Региональных и местных бюджетов

Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения госу­дарством и органами местного самоуправления своих функций.

Доходы бюджета — это более узкое понятие, чем понятие «дохо­ды государства», поскольку в доходы государства входят, помимо

100

бюджетных средств, ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, ко­торое принадлежит государству.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней явля­ется ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги.С помощью на­логов формируется основная часть бюджета — примерно 80—90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств для покрытия своих нужд, используется национальное богатство. Так, например, было в СССР в 60—80-е гг., когда национальное богатство на душу населения в 80-е гг. сократилось в 1,8 раза по сравнению с 1960 г. Но такое бывает не часто. В случае недостатка собственных финансовых ресурсов государство может использо­вать такой способ, как займы— внутренние или внешние, которые составляют кредитный источник формирования доходов бюджета. В самых крайних случаях государство может использовать и такой метод, как дополнительная эмиссия денег.Однако этот способ име­ет крайне негативные последствия, поэтому государство старается его использовать очень редко.

На протяжении длительного времени (до 2005 г.) доходы бюд­жетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвоз­мездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы включали:

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала — налог на прибыль организаций, иностранных юридических лиц; налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных, страховых органи­заций и т.п.; налог на доходы в виде дивидендов; налог на доходы с процентов (дисконта); подоходный налог с физических лиц; налог на игорный бизнес и др.

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы — НДС, акцизы, налог с продаж, лицензионные и регистра­ционные сборы, налог на покупку иностранных денежных знаков и др.

3. Налоги на совокупный доход — единый налог для юридических лиц; единый налог для физических лиц; единый налог на вменен­ный доход для определенных видов деятельности и др.

101

4.Налоги на имущество — налог на имущество физических лиц; налогна имущество предприятий; налог на имущество, перехо­дящее в порядке наследования и дарения; налог на операции с ценными бумагами.

5.Платежи запользование природными ресурсами - платежи за пользование недрами, континентальным шельфом, минераль­нымиресурсами, живыми и биологическими ресурсами, лесным фондом, водными объектами; платежи за проведение поисковых и разведочных работ, за добычу полезных ископаемых; земельный налог и др.

6.Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опера­ции — таможенные пошлины (ввозные и вывозные таможенные пошлины).

7.Прочие налоги, пошлины и сборы — государственные пошлины; курортный сбор; налог на рекламу; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы и др.

Неналоговые доходы бюджетов включали: 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и му­ниципальной собственности или от деятельности:

• дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государ­ственной и муниципальной собственности;

• арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохо­зяйственного назначения,городов и поселков;

• доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленно­го заобразовательными учреждениями, научными организаци­ями, учреждениями здравоохранения, культуры и искусства;

• проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных денежных средств;

• проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

• перечисление прибыли Центрального банка РФ:

• доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства (консульский сбор, плата за выдаваемые паспорта, плата за информацию, плата за опробование и клеймение изделий изсплавов и драгоценных металлов и др.);

• доходы от реализации соглашений о разделе продукции;

• доходы от продажи квартир, государственных производственных и непроизводственных фондов, материальных ценностей;

• доходы от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских и опытно-конструктор-

102

ских работ и технологических работ военного, специального и двойного назначения.

2.Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

3.Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (резидентов и нерезидентов).

4.Административные платежи и сборы.

5.Штрафные санкции, возмещение ущерба — административные штрафы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, санк­ции за нецелевое использование бюджетных средств; штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам и др.

6.Доходы от внешнеэкономической деятельности — проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизо­ванного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.

С принятием в конце 2004 г. новой бюджетной классифика­ции в настоящее время классификация доходов бюджетов разных уровней включает следующие основные группы: доходы; безвоз­мездные поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В новой бюджетной классификации РФ не сохранилось деле­ния доходов на налоговые и неналоговые доходы. В настоящее время они вместе составляют группу «Доходы». Что касается без­возмездных перечислений, то их перечень существенно расширен. В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нере­зидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субси­дий, субвенций, трансфертов и т.п., безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвоз­мездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.

В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще. Однако появился новый вид доходов — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае имеются в виду те доходы, которые получены бюджетными организациями или органами государственного управления от предпринимательской деятельности или от деятельности, реализации товаров и услуг, осуществляемых не по государственно регулируемым ценам, а по рыночным ценам. В данный вид доходов входят также целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

103

Указанная общая классификация доходов бюджетов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности.

Так, доходы федерального бюджетадо 2005 г. включали:

• налоговые доходы;

• неналоговые доходы;

• доходы целевых бюджетных фондов. Первая и основная часть доходов федерального бюджета — это

налоговые доходы, которые в настоящее время составляют более 95% всех доходов федерального бюджета. Причем доля налоговых доходов за период с 1998 по 2006 г. неуклонно росла, о чем свиде­тельствуют данные табл. 1.

Данные табл. 1 показывают также то, что за последние годы существенно сокращались неналоговые доходы. Если в 1998 г. неналоговые доходы составляли 7,8% всех доходов федерального бюджета, то в 2002 г. — только 4,9%. В 2003 и 2004 гг. они немного выросли, но затем опять стали снижаться. В 2005 г. неналоговые доходы составили всего 5,3% от всех доходов федерального бюд­жета. В 2006 г. планируется их доля на уровне всего 3,7%.

Такая ситуация является весьма распространенной. Сегодня в большинстве стран мира растет доля налоговых доходов и со­кращается доля неналоговых. Однако надо иметь в виду, что если обшей причиной сокращения неналоговых доходов в большинстве стран является сокращение доли государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности управления государственной собственностью.

До 2005 г. определенную часть доходов федерального бюджета составляли доходы целевых бюджетных фондов.

До 2001 г. доходы целевых бюджетных фондов были сравнимы с неналоговыми доходами (табл. 1). В 1999 г. доходы целевых бюджетных фондов даже превышали неналоговые доходы и в абсолютном выражении составляли 41,56 млрд руб. против 33,01 млрд руб. неналоговых доходов. В 2000 г. их показатели почти сравнялись: доходы целевых бюджетных фондов составляли 60,58 млрд руб., а неналоговые доходы — 61,9 млрд руб. Это во многом было обусловлено большим количеством целевых фондов, которые создавались разными ведомствами. Так, в 2000 г. насчитывалось 7 таких фондов:

• Федеральный дорожный фонд РФ;

• Федеральный экологический фонд РФ;

• Государственный фонд борьбы с преступностью;

• Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

104

Таблица I

Структура доходов федерального бюджета РФ1

Доходы 1998 г. 1 9 9 9 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Всего 376,6 473,7 797,2 1193,5 2125,7
Налоговые доходы 307,0 83,5 399,5 84,3 675,1 84,6 1115,3 93,5 2007,52 94,4
Неналоговые доходы 28,5 7,8 33,0 6,7 62,0 7,8 64,3 5,4 104,3 4,9
Доходы целевых бюджетных фондов 32,1 8,7 41,6 9,0 60,6 7,6 13,9 1,1 13,9 0,7
Доходы 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Всего 2417,8 3273,8 3326,0 5046,1
Налоговые доходы 2258,0 93,3 3051,2 93,2 3151,8 94,7 4860,2 96,3
Неналоговые доходы 145,7 6,0 208,6 6,3 174,2 5,3 185,9 3,7
Доходы целевых бюджетных фондов 14,1 0,7 14,1 0,5 нет нет

Рассчитано по: Россия в цифрах: краткий статистический сборник. Госкомстат России. —М., 2 0 0 2 . С. 212; Россия в цифрах. 2 0 0 5 : К р а т к и й стат. сборник/ Росстат. - М., 2005. С. 319; Федеральные законы о федеральном б ю д ж е т е РФ на 1 9 9 9 , 2000, 2001, 2 0 0 2 , 2003, 2 0 0 4 , 2005, 2006 гг.

Начиная с 2002 г. в доходах Федерального бюджета РФ стал учитываться единый социальный налог (ЕСН), поэтому в приведенных данных начиная с 2002 г. в составе налоговых доходов учитывается ЕСН.

• Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

• Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

• Фонд Министерства РФ по атомной энергии.
В 1999 г. также насчитывалось 7 нелевых бюджетных фондов,

только вместо Фонда Министерства по атомной энергии существовал Фонд развития таможенной системы РФ.

Для всех этих фондов были определены целевые источники формирования, а также конкретные направления расходования средств. Например, в Государственный фонд борьбы с преступностью поступали 100% средств, полученных от конфискации имущества по приговорам, вступившим в силу; 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на право продажи оружия, и др. Расходовались эти средства МВД, ФСБ и Службой внешней разведки на борьбу с преступностью, на приобретение вооружения, специальной техники и средств связи.

Начиная с 2001 г. было принято решение об объединении средств большинства целевых фондов с федеральным бюджетом. Исключение составил лишь Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Поэтому в федеральных бюджетах 2001 и 2002 гг. доходы целевых бюджетных фондов в общей структуре доходов федерального бюджета существенно сократились.

Объединение целевых бюджетных фондов с федеральным бюджетом в большинстве случаев не означает, что отдельные ведомства лишились дополнительных доходов. Эти доходы остались, однако теперь порядок их формирования и использования определяются не положениями этих фондов, а Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2002 г.» предусмотрено, что средства исполнительского сбора, поступающие на счета органов Министерства юстиции РФ в процессе исполнительного производства, направляются в объеме 70% поступлений на счет Министерства юстиции РФ и только 30% — в доходы федерального бюджета. Средства, получаемые Российской государственной пробирной палатой Министерства финансов РФ от взимания платы за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов, зачисляются в объеме 90% в доходы федерального бюджета, а 10% идет на обеспечение деятельности по федеральному пробирному надзору.

Сохранение в качестве самостоятельного целевого бюджетного Фонда Министерства РФ по атомной энергии во многом обусловлено

106

принятием РФ на себя обязательств по ликвидации ядерных отходов. В этой связи в федеральном бюджете 2002 г. предусмотрено, что все доходы от этой деятельности, а также исполнения обязательств РФ в об­ласти разоружения и контроля над вооружением должны зачисляться в Фонд Министерства РФ по атомной энергии в размере 13,89 млрд руб.

Доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов формиру­ются за счет налоговых поступлений, неналоговых доходов и поступ­лений из вышестоящих бюджетов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

• региональные налоги и сборы;

• отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, рас­пределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, за исключе­нием доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. Последние определяются Законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»;

• неналоговые доходы.

О характере распределения налогов между федеральным бюд­жетом и бюджетом субъектов РФ свидетельствует табл. 2.

Как видно из табл. 2, основная часть налогов сосредоточена в федеральном бюджете. В бюджеты субъектов РФ' от регулирующих налогов поступают только налог на прибыль, акцизы, а также пла­тежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ ф о р м и р у ю т с я т а к ж е , как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ. К неналоговым доходам субъектов РФ относятся до­ходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюд­жетными учреждениями, находящимися в ведении органов государ­ственной власти субъектов РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

1) местных налогов и сборов;

2) отчислений от регулирующих доходов и сборов;

3) неналоговых доходов.

Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоя­тельно в соответствии с федеральными законами. В части первой На­логового кодекса РФ к местным налогам отнесены: земельный налог и налог на имущество физических лиц.

107

Таблица 2

Распределение налогов консолидированногобюджета РФмежду федеральным и региональными бюджетами

  2003 г. 2004 г. 2005 г.
федеральный бюджет региональный бюджет федеральный бюджет региональный бюджет федеральный бюджет региональный бюджет
Налог на добавленную стоимость 100,0 0,00 100,0 0,00 100,0 0,00
Налог на прибыль 32,5 67,5 23,7 76,3 28,3 71,7
Акцизы 72,3 27,7 45,8 54,2 42,2 57,8
Налог на доходы физических лиц 0,00 100,0 0,00 100,0 0,00 100,0
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэко­номические операции 100,0 0,00 100.0 0,00 100,0 0,00
Платежи за пользование природными ресурсами 63,1 36,9 74,8 25,2 92,8  
Единый социальный налог 100,0 0,00 100,0 0,00 100,0 0,00

Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые посту­пают в местный бюджет, определяются федеральным законодатель­ством или законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансо­вый год. Субъекты РФ могут также передавать местным бюджетам собственные доходы от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов (полностью или частично) на срок не менее трех лет.

К неналоговым доходам местных бюджетов относятся дохо­ды от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, которые находятся в ведении органов местного самоуправления; доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственно­сти; различного рода штрафы, суммы конфискаций, компенсаций. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся пос­ле уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают также ассигнования на финанси­рование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на ком­пенсацию дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти, приводящих к уве­личению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.

В 2006 г. доходы местных бюджетов будут обеспечиваться в ос­новном за счет налога на доходы физических лиц (34,4%), налога на имущество физических лиц (8,8%), земельного налога, а также доходами от специальных налоговых режимов (налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и т.п.). Собственные налоги местных бюджетов, как правило, не покрывают законода­тельно закрепленные за ними расходные обязательства, поэтому большинство местных бюджетов являются дефицитными. Так, в 2005 г. общий дефицит местных бюджетов оценивался в сумме 32,5 млрд руб. В 2006 г. размер дефицита, скорее всего, увеличится и составит 45,3—46,6 млрд рублей. Для покрытия дефицита, как правило, используются средства бюджетов другого уровня. Поэто­му вполне закономерно, что значительную долю доходов местных бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов субъектов Российской Федерации — от 40 до 80% доходов.

109

Наши рекомендации