Анализ объёма производства
Товарная продукция (ТП) является основой формирования входящего денежного потока предприятия и характеризует объём производства в стоимостном выражении. Цель анализа объёма производства – оценка динамики ТП и влияния на стоимость ТП изменений объёма производства товаров работ и услуг в натуральном выражении и изменений цен реализации.
Анализ динамики ТП проводится по данным о производстве каждого вида продукции отдельно в натуральном и стоимостном выражении. В целом динамика объёма товарной продукции оценивается только в стоимостном выражении.
Фактор изменения объёма производства в натуральном выражении раскладывается на составляющие – изменение объёма в натуральном выражении при сохранении базовой структуры производства и изменение структуры производства при фактическом объёме производства в натуральном выражении.
Фактор изменения цен включает также две составляющих – изменение цен под влиянием инфляции и изменение цен вследствие учета конъюнктуры рынка. Поскольку непосредственно измерить влияние конъюнктуры на цены невозможно, то эта составляющая оценивается по остаточному принципу.
Исходные данные для анализа: ведомость №16/1 учета реализации продукции по отгрузке, формы 1 и 2 бухгалтерского отчета, форма № П-1 (за декабрь) статистической отчетности, журнал-ордер № 11, и иные учетные данные.
Для проведения анализа необходимо выбрать данные о производстве и реализации продукции в натуральном выражении и ценах реализации за анализируемые периоды.
ПРИМЕЧАНИЕ: В случае отсутствия этих данных или большой номенклатуры производства, по указанию преподавателя выбираются 4 наименования типичной продукции предприятия. Для этих наименований по указанию преподавателя устанавливаются цены и натуральные объемы производства, дающие в итоге расчетный объем выпуска товарной продукции за соответствующий год.
При использовании данных предприятия в таблицу 1.1 первоначально заносятся сведения о выпуске продукции в натуральном выражении. Затем отдельно рассчитываются средние цены реализации каждого виды продукции.
Средняя цена i-го вида продукции определяется как средневзвешенная цена реализации этой продукции в соответствующем году:
,
где NiK – объем реализации i-й продукции по к-й цене;
ЦiK – значение цены к-го объема поставки по реализации.
Для расчета средних цен рекомендуется составить самостоятельно отдельную таблицу. Из нее значения средних цен вносятся в таблицу 1.1.
После этого рассчитываются и заносятся в таблицу 1.1 объемы производства в стоимостном выражении. Указанные расчеты производятся за базисный, предыдущий и отчетный годы.
По статистическим данным об инфляции находятся индексы инфляции за предыдущий и отчетный годы и также вносятся в таблицу 1.1. Определяются объемы производства в ценах за вычетом инфляции. Определяются цепные темпы роста по периодам, среднегодовые темпы роста (как среднегеометрические).
По сформированным в таблице 1.1 данным проводится методом цепных подстановок факторный анализ изменения объема производства в стоимостном выражении.
Таблица 1.1 Анализ динамики объема производства.
ПРОДУКЦИЯ и индексы | Объем и динамика объема производства | Среднегодовой индекс роста | |||||||||||||||
Базовый год | Предыдущий год | Отчетный год | |||||||||||||||
В нату-ральных едини-цах | Средняя цена, руб./ед | Объем, руб. | В нату-ральных едини-цах | Средняя цена, руб./ ед | Объем руб. | Объем за вычетом инфляции, руб. 7/КИНФ1 | Темп роста, % | В нату-ральных едини-цах | Средняя цена, руб./ ед | Объем, руб. | Объем за вычетом инфляции, руб. 13/КИНФ2 | Темп роста, % | |||||
в текущих ценах, руб 7/4 | в ценах за вычетом инфляции 8/4 | в текущих ценах, руб 13/7 | в ценах за вычетом инфляции 14/8 | в текущих ценах | в ценах за вычетом инфляции | ||||||||||||
Изделие …. | |||||||||||||||||
….. | |||||||||||||||||
….. | |||||||||||||||||
….. | |||||||||||||||||
Итого | |||||||||||||||||
Индекс роста инфляции |
Факторный анализ производства товарной продукции проводится по модели:
где Ni – выпуск продукции i-й номенклатурной позиции в натуральном выражении;
Уi – удельный вес продукции i-й номенклатурной позиции в товарной продукции в натуральном выражении;
Цi – цена единицы продукции i-й номенклатурной позиции;
КИНФ – коэффициент инфляции;
ККОН – коэффициент конъюнктуры.
Сначала определяется общее изменение объема производства в стоимостном выражении:
Здесь индексы «1» и «0» означают анализируемый и предшествующий ему периоды. В таблице 1.1 и далее это сначала «предшествующий» и «базовый» периоды, затем «отчетный» и «предшествующий».
Далее методом цепных подстановок производятся следующие расчеты.
Находится изменение выпуска товарной продукции по фактору изменения выпуска продукции в натуральном выражении при неизменных удельных весах и цене:
где - изменение выпуска товарной продукции вследствие изменения объема производства в натуральном выражении.
Находится изменение объема товарной продукции вследствие изменения структуры ее производства в натуральном выражении:
Вычисляется изменение объема товарной продукции за счет изменения цен под влиянием инфляции и конъюнктуры:
При некоторых допущениях
Отсюда, учитывая, что для базисных периодов коэффициенты инфляции и средний коэффициент конъюнктуры равны единице (КИНФ 0 =1 и ККОН.СР 0 =1) изменение объема продаж под влиянием инфляции:
В завершение факторного анализа рассчитывается по остаточному принципу изменение объема продаж под влиянием учета конъюнктуры рынка:
После выполнения расчетов проводится проверка, по условию которой должно соблюдаться равенство:
Если в анализируемых периодах происходили изменения номенклатуры выпускаемой продукции, то в тех периодах, когда продукция не выпускалась, объему ее выпуска и цене присваиваются нулевые значения.
Расчеты влияния факторов повторяются интегральным методом.
В случае ввода по указанию преподавателя сокращенной номенклатуры изделий с условными натуральными объемами и текущими ценами, а также при упрощенном варианте анализа, предварительно рассчитывается объем выпуска товарной продукции.
Для этого по данным форм 1 и 2 бухгалтерского отчета определяется объем производства продукции по балансовому уравнению, связывающему товарную и реализованную продукцию через изменение запасов на складе готовой продукции:
где РП - объем реализованной продукции;
ГПЗАП I , ГПЗАП II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ТП - объем выпуска товарной продукции за период.
Возможность применения этого уравнения опирается на то, что производственные, в том числе машиностроительные предприятия не занимаются в общем случае перепродажей готовых изделий и поэтому в указанных складских запасах отсутствуют товары для перепродажи (форма 1).
В упрощенном варианте анализ объема товарной продукции проводится в следующем порядке:
Определяется изменение объема производства под влиянием инфляции:
.
Определяется изменение объема производства в результате совместного действия ряда факторов: изменения объема производства в натуральном выражении, изменения структуры выпуска продукции и учета конъюнктуры рынка:
,
где - изменение объема товарной продукции за счет совместного влияния изменений объема выпуска в натуральном выражении, структуры выпуска в натуральном выражении и учета ценовой конъюнктуры.
В случае частичного отсутствия данных о натуральных объемах производства и/или ценах необходимо проконсультироваться у преподавателя.
В каждом варианте факторного анализа объема товарной продукции необходимо сравнить динамику товарной продукции и динамику запасов готовой продукции, установить, не происходит ли избыточное накопление запасов.
Результаты факторного анализа отражаются в таблице 1.2.
ПРОДУКЦИЯ, | Факторный анализ объема производства | |||||||||||||||||||||
индексы инфляции | Базовый год | Предыдущий год | Отчетный год | |||||||||||||||||||
В нату-ральных единицах | Средняя цена, руб/ед | Объем, руб. | Уд. веса | В натуральных единицах | Средняя цена, руб/ед | Объем, руб. | Уд. веса | Фактор N | Фактор У | Фактор цены | В нату-ральных единицах | Средняя цена, руб/ед | Объем, руб | Уд. Веса | Фактор N | Фактор У | Фактор цены | |||||
общий | инфля-ции | конъюнк. | общий | инфляции | конъюнк. | |||||||||||||||||
Изделие …. | ||||||||||||||||||||||
….. | ||||||||||||||||||||||
….. | ||||||||||||||||||||||
….. | ||||||||||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||||||||||
Индекс роста инфляции |
Таблица 1.2 Факторный анализ объема производства.