в отличие от корпоративного и государственного) заключается в рациональном

распределении рисков между всеми участниками проекта, управлении рисками в процессе его реализации и согласовании решений и действий всех участвующих в данном проекте сторон. Учитывая эту особенность с точки зрения риск-менеджмента, можно констатировать, что проектное финансирование выражает такую форму финансового обеспечения реальных инвестиций, при которой заемщики и кредиторы планируют денежные потоки, рационально распределяют риски между собой, оценивают различные виды обеспечения привлекаемых средств, согласовывают свои интересы, гарантии и обязательства, сообща принимают решения и координируют свои действия.

Основными факторами, влияющими на выбор способа проектного финансирования инвесторами и операторами проекта, являются:

• ограничения на внешние заимствования;

• значительные сроки и объем инвестиций;

• необходимость тщательного учета внешних и внутренних рисков;

• налоговые льготы;

• оптимизация расчетов в рамках тщательного анализа всего проекта и схем

его финансирования;

• необходимость привлечения третьих лиц в качестве гарантов и поручителей по проекту.

Следует учитывать, что характеристики проекта в каждом конкретном случае разные. Поэтому между группами участников (кредиторами и заемщиками) возникают расхождения в оценках проекта и способах организации проектного финансирования. Если противоречивость оценок преодолеть не удается, то для нахождения компромиссных решений обычно привлекают экспертов, консультантов и советников.

Как правило, в результате адекватного управления рисками проектное финансирование организуют на довольно выгодных для всех участников проекта условиях и приемлемых для них уровнях риска. Эти условия самым тесным образом зависят от отношения к рискам главных участников реализации проекта — спонсоров и кредиторов (банков).

Требования, предъявляемые банками для различных проектов, не-одинаковы. Они проводят разную политику в отношении учета рисков. Например, банки устанавливают различные лимиты кредитования для разных стран, регионов и отраслей экономики и предприятий государства, где реализуются конкретные проекты. У спонсоров-промышленников (строителей, эксплуатационников) отличные от банков представления о финансовых условиях сделки и ее рисках. При подготовке сделки спонсоры

принимают во внимание специфику проекта и проводят сравнения с аналогичными проектами, которые считаются типовыми и служат базой для разработки проектно-сметной документации. Банки при оценке условий кредитной сделки исходят из моделей ценообразования, применяемых на финансовом рынке. Таким образом, банки также исходят из желания получить приемлемое для себя соотношение «риск—доходность» либо наиболее приемлемое для условий России соотношение «риск— ликвидность—доходность». В этих целях привлекают опытных экспертов и осуществляют многовариантные расчеты на базе современных экономико-математических моделей.

Коммерческий банк редко принимает на себя риск финансировать в одиночку крупномасштабный проект. Законодательство практически любой развитой страны устанавливает определенные пределы суммарных кредитных рисков на одного заемщика для коммерческих банков. В рамках действующей системы управления рисками банк стремится диверсифицировать риск своего инвестиционного портфеля в рамках имеющихся кредитных ресурсов. Однако возможности каждого отдельного банка в кредитовании крупномасштабного проекта ограничены. Поэтому, исходя из объемов проектного финансирования, создают консорциумы (синдикаты) из ведущих национальных или иностранных банков. В рамках консорциума участие каждого банка лимитируют определенной суммой кредита. Таким образом, снижение уровня общего риска достигается распределением объемов финансирования среди нескольких банков. При этом речь идет только о тех рисках, которые, в отличие от других участников проекта, берут на себя кредитные организации в рамках системы распределения банковских рисков. Масштабность и риски многих долгосрочных инвестиционных проектов требуют осуществления финансирования в форме синдицированных (консорциальных) кредитов. Синдицированный кредит предоставляют два и более банков (синдикат банков) на условиях, регулируемых общим документом (пакетом документов). Процент по ссуде начисляют на сумму синдицированного займа по переменной (плавающей) ставке. Такая переменная ставка устанавливается периодически (наиболее часто используют периоды — один, два, три и шесть месяцев) по выбору заемщика. Общие сроки и условия кредитования применимы ко всем параметрам сделки (исключая комиссии за предоставление кредита). Различие комиссий за предоставление кредитных ресурсов связано с предпочтением одних банков другим. Приоритет получают банки, которым предоставлено право на организацию сделки, и

соответственно они несут основные рыночные риски при кредитовании проекта. В банковский синдикат стараются привлечь как можно больше известных банков из наиболее развитых государств, чтобы у правительства страны, где реализуется проект, не возникло желания осуществить экспроприацию недвижимого имущества. Синдикат может также включать банки страны реализации проекта, особенно в тех случаях, когда существуют ограничения для иностранных банков брать в обеспечение активы проекта. Банки объединяются в синдикаты, чтобы распределить риски при крупных сделках (это логично как для кредитных, так и для эмиссионных синдикатов).

Синдицированные кредиты являются не только источником ресурсного обеспечения крупных инвестиционных проектов и распределения рисков между участниками, но также способствуют развитию межбанковских отношений (Banking Relationships). Особенно это важно для банков, начинающих внешнеэкономическую деятельность и стремящихся доказать свою финансовую устойчивость и надежность. В процессе подготовки получения синдицированного кредита банки принимающей страны устанавливают более тесные деловые отношения со своими иностранными партнерами-кредиторами. Синдицированный кредит дает возможность кредиторам и заемщикам изучить друг друга, не подвергаясь серьезным финансовым рискам.

Расчеты необходимых для реализации конкретного проекта денежных ресурсов позволяют уже на начальном этапе разработки ТЭО оценить возможности его учредителей, потребности в заемном капитале, ожидаемую прибыль, потенциальные инвестиционные и коммерческие риски.

Методы проектного финансирования стали использовать на Западе в начале 80-х гг. для описания различных типов финансовых операций,

которые давали бы возможность инициаторам проектов снизить расходы на погашение долговых обязательств, воспользоваться услугами финансово-кредитных организаций, включая прямую или косвенную поддержку государства.

Для успешной реализации проектов используют различные комбинации способов долгового и долевого финансирования, гарантии и поручительства финансово-кредитных организаций. Кроме того, применяют различные схемы финансирования крупных проектов типа «строй—владей— эксплуатируй»; «строй—эксплуатируй—передай право собственности»; «строй—владей—передай право собственности и получай доходы» или комбинированную схему «строительство—приобретение прав собственности—эксплуатация, передача прав собственности и получение доходов». Последняя схема предполагает совмещение проектного

финансирования с ограниченным регрессом на заемщика с финансовым обеспечением под правительственные гарантии.

В большинстве случаев правительство принимающей страны (страны осуществления проекта) непосредственно не участвует в финансировании проекта. Тем не менее оно может принять участие в акционерном капитале через какую-либо организацию или считать главным потребителем продукции (услуг) проекта, или стать собственником объекта после окончания срока концессии.

Примерами совмещения финансирования с ограниченным регрессом и привлечением денежных ресурсов, гарантированных государством, может служить строительство крупных электро- и тепловых станций, других энергетических объектов, дорог и тоннелей, важных объектов телекоммуникаций, связи и инфраструктуры (промышленной, транспортной, информационной и социальной).

Необходимо отметить, что указанные схемы проектного финансирования не получили должного развития в российской экономике, поскольку становление реальных рыночных отношений между государством и частным сектором только начинается. Однако использование в России схем организации проектного финансирования типа «строительство— эксплуатация—передача», «строительство—владение—эксплуатация— передача» и других подобных схем не только возможно, но и необходимо в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов. Это объясняется тем, что сегодня основным стабилизирующим фактором является участие в данных схемах финансирования государства, которое может стимулировать потенциальных частных и корпоративных инвесторов для вложения средств в социально значимые объекты за счет значительного снижения проектных рисков, рациональной системы налогообложения (включающей инвестиционный налоговый кредит) и ряда других льгот.

Итак, проектное финансирование выражает обеспечение экономической и технической жизнеспособности предприятия, позволяющее генерировать денежные потоки, достаточные для обслуживания своего долга. В банковской практике исходя из того, какую долю риска принимает на себя кредитор, выделяют следующие виды проектного финансирования.

1. Без какого-либо регресса на заемщика. Под термином «регресс» понимают обратное требование о возмещении предоставленной суммы денежных средств, предъявляемое одним юридическим лицом другому обязанному лицу.

2. С полным регрессом на заемщика.

3. С ограниченным регрессом на заемщика. Проектное финансирование без регресса на заемщика предполагает, что кредитор принимает на себя все коммерческие и политические риски, связанные с реализацией проекта, оценивая только денежные потоки, генерируемые проектом и направляемые на погашение кредитов и процентов по ним. Эта форма финансирования наиболее дорогостоящая для заемщика, так как кредитор рассчитывает получить соответствующую компенсацию за высокий уровень финансового риска. Кредитор может принять на себя небольшую часть рисков по проекту, если ему удастся разработать эффективную систему обязательств, участвующих в реализации проекта сторон. Это касается вопросов снабжения ресурсами, транспортировки, сбыта продукции, страхования. В данном случае весомые преимущества имеет заемщик, так как он несет расходы по привлечению средств, и его кредитный рейтинг дает ему возможность привлекать средства для удовлетворения других текущих потребностей в них на выгодных условиях. Кредиторам часто приходится предоставлять определенные льготы своим партнерам: участие в уставном капитале, заключение долгосрочных договоров, гибкий график погашения ссуд и др.

Данную форму финансирования проектов используют достаточно редко из-за большой сложности создания системы коммерческих обязательств и высоких расходов на привлечение специалистов, экспертов, консультационные услуги и др. Без регресса на заемщика финансируют проекты, имеющие высокую рентабельность и обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции и связанные прежде всего с добычей и переработкой полезных ископаемых.

Проектное финансирование с полным регрессом на заемщика получило широкое распространение в мировой практике. Данной форме отдают предпочтение из-за возможности сравнительно быстро получить необходимые денежные средства для финансирования проекта. Оно отличается наиболее низкой стоимостью привлечения средств по сравнению с другими.

Финансирование с полным регрессом требований кредитора на заемщика можно использовать в следующих случаях:

• предоставление средств для финансирования малорентабельных проектов, имеющих федеральное или региональное значение, бесприбыльных проектов по созданию инфраструктуры;

• предоставление средств в форме экспортного кредита, так как многие специализированные организации по предоставлению экспортных кредитов имеют возможность принимать на себя риски проектов без дополнительных

гарантий третьих сторон, но согласны предоставить кредит только в такой форме;

• недостаточная надежность выданных по проекту гарантий, хотя они и покрывают все проектные риски;

• предоставление средств для небольших проектов, которые чувствительны даже к незначительному увеличению инвестиционных затрат.

Проектное финансирование с ограниченным регрессом
на заемщика предполагает оценку всех рисков, связанных с
реализацией проекта. Они распределяются между участниками таким

образом, чтобы последние могли принять на себя все зависящие от них

риски. Например, заемщик берет на себя все риски, связанные с
эксплуатацией предприятия; поставщики оборудования
принимают на себя риски, связанные с комплектностью и качеством  
поставок; подрядчик несет ответственность за окончание  
строительства предприятия и т. д. Преимуществом данного способа
             

проектного финансирования является его умеренная стоимость и максимальное распределение рисков между всеми участниками проекта. Стороны, заинтересованные в реализации проекта, принимают на себя конкретные коммерческие обязательства вместо предоставления гарантий. Разновидностью проектного финансирования с ограниченным регрессом на заемщика является финансовое обеспечение проекта, не затрагивающее баланс заемщика и других участников. В данном случае заемщик должен предоставить кредиторам определенные гарантии и частично заложить свои активы. Кроме того, заемщик может получить следующие дополнительные преимущества:

• возможность мобилизации средств, которые невозможно привлечь из других источников;

• при правильном распределении рисков по проекту можно привлечь дополнительные кредиты;

• финансовые обязательства перед кредиторами не являются бременем для заемщика;

• рациональная организация финансирования проекта может улучшить деловую репутацию заемщика и облегчить привлечение средств в будущем. При реализации крупномасштабных проектов в них оказываются задействованными многие участники:

• спонсоры (или инициаторы) проекта;

• проектная компания, учреждаемая спонсорами;

• кредиторы (коммерческие банки, банковский консорциум);

• подрядчики (генеральный подрядчик и субподрядчики);

• консультанты;

• поставщики оборудования;

• страховые компании и банки-гаранты;

• институциональные инвесторы, приобретающие акции и иные ценные

бумаги, эмитируемые проектной компанией;

• финансовый советник;

• оператор-компания, управляющая объектом инвестиционной де-

ятельности после ввода его в эксплуатацию;

• покупатели товаров (услуг) вновь созданного предприятия и другие участники.

Одно из ведущих мест в системе проектного финансирования принадлежит проектной компании (ПК). Она создается спонсорами (инициаторами) проекта исключительно в целях его реализации. Если при обычных кредитных отношениях банк оценивает кредитоспособность конкретного ссудополучателя, то при проектном финансировании это теряет смысл. Свои усилия банк-кредитор концентрирует на оценке привлекательности инвестиционного проекта в целом (финансовой устойчивости, доходности и безопасности) и на вопросах гарантий, обеспечивающих деятельность ПК. Чаще всего создание ПК вызывается тем, что получение проектного кредита отражается на балансе ПК, а не на балансе спонсоров (учредителей), которые этой операцией не хотели бы ухудшить свое финансовое положение. Такой метод финансирования получил название «вне баланса». Возможности внебалансового финансирования зависят от законодательства конкретной страны, определяющего права бухгалтерского и налогового учета и от-четности. Как известно, внебалансовая задолженность не так опасна для компании-спонсора, так как не учитывается банками и рейтинговыми агентствами при оценке ее платежеспособности.

Анализ применяемых способов проектного финансирования позволяет выделить их преимущества:

• привлечение значительных кредитных ресурсов под потенциальный проект;

• получение правовых гарантий под будущий проект;

• обеспечение выгодных кредитных условий и процентных ставок при недостаточной кредитоспособности спонсора;

• получение дополнительных гарантий инвестиций в рамках совместной деятельности по реализации проекта путем распределения проектных рисков между участниками;

• отсутствие необходимости отражения в финансовых отчетах спонсоров инвестиционных затрат до момента полной окупаемости проекта.

Применение различных вариантов проектного финансирования позволяет компаниям-организаторам проекта, формирующим капитал для его реализации, привлекать значительные средства на рынке ссудного капитала.

Наиболее перспективной формой мобилизации средств для реализации совместных проектов в России является организация финансирования долгосрочных инвестиций на основе лимитированного проектного финансирования. Его условием является вложение инвестором определенной части собственных средств. Как правило, по проектам, на финансирование которых выделяются средства из федерального бюджета, собственные средства должны составлять как минимум 20%. В этих условиях финансовая поддержка государства должна составлять как минимум 40%, что

соответствует мировой практике. Остальные средства могут быть
предоставлены в форме долгосрочных кредитов заинтересованными в
проекте банками. Одновременно государство может за счет средств

федерального бюджета предоставить уполномоченному банку гарантии финансирования особо важного проекта в размере до 40% средств, предоставляемых конкурентному инвестору в форме кредита. Однако в настоящее время реальные возможности применения подобного способа финансирования инвестиционных проектов ограничены существующими в России финансовыми проблемами, а также отсутствием соответствующей законодательной базы. Кроме того, полнота информации о потенциальных инвестиционных проектах не соответствует требуемому международному уровню, что затрудняет проведение объективной оценки целесообразности реализации конкретного проекта и привлечения денежных ресурсов спонсоров и кредиторов.

Выводы

1. Проектное финансирование характеризуется особым способом финансово-экономического обеспечения проекта, в основе которого находится подтверждение реальности получения запланированных дисконтированных денежных потоков (Discounted Cash Flow, DCF) путем выявления связанных с проектом наиболее важных и значимых рисков и распределения основной их части между спонсорами, кредиторами, подрядчиками, поставщиками материальных ресурсов и другими участниками.

2. Поскольку при оценке реального проекта спонсоры и кредиторы, . а также другие участники проектного финансирования только частично полагаются на возможности проекта генерировать денежные потоки, то для полной уверенности в возврате инвестированных средств часто приходится прибегать к услугам гарантов или поручителей по проекту.

3. В последние годы в сфере реального инвестирования усилилась тенденция перехода к проектному финансированию с ограниченным регрессом на

заемщика, особенно при реализации крупномасштабных проектов. Правильное применение данного способа финансового обеспечения проектов дополняет недостающие гарантии и обязательства, защищает частных и корпоративных инвесторов от политических, административно-правовых и других видов рисков внутри конкретной страны.

1. При проектном финансировании основным обеспечением предо-ставляемых банками кредитов является сам проект, т. е. доходы, которые получит создаваемое или реконструируемое предприятие в будущем.

2. Лимитированное проектное финансирование является наиболее приоритетной формой привлечения инвестиций для реализации капиталоемких проектов в топливно-энергетическом комплексе и других важных отраслях хозяйства современной России.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятия «проектное финансирование».

2. В чем причины низкой активности российских банков в сфере

долгосрочного инвестирования?

3. Назовите основные принципы проектного финансирования.

4. Какие факторы влияют на выбор способа проектного финансирования?

5. Раскройте содержание понятия «синдицированный кредит».

6. Приведите основные виды проектного финансирования.

7. В каких случаях используют проектное финансирование с полным регрессом на заемщика?

8. В чем заключаются характерные особенности проектного финансирования

с ограниченным регрессом на заемщика?

9. Назовите основных участников реализации инвестиционного проекта.

5.3.Финансирование капитальных вложений на основе соглашений о разделепродукции

Для активизации инвестиционной деятельности в горнодобывающей промышленности важную роль призваны сыграть Соглашения о разделе продукции (СРП). Правовую основу для них создает одноименный федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г № 225-ФЗ (в редакции одноименных ФЗ от 14.01.1999 г. и от 18.06.2001 г.). Он является наиболее полным, так как охватывает как организационную сторону, регулируя состав участников соглашения о разделе продукции и порядок их взаимодействия, так и налоговый режим, предоставляемый участникам подобных инвестиционных проектов.

Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) представляет собой договор, в соответствии с которым Российская Федерация дает возможность субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на

возмездной основе и на фиксированный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, определенном в соглашении, и на производство связанных с этим работ. Инвестор обязуется осуществлять проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение предусматривает все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, включая условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям заключенного соглашения.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями закона РФ «О СРП», устанавливаются федеральными законами, за исключением случаев, приведенных в статье 5 (пункт 2) данного Закона. Требование о включении месторождений, подпадающих под режим СРП, не случайно. Соглашение устанавливает налоговый режим, отличный от действующего для других юридических лиц, и предоставление такого режима может быть осуществлено путем принятия специального федерального закона. Однако статьей 2 (пункт 5) рассматриваемого Закона предусмотрены исключения, согласно которым для отдельных категорий месторождений указанное право может предоставить Правительство РФ и орган исполнительной власти (администрации) субъекта РФ. К таким категориям месторождений отнесены:

• месторождения нефти с извлекаемыми запасами до 25 млн тонн;

• месторождения газа, запасы которых не превышают 250 млн куб. метров;

• месторождения коренного золота с запасами до 50 тонн;

• месторождения россыпного золота с запасами до 1 тонны;

• месторождения других полезных ископаемых, не относящихся к

стратегическим видам минерального сырья и не являющихся валютными ценностями.

Предоставление участков недр на условиях соглашений о разделе продукции для включения в соответствующие перечни производится в следующих случаях:

• обусловленная объективными факторами избыточность для недропользователя и государства продолжения разработки являющихся градообразующими месторождений полезных ископаемых;

• отсутствие финансовых и технических ресурсов для освоения новых крупных месторождений полезных ископаемых, за счет освоения которых обеспечивается поддержание необходимого для социального развития и экономической безопасности РФ уровня добычи полезных ископаемых;

• необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки трудноизвлекаемых, но значительных по объему запасов полезных ископаемых;

• необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических ресурсов для обеспечения экономической безопасности;

• необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем;

• наличие обязательств РФ о проведении переговоров об условиях соглашений, а также наличие результатов проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях раздела продукции.

Наши рекомендации