Меры стратегической финансовой реструктуризации
Меры стратегической финансовой реструктуризации:
Цель: активизация деятельности эмитента на РЦБ.
Предприятия проводят секъюритизацию долга, т.е. его переоформление во вновь выпущенные ценные бумаги (выпускают только эмиссионные ЦБ). Выбор ЦБ зависит от следующих факторов:
- Состав активов компании. Если преобладают нма, то выгоднее выпускать акции, т.к. выпуск облигаций плохо обеспечен, поскольку нма продать сложно, и отсутствует источник для выполнения обязательств перед кредиторами.
- Наличие делового риска, или вероятность недополучения выручки от реализации продукции.
Для традиционных предприятий с отлаженными рынками сбыта, постоянной потребностью на товары, предпочтительнее выпускать облигации.
Для молодых развивающихся компаний, которые только осваиваются на рынке, лучше выпускать акции.
- Модель корпорации: при инсайдерской модели предпочтительнее выпускать облигации, т.к. их владельцы не участвуют в управлении компанией. Выпуск акций не выгоден, т.к. происходит перераспределение пакетов акций, позиции прежних акций ослабевают.
- Налоговый щит (возможность уменьшения налога на прибыль). Рентабельной компании выгоднее выпускать облигации, т.к. они уменьшают налог на прибыль путем отнесения на затраты.
Слияния и поглощения: классификация и методы оплаты
Процессы рынка корпоративного контроля: понятие и сущность. Мотивы слияний. Классификация слияний: горизонтальные, вертикальные, концентрические, конгломеративные. Методы оплаты слияний. Метод 100 %-ной оплаты слияния денежными средствами. Метод оплаты слияния простыми акциями. Условный метод оплаты слияния.
Процессы рынка корпоративного контроля: понятие и сущность.
Современная ситуация на отечественном фондовом рынке характеризуется снижением объема операций, формирующих портфельные инвестиции и увеличением масштаба выкупа акций в целях передела собственности.
В соответствии с ГК РФ существует термин, описывающий процессы рынка корпоративного контроля – реорганизация компаний, который включает:
- слияние;
- присоединение;
- разделение;
- выделение;
- преобразование компании.
Слияние – возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ.
Присоединение – прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу.
Разделение – прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым предприятиям. Материнская компания преобразуется в новые независимые юридические лица с передачей им всех своих активов и пассивов.
Выделение – создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей. Материнская компания продолжает свое существование, а часть ее активов и пассивов передается одному или нескольким создаваемым обществам. Акционеры могут получить взамен своей доли в материнской компании долю в новой компании.
Преобразование – изменение организационно-правовой формы общества.
Между процессами рынка корпоративного контроля существует тесная взаимосвязь. Одна и та же сделка может быть причиной двух противоположных процессов. Так, выделение и последующий этап выставления предприятия на продажу для компании-продавца является процессом без интеграции, а для компании-покупателя – интеграционным процессом.
Мотивы слияний:
- мотив монополии;
- мотив взаимодополненности в области НИОКР;
- финансовая экономия за счет транссакционных издержек;
- экономия, обусловленная масштабами производства;
- диверсификация производства и возможность использования избыточных ресурсов;
- мотив продажи компании вразброс;
- повышение качества управления компанией;
- стремление повысить политический вес руководства компании (личные мотивы менеджеров);
- налоговые мотивы;
и др.
Классификация слияний:
- Горизонтальные слияния.
- Вертикальные слияния.
- Родственные или концентрические слияния.
- Конгломеративные слияния.
Горизонтальные слияния, их характеристика.
Горизонтальные слияния происходят между корпорациями на одном сегменте товарного рынка или в одной отрасли и специализирующимися на производстве сходной продукции или предоставлении сходных услуг.
Цели корпорации-покупателя: увеличение своего сегмента рынка; концентрация в индустрии товара; вытеснение с рынка конкурирующих корпораций.
Горизонтальные слияния классифицируются на два подкласса:
- слияния, расширяющие географию сбыта (корпорации-покупателя), проводятся для приобретения корпораций, производящих идентичную продукцию, но работающих на других географических сегментах рынка;
- слияние, расширяющее производственный ассортимент корпорации-покупателя, проводится при помощи приобретения предприятия, которое производит схожую, но не идентичную продукцию.