Роль финансов в развитии международного сотрудничества
Таможенная политика государства. По действующему законодательству в России применяются следующие виды пошлин:
• адвалорные – в процентах к таможенной стоимости товара;
• специфические – в абсолютных размерах на единицу товара;
• комбинированные – сочетают первые и вторые;
• особые:
а) сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев);
б) специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств);
в) антидемпинговые (когда цена импортныхтоваров ниже стоимости);
г) компенсационные (при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).
Россия была почти единственной страной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на международном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях.
Финансовое регулирование импорта и экспорта. Экспорт капитала в несколько раз превышает импорт капитала, идет крупномасшабная утечка капитала.
Основные формы нелегального бегства:
• недополучение экспортной выручки;
• невозвращенная предоплата импорта;
• контрабанда;
• экспортные кредиты предприятиям.
Финансово-кредитные связи России с СНГ и дальним зарубежьем. Финансовые отношения строятся в основном по линии выдачи кредитов странам СНГ. Основная масса кредитов – технические, на пополнение рублевой массы. Вся эта масса переоформлена в государственный долг. Россия продолжает предоставлять кредиты. Многие страны должны нам за продукцию, поставленную различными предприятиями.
Со странами дальнего зарубежья. Россия – основной преемник кредитора СССР. К началу 1990 г. было выдано кредитов на 26 млрд руб., в том числе 18 % должна Куба, по 11 % – Монголия и Вьетнам, 10 % – Индия, 8 % – Сирия, 6 % – Польша, 4 % – Ирак, 3,5 % – Афганистан и т. д. Многие кредиты были выданы на приобретение военной техники. Эти кредиты не способствовали экономическому процветанию. Возврат кредитов очень проблематичен. Большинство стран не выплачивают кредиты, а те, кто делает это, осуществляют выплату товарами на очень льготных условиях.
Финансовые отношения с международными организациями. Россия участвует в настоящее время в международных организациях ООН: некоммерческих, содействия экономическому и культурному развити, а также в международных финансово-кредитных организациях. Квоты взносов в ООН определяются пропорционально доле страны в мировом ВВП. Значительно финансовое участие российского правительства в ЮНЕСКО – платим 24 млн долл. в год, во Всемирную организацию здравоохранения – 20 млн долл. в год, в Международную организацию труда – 15 млн долл. в год, в МАГАТЕ – 12 млн долл., в ЮНИДО – 8 млн долл.
Россия также активно участвует в МВФ – самостоятельной организации, содействующей международной торговле и регулированию валютных курсов.
Мировой банк. Его назначение состоит в содействии экономическому развитию стран путем предоставления кредитов. Участники – только члены МВФ, взносы пропорциональны доле в мировом ВВП. Кредиты предоставляются не более чем на 20 лет с тщательной проработкой проекта кредитования.
Финансовые методы воздействия на экономику
Выделяют несколько финансовых методов воздействия на экономику. Классифицируют государственные и частные методы воздействия. Они отличаются по уровню и силе воздействия. Государственные методы более заметны и ощутимы. Финансовые методы воздействия на экономику от частных лиц чаще всего малозаметны.
На уровне частного лица можно назвать спрос на товары или услуги. Группа частных лиц или частное предприятие более заметно влияет на экономику, через потребительский спрос, уплату налогов и зарплат. Крупные корпорации или сообщества частных лиц (например, профсоюзы) могут заметно воздействовать на экономику.
Здесь чаще всего можно столкнуться с методами формирования потребительского спроса, лоббированием интересов и политикой протекционизма. Финансовые методы государства — налоги, привлечение инвестиций, административные (командные) методы.
Почему метод протекционизма имеет важное значение в экономической политике? Этот метод используется, чтобы воздействовать на отношения страны с другими странами, и оказывать воздействие на внутреннюю, отечественную экономику. Международные цели протекционизма включают в себя улучшение условий торговли и обеспечения благоприятного платежного баланса. Внутренние цели включают в себя индустриализацию, диверсификацию промышленности, повышения занятости, устранение внутренних искажений, увеличение государственных доходов и других, не экономических целей.
Следует отметить, что данный финансовый метод не является лучшим способом для достижения внутренних целей. Имея дело с задачами внутренней экономики, следующие последствия протекционизм необходимо иметь в виду.
Первое — протекционизм, как уже говорилось, не лучший метод для достижения внутренних целей. Это, скорее, последний шанс, поскольку не только помогает исправлению искажений в отечественной экономике, но также вводит искажение собственные (т.е. потребление стоимости). Наилучший метод воздействия состоит в том, который непосредственно имеет дело с внутренними целями и не имеет нежелательные побочные эффекты в результате. Таким образом, он воздействует более прямыми методами, тарифами и квотами, которые защищают финансовые отрасли, уступает субсидий, кредитованию и инвестициям, которые способствуют росту и развитию промышленности.
Второе — на практике чаще предпочитали прямые меры в связи с политическими и административными соображениями.
Третье — при введении защитных тарифов или квот, дополнительные искажения финансово — экономических отношений, которые вносит этот тариф должны быть сравнены с искажениями, на исправление которых он направлен.
Четвертое — малый тариф лучше, чем полная свобода торговли, поскольку доходы в связи с исправлением искажений больше, чем дополнительные искажения в сфере потребления.