Классификация внебюджетных фондов

Тема 5. Внебюджетные фонды государства

Внебюджетные фондыгосударства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1) выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

2) формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:

- специальные налоги и сборы,

- средства из бюджета и займы. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.

Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Разнообразие внебюджетных фондов определяет сложные многоступенчатые связи, возникающие между самими внебюджетными фондами, внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от других финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозмездных субсидий. Односторонняя связь проявляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих ресурсов другим финансовым звеньям.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми звеньями, т.е. денежные средства движутся в разных направлениях между ними.

Классификация внебюджетных фондов.

По срокам действия:

- постоянные фонды;

- временные фонды.

По принадлежности:

- государственные;

- местные;

- межгосударственные.

По правому положению:

- внебюджетные специальные фонды;

- бюджетные целевые;

- фонды, обладающие частичной самостоятельностью.

По целям:

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- кредитные;

- экологические и т.п.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Доходы государственных внебюджетных фондов РФ формируются за счет:

- страховых взносов (платежей) (в период с 2001 по 2010 г.г. за счет единого социального налога);

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

ЕСН был введен в действие с 1 января 2001 года в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ. ЕСН мобилизовал средства для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налогоплательщиками ЕСН являлись лица, производящие выплаты физическим лицам, адвокаты. С 1 января 2011 года ЕСН отменен и теперь происходит уплата страховых взносов.

Объект налогообложения – выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, а также по авторским договорам.

Пенсионный фонд РФ введен в действие с 1 января 1992 года постановлением Верховного Совета РФ. Его цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек не жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

К доходам бюджета ПФР относятся налоговые платежи, а также поступления недоимок, пени и иные финансовые санкции по взносам в ПФР; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий; пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым инвалидам, пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицитом, а также лицам пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

С января 2002 г. Россия перешла на накопительно-страховую модель пенсионной системы. Сущность ее заключается в том, что пенсия каждого гражданина РФ будет состоять из трех частей:

- базовая часть, гарантированная государством;

- страховая или условно-накопительная, взносы на ее формирование учитываются в виде пенсионных прав, но уплаченные деньги фактически идут на уплату пенсии нынешним пенсионерам. За все годы уплаты пенсионных взносов в ПФ будет зафиксирована некая сумма пенсионных прав, которая при выходе на пенсию будет погашена из средств, зачисленных будущим поколением;

- накопительная часть – это деньги распределяются по индивидуальным счетам для дальнейшего инвестирования.

Размер пенсии будет зависеть от официальной заработной платы, а также от страховой и накопительной части пенсии, которая является зоной ответственности самого гражданина.

С 1 января 2004 года ПФР не управляет пенсионными накоплениями, инвестирование накопительной части пенсий физические лица доверяют частным управляющим компаниям или государственной управляющей компании, в качестве которой Правительство РФ назначило Внешэкономбанк.

Законом разрешено вкладывать пенсионные средства в госбумаги РФ и субъектов РФ; облигации российских эмитентов; акции российских эмитентов, созданных в форме ОАО; паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов; ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах; денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях; иностранную валюту на счетах в кредитных организациях. Доля каждого инструмента в портфеле ограничена: в акции можно вкладывать до 80% средств, в госбумаги - до 35%, до 20% - в денежные средства, до 15% - в ипотеку.

Часть средств ПФР используется на содержание аппарата органов государственных внебюджетных фондов, подготовку и переподготовку кадров, государственные капитальные вложения, фундаментальные исследования и разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, международную деятельность.

Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и улучшения материальных условий определенных групп населения.

Основная задача ФСС – выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков:

- необходимость получения медицинской помощи;

- временная нетрудоспособность;

- трудовое увечье и профессиональное заболевание;

- материнство;

- инвалидность;

- наступление старости;

- признание безработным;

- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении

К источникам поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования относятся:

- страховые взносы;

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством;

- штрафные санкции и пени;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессионных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- иные поступления.

Расчетная база для начисления страховых взносов – выплаты, начисленные в виде заработной платы.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ создаются на федеральном, а также территориальном уровне.

Средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Финансовые средства фондов ОМС образуются за счет налоговых поступлений: страховых взносов, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога в частях, подлежащих зачислению в фонды.

Основу доходов Федерального ФОМС также составляют поступления сумм страховых взносов. К прочим доходам относятся: наступления недоимки, пени и штрафов; суммы процентов, начисленных по остаткам средств на счетах Федерального ФОМС. Средства Федерального ФОМС используются на следующие мероприятия:

- оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

- финансирование целевых медицинских программ;

- подготовку и переподготовку специалистов;

- развитие медицинской науки;

- улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Особое значение в функционировании системы обязательного медицинского страхования имеют территориальные ФОМСы. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного меди­цинского страхования разработаны Правила составления, рассмотре­ния и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ (Минюсте России) 24 декабря 2003 г. № 5359. Они позво­ляют обеспечивать методологическое единство подходов к формиро­ванию показателей проекта бюджетов территориальных ФОМСов и регламентацию их деятельности по составлению, рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению.

Доходы бюджета территориального ФОМС формируются за счет прогнозируемых поступлений, которые включают:

- страховые взносы, зачисляемый в территориальные ФОМСы;

- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе единый налог, распределяе­мый по уровням бюджетной системы РФ;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов дея­тельности;

- единый сельскохозяйственный налог, в том числе единый сель­скохозяйственный налог, уплачиваемый соответственно организаци­ями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальны­ми предпринимателями;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование Неработающего населения, уплачиваемые в территориальные ФОМСы органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправ­ления;

- недоимки, пени и штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- недоимки, пени и штрафы по обязательным поступлениям в
территориальные ФОМСы;

- прочие поступления.

Общая сумма расходов на выполнение территориальной программы ОМС складывается из расходов:

- на финансирование страховых медицинских организаций заключивших договоры финансирования обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, ус­танавливаемым правлением территориального фонда, на оплату ме­дицинских услуг, расходов на ведение дела и формирование резервов;

- оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахо­ванным территориальным фондом (в случае осуществления ОМС территориальным фондом);

- оплату лечения жителей других субъектов РФ;

- формирование нормированного страхового запаса территори­ального фонда, предназначенного для обеспечения финансовой ус­тойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ, резервируемого на случай возникновения критических ситуаций с финансированием территориальной про­граммы ОМС и не являющегося свободными финансовыми средст­вами.

Экономические внебюджетные фонды:

- Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ

Средства фонда формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны.

Объектом налогообложения при определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость реализованного сырья или реализованной продукции, полученных из полезных ископаемых, добытых предприятиями, за вычетом налога на добавленную стоимость, акциза.

- Фонд инвестирования жилищного строительства

Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.

Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.

Наши рекомендации