Основные направления совершенствования системы финансового права
· Значительное расширение Общей части финансового права за счет отнесения к ней общих положений о бюджетах, доходах, расходах, налогах и иных платежей, кредита, страхования, денежной системы и финансово-процессуальных норм.
· В Общей части институт финансово-правовой ответственности следует увязать с вопросами защиты законных прав и интересов субъектов финансового права и с правовой организацией финансового контроля.
· Построение Особенной части финансового права можно проводить по 2-ум направлениям в соответствии с организацией финансовой системы:
o Деление институтов по уровням финансов (федеральный, региональный и местный), где каждый из институтов регулирует свой бюджет, внебюджетные децентрализованные финансовые фонды, их доходы и расходы, взаимоотношения с экономическими субъектами по привлеченным и заемным средствам.
o Построить институты Особенной части в соответствии с институтами финансовой системы, то есть выделить институт бюджетной системы, институт внебюджетных фондов и институт децентрализованных финансов.
Источники финансового права
Отрасли права бывают:
· Публично-правовые – направлены на защиту общества в целом.
· Частно-правовые – направлены на защиту каждого члена отдельно.
К источникам публично-правовых отраслей относятся только нормативно-правовые акты:
· Конституция РФ – имеет высшую юридическую силу (содержатся принципы финансовой деятельности).
· Международные договоры и соглашения (на одном уровне с Конституцией РФ). Например, договоры об избежании двойного налогообложения.
· Федеральные Конституционные законы – приняты в развитие отдельных положений Конституции РФ. Например, ФКЗ «О Правительстве РФ».
· Федеральные законы. ФЗ «О Центральном Банке РФ»:
o Кодексы – федеральный закон, имеющий принципы кодификации. Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
· Указы Президента РФ нормативного характера.
o Принятые в соответствии с полномочиями Президента РФ. Такие акты связаны с защитой прав и свобод граждан, установлением структуры федеральных органов исполнительной власти и т. д. Например, Указ 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
o Указы, восполняющие правовые пробелы. Например, был Указ 1006, устанавливающий финансово-правовую ответственность. Современных примеров, скорее всего, нет.
Указанные здесь акты принимаются только в случаях, прямо предусмотренных в федеральных законах.
· Постановления Правительства нормативного характера. Например, Постановление Правительства РФ «О списании безнадежных долгов по налогам и сборам».
· Нормативные акты министерств и федеральных служб, подчиненных непосредственно Правительству РФ. Например, Приказ Минфина «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при осуществлении налоговой проверки».
По аналогичной схеме строятся источники регионального и муниципального уровня.
Действие финансово-правовых нормативных актов в пространстве. Федеральные акты действуют на всей территории РФ, региональные – на территории субъекта РФ, местные – на территории муниципального образования.
Действие финансово-правовых актов по кругу лиц. Здесь используются 2 принципа:
1. Принцип территориальности – любое лицо, включая граждан России, иностранцев, лиц без гражданства, российские и иностранные юридические лица, находящиеся на территории РФ или имеющие интересы на ней. Например, если иностранный гражданин имеет квартиру на территории РФ, то он платит налог на имущество физических лиц в РФ.
2. Принцип резидентства – связан с принадлежностью лица к конкретному государству. Поэтому это лицо обязано руководствоваться российскими нормативными актами независимо от места его нахождения или места возникновения его интересов (на территории РФ или за ее пределами). В ряде случаев налоговыми резидентами государства могут признаваться граждане и организации, не относящиеся к РФ, в зависимости от времени их непрерывного пребывания на территории РФ. Например, налог на доходы физических лиц. Если иностранный гражданин пребывает на территории 183 дня, то он в плане уплаты налогов приравнивается к российским гражданам.
Действие финансово-правовых нормативных актов во времени. Нормативные акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Можно выделить 2 основных правила определения такого момента:
1. По истечении определенного срока со дня официального опубликования акта. По общему правилу для законов установлен срок в 10 дней, для подзаконных актов – 7. Из этого правила в финансовом праве есть исключения:
· Налогово-правовые акты, изменяющие существующие налоговые платежи вступают в силу по истечении месяца со дня официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по налогам. А если они устанавливают новые налоговые платежи, то вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия и не ранее месяца со дня официального опубликования.\
· Нормативные акты, предусматривающие изменения источников доходов бюджета, а также его расходов, принятые после внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу ФС РФ (до 1-го октября), должны содержать положения об их вступления в силу после исполнения федерального бюджета за очередной финансовый год.
2. С момента, прямо указанного в самом акте или в принятом по этому вопросу законе, при условии соблюдения минимальных сроков, установленных первым правилом. Исключения: налогово-правовые акты, улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов налоговых агентов, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо это предусматривают.
Обратная сила закона – это применение его положений к отношениям, которые возникли до его вступления в силу. По общему правилу акты, ухудшающие положение участников финансовых отношений, автоматически не имеют обратной силы. Акты, улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают.
Прекращение действия финансово-правовых нормативных актов:
1. Истечение срока действия акта, если он был срочным.
2. Отмена нормативного акта.
3. Замена действующего нормативного акта другим.
06.04.12
Субъекты финансового права
Субъект права – это потенциальный субъект правоотношения, который реализовав свою правосубъектность может быть участников конкретного финансового правоотношения. Правосубъектность это:
1. Правоспособность – способность быть носителем финансовых прав и обязанностей. Приобретается с рождения.
2. Дееспособность – способность своими действиями приобретать, изменять и прекращать юридические права и обязанности.
3. Деликтоспособность – способность самостоятельно нести ответственность за неправомерную реализацию прав или невыполнение обязанностей. В НК РФ установлено, что деликтспособным является лицо, достигшее возраста 16 лет.
У юридических лиц все 3 элемента возникают с момента государственной регистрации.
Субъекты финансового права:
· Публично-территориальные образования (РФ, субъект РФ) – обладают правоспособностью и деликтоспособностью, а дееспособность реализуется через государственные или муниципальные органы.
· Коллективные субъекты – юридические лица (все известные российскому праву, включая иностранных юридических лица):
o Налогоплательщики (например, субъект права – юридическое лицо, субъект правоотношения – налогоплательщик).
o Налоговые агенты.
o Получатели бюджетных средств.
o Агенты валютного контроля.
o Банки.
o Другие.
· Физические лица (все известные российскому праву), включая ИП:
o Налогоплательщики.
o Налоговые агенты.
o Получатели бюджетных субсидий.
o И другие.
Финансово-правовые нормы
Финансовое право, как и любая иная отрасль права, в качестве первичных элементов имеет финансово-правовые нормы.
Древнеримский Овидий говорил, что средний путь наиболее безопасный. Средний путь – это устойчивая взаимосвязь между людьми, которая позволяет каждому вести свои дела не в ущерб делам другим. Такая взаимосвязь называется отношением. Закономерности построения отношений называются формулой. В естественных науках формулы указывают на закономерности отношений между явлениями природы, а в правоведении – между людьми и называются нормами права. Норма права – это формула «если, то, иначе». Латинское значение слова норма означает правило или образец, то есть в реальной жизни если возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой, в соответствии с ней должно быть построено отношение между субъектами. Норма права – это общеобязательно формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленная на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Особенности финансово-правовых норм
Общие:
1. Норму устанавливает государство, поэтому ее выполнение обеспечивается принудительной силой.
2. Норма устанавливает правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею отношений.
3. Норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права.
4. Норма всегда закреплена в нормативно-правовом акте.
Признаки, обусловленные предметом финансового права:
1. Отличаются от иных по своему целевому назначению, которое определяется предметом финансового-права, то есть отношениями по организации государственных и муниципальных финансов и отношениями, возникающими в процессе осуществления финансовой деятельности.
2. Они не возникают как фактические, то есть в реальной жизни объективно не складываются правила поведения, которые бы являлись прототипом нормы. Эти правила поведения изначально придуманы и навязаны государством.
3. Они являются публично-правовыми, то есть средством реализации публичных, а не частных интересов.
4. Они отличаются от иных норм своей нестабильностью, поскольку в основе имеют экономические отношения, которые объективно подвержены различным колебаниям. А ряд отношений, например бюджетно-правовые, нестабильны изначально.
5. Наличие особой разновидности специализированных норм, норм-расчетов, то есть показателей, содержащих выраженные в количественном измерении объеме деятельности и уровни развития. Их наличие связано с денежным характером финансов, а следовательно с требованием счета и фиксации.
Особенности, обусловленные методом финансового права:
1. Подавляющее большинство финансово-правовых норм являются обязывающими, то есть ими устанавливаются обязанности субъектов. Это связано с применением императивного метода правового регулирования. В обязывающих нормах императив распространяется не только на обязанное лицо, но и на властных субъектов, для которых права являются одновременно обязанностями.
2. Значительную часть составляют компетенционные нормы, которыми устанавливается компетенция органов, осуществляющих финансовую деятельность. Они обычно выражены через права, которые одновременно являются обязанностями.
3. Незначительное число составляют управомочивающие нормы право реализации или нереализации, которых зависит исключительно от воли субъекта. Их особенностью является вторичный характер от обязывающих, и в конечном счете эти права предоставляются субъекту для лучшей реализации обязывающей нормы.
Особенности, обусловленные структурой норм:
1. Гипотеза – часть нормы, которая описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых наступают отношения, предусмотренные диспозицией. Обычно она формулируется с использованием слов «если» или «в случае». Ее особенностями является обязательность (нет гипотезы – нет нормы). Определенность - только при условии закрепления в норме четко названных условий и обстоятельств, может возникнуть отношение между субъектами. Сложность, которая обусловлена наличием нескольких условий, при которых должна быть реализована норма.