Тема 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В УСКОРЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Тема 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В УСКОРЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Методы борьбы с бедностью

• введение в генеральное соглашение и другие виды коллектив­ных договоров положения об индексации минимальной оплаты труда в связис ростом цен;

• укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения;

• привлечение неимущих к общественным работам;

• увеличение совокупного дохода семьи за счет использования резервов трудоспособности, снижение иждивенческой нагрузки;

• введение индексации пособий по безработице, которые ниже прожиточного минимума, установление дополнительных льгот для безработных родителей в наиболее социально незащищенных семьях;

• сохранение пособий на детей с применением дифференциро­ванного подхода, преимущественное увеличение их для социально неблагополучных детей, усиление контроля за обязательностью вы­платы детских пособий, государствённое регулирование цен на дет­ские товары и др.[11],670.

В ближайшее время должно быть завершено создание в Россий­ской Федерации системы адресной социальной помощи.

Регулирование занятости основано на синтезе рыночных рыча­гов й активного участия государства в регламентации правил пред­принимательской деятельности, функционировании рынка труда, сo­циальной защиты граждан от последствий безработицы, в ускорении адаптации населения к требованиям рыночной экономики. Для этого в среднесрочной перспективе потребуется решить ряд проблем:

• создать гибкую систему смягчения негативных социальных последствий банкротства ;

• отладить механизм многоканальной системы адаптационного обучения и рынка образовательных услуг;

• наладить партнерские отношения на предприятиях и в регио­нах; усовершенствовать систему страхования рисков на рынке труда.

Государственная политика занятости населения направлена па создание условий для возможно более полного использования потеЕпц3а­ла трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, что будет противодействовать обеднению населения и массовой безработице.

Большое значение имеет применение механизма, обеспечивающего: согласование рынка образовательных услуг и рынка востребован­ных профессий; выявление реальной потребности работодателей в ра­бочей силе определенного профессионального профиля, проведение мониторинга структуры спроса на рабочую силу; налаживание новой системы взаимоотношений между различными службами, занимаю­щимися проблемами труда; трансформацию системы подготовки кад­ров. В связи с этим особое значение приобретает регулирование госу­дарством соотношения спроса и предложения рабочей силы на рын­ке труда.

С учетом ориентации на развитие рыночных отношений за гo­сударством сохраняется функция установления минимума прав и со­циальных гарантий для работников; который может быть увеличен посредством механизма соглашений между органами государственнo­го управления, объединениями предпринимателей и представитель­ными органами работников, а также при помощи коллективных и индивидуальных трудовых договоров. В коллективных договорах оп­ределяются размеры тарифных ставок, окладов, премий, виды и сис­темы оплаты труда, применяемые на предприятии, а также соотнo­шения размеров оплаты труда различных категорий персонала.

К числу важнейших задач регулирования социальных процес­сов относятся предотвращение разрушения социальной сферы, сo­хранение доступности социальных услуг.

Основными инструментами государственного регулирования разви­тия социальной сферы являются:

• стратегические программы развития отраслей социальной сферы и их всесторонняя финансовая поддержка из бюджетов всех уровней;

• нормативы и стандарты обеспечения населения социальными услугами;

выравнивание минимальной обеспеченности по субъектам РФ;

• государственные программы, направленные на выход из кри­тических социальных ситуаций;

• система экстренных мер, финансируемая прежде всего за счет резервных фондов, позволяющая ослабить социальную напряжен­ность, периодически возникающую из-за негативных процессов в об­разовании; охране здоровья, экологий.

Помимо перечисленных инструментов государственного регy­лирования следует выделить систему ограничений на коммерциали­зацию образования и здравоохранения, что требует тесной увязки с политикой доходов, координацией государственных и негосyдарствен­ных форм и методов социальной защиты населения.[11],671.

Особую роль играет дальнейшее развитие экономических меха­низмов реализации социальной политики, в частности, стимулирова­ние развития отраслей при помощи льгот, налогов и кредита, систе­мы страхования, включая социальное, применение штрафных санк­ций за нарушение обязательств по реализации социальных гарантий.

Рис. 1

Тема 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В УСКОРЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА - student2.ru Мировой финансовый рынок может быть рассмотрен с точки зрения его функции и сроков обращения финансовых активов. Функционально он делится на валютный рынок, рынок деривативов, страховых услуг, акций и кредитный; в свою очередь, на этих рынках могут быть выделены различные сегменты: например, на рынке страховых услуг – перестрахование, на кредитном рынке – сегменты долговых ценных бумаг и банковских кредитов и др.

По срокам обращения финансовых активов выделяются следующие сегменты МФР: валютный (краткосрочный) рынок и рынок капитала (долгосрочный). Существуют также финансовые активы, нацеленные на пребывание на денежном рынке только с целью получения максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций. Подобные активы часто называются «горячими деньгами».

Границы между различными сегментами МФР размыты, и вполне возможно перемещение части финансовых ресурсов с одного сегмента на другой. В силу этого устанавливается взаимозависимость между валютными курсами, банковским процентом и курсом ценных бумаг в разных странах мира. Это приводит к глобализации финансовых ресурсов мира, к тому, что финансовые катастрофы в отдельных регионах, как это было летом 1997 года в Юго-Восточной Азии, провоцируют финансовые потрясения мирового финансового хозяйства.

Многообразие типов, форм и видов участников МФР требует развернутой их классификации, так как для каждого из его сегментов характерны одни и те же участники. Выделяют следующие признаки классификации:

1) Характер участия субъектов в операциях;

2) Цели и мотивы такого участия;

3) Типы элементов и их характеристики;

4) Страны проживания субъектов;

5) Типы инвесторов и должников.

С точки зрения характера учения в операциях участники рынка делятся на прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных). К прямым участникам относятся те, кто заключает сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, т.е. косвенных участников, не заключающих самостоятельных сделок.

По мотивам и целям участия на рынке различают хеджеров, спекулянтов, трейдеров и арбитражеров.

Хеджеры проводят так называемы операции хеджирования, предназначенных для защиты валютной выручки от валютно-курсового риска. Для этих целей они используют инструменты рынка деривативов для страхования риска трансферта, присущего финансовым инструментам, для страхования своих активов или конкретных сделок на краткосрочном рынке (т.е. рынке «спот», где сделки завершаются в течении двух банковских дней).

Спекулянты заключают сделки исключительно с целью заработать на благоприятном движении курсов, и поэтому у них нет намерения страховать свои операции.

Деятельность трейдеров связана с использованием колебаний курса по одному или нескольким контрактам и, по сути, противоположна действиям хеджеров.

Арбитражеры осуществляют финансовые операции на одном рынке с одновременным проведением противоположной операции на другом в целях извлечения прибыли на разнице курсов на разных рынках и в разные периоды. Арбитражеры рискуют меньше спекулянтов.

По типам эмитентов и их характеристикам предлагается следующая градация участников МФР:

1) Международные и межнациональные агентства;

2) Национальные правительства и суверенные заемщики;

3) Провинциальные и региональные правительства (местная администрация);

4) Муниципальные правительства (муниципалитеты);

5) Квазиправительственные эмитенты;

6) Корпорации, банки и другие организации.

К числу международных агентств относятся Мировой банк, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и др. среди элементов субнационального уровня выделяются правительства германских земель, провинций Канады, штатов Австралии, городов Нью-Йорка, Москвы и Санкт-Петербурга др.

В зависимости от стран происхождения участники МФР подразделяются на развитые, развивающиеся страны, международные институты (не имеющие конкретной национальной принадлежности) и оффшорные центры (зоны).

К последним относятся территории, где действуют налоговые валютные и др. льготы для тех нерезидентов, которые базируют свои счеты и фирмы на этих территориях, но осуществляют финансовые операции исключительно с другими странами. Это преимущественно островные государства; некоторые из них уже превратились в региональные и мировые финансовые центры (Кипр, Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские острова и др.); страны, расположенные рядом с мировыми финансовыми центрами (Лихтенштейн, Ирландия, Нормандские острова), или некоторые территории стран-участников МФР (например, отдельные штаты США и кантоны Швейцарии). По оценкам, в оффшорных центрах размещено финансовых ресурсов на сумму около 5 трлн. долл. США, в том числе, предположительно 100 млрд. долл. российского происхождения.

Среди участников МФР по типу инвесторов выделяют две основные их группы – частные и институциональные. Частные инвесторы – это физические лица (иногда их именуют конечными или розничными инвесторами). Как правило, они стремятся к диверсификации своих сбережений или увеличению процентного дохода путем приобретения различных финансовых активов. Институциональные инвесторы – это профессиональные участники финансовых рынков (или финансовые посредники принципалов).

В положении последних на МФР наблюдаются две тенденции. С одной стороны, МФР все больше институционализируется в связи с увеличением количества и улучшением ликвидности обращающихся на нем финансовых инструментов, значительным ростом его объема и числа участников, а с другой – наблюдается феномен «дезинтермедиации», т.е. вымывание посредников, их исключение из сделок между покупателями и продавцами. Дезинтермедиация (disintermediation), являющееся следствием развития финансовых технологий и дерегулирования, позволяет конечным покупателям и продавцам (принципалам) снизить расходы, отказавшись от платежей комиссий и других сборов. Одним из примеров освобождения от посредников служит секьюритизация долга, когда различные банковские активы трансформируются в ликвидные ценные бумаги, служащие для финансирования новых активных операций.

К институциональным инвесторам, оперирующим на МФР, относятся: банки (центральные, инвестиционные, коммерческие), государственные учреждения, международные финансовые институты, пенсионные фонды, страховые фонды и компании (в том числе оффшорные), взаимные (паевые) инвестиционные фонды (ПИФИ), менеджеры вкладов (управляющие инвестициями), транснациональные корпорации.

На страховые компании приходится 35% всех институциональных инвестиций, на инвестиционные компании – 23, на пенсионные фонды – 25 и на остальных инвесторов – 17%.

В роли менеджеров вкладов (т.е. управляющих инвестициями) часто выступают банковские трастовые департаменты. По большей части их клиентами выступают частные инвесторы.

Важнейшей частью МФР является мировой валютный рынок (МВР), представляющий собой совокупность денежных требований и обязательств нерезидентов друг к другу. МВО сложился в связи с возникновением и развитием мировой валютной системы (МВС) – исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений.

МВС включает в себя следующие основные элементы:

1) Мировой денежный товар международные ликвидные активы;

2) Валютный курс;

3) Валютные рынки;

4) Международные валютно-финансовые организации;

5) Межгосударственные договоренности.

Под мировым денежным товаром понимается принимаемый каждой страной эквивалент выведенного из него богатства и обслуживающий ее международные отношения.

Первым международным денежным товаром выступало золото; затем – национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные деньги). В настоящее время в этом качестве используются композиционные или фидуциарные (основные на доверии к эмитенту) деньги. К ним относятся международные и региональные платежные единицы: специальные права заимствования (SDR), ЭКЮ и заменяющие их евро.

Валютный курс определяется как стоимость денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютные курсы подразделяются на два основных вид – фиксированные и плавающие. В основе фиксированного курса лежит валютный паритет, т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран. Плавающие валютные курсы зависят от рыночного спроса и предложения валюты и могут значительно колебаться по величине.

Привязанность курса национальной валюты означает его фиксированность по отношению к одной добровольно выбранной базовой валюте (доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку и др.) и его автоматические изменения в тех же пропорциях, что и курс базовой валюты. Привязанность курса национальной валюты к стандартной или индивидуальной валютной корзине означает, что он колеблется вместе с искусственно сконструированными валютными комбинациями. При плавающих курсах они определяются на основе соотношения объемов рыночного спроса и предложения на данную валюту. При свободном плавании воздействие иных факторов не предполагается. Валютный (форексный) рынок при этом наиболее приближен к модели совершенного рынка: количество участников как на стороне спроса, так и на стороне предложения весьма велико, любая информация передается в системе практически мгновенно и доступна всем рыночным агентам, девиативная роль центральных банков мала и не постоянна.

При управляемом или «грязном», плавании кроме спроса и предложения на величину валютного курса значительное влияние оказывают центральные банки стран, а также разнообразные временные рыночные искажения. Смешанное плавание означает, во-первых, установления двух режимов валютных курсов: внутреннего – для операций внутри одной страны или группы стран и внешнего – для операции с другими странами. Во-вторых, смешанное плавание может означать привязку курсов своих валют к ценам какого-либо товара, например нефти, как это сделано в странах ОПЕК. И в-третьих, смешанное плавание означает ведение системы целевых зон, или валютных коридоров, как это было в России в середине 90-х годов.

Мировой валютный (форексный) рынок включает отдельные рынки, локализованные в различных регионах мира, в центрах международной торговли и валютно-финансовых операций. В 1998г. в мире функционировало 43 крупных валютных рынка. Среди них особое место занимали рынки расположенные в Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Сянгане (Гонконге), Сингапуре, Цюрихе, Париже, Франкфурте-на-Майне. Ежедневный объем валютных операций на этом рынке оценивался в 1986г. в 250 млрд. долл.; в 1991г. – 1000 млрд. долл.; в 1998г. – 1971 млрд. долл.

Появившись в XIXв., мировая валютная система прошла несколько этапов эволюции, краткая характеристика представлена в табл.1.

Анализ табл.1 показывает, что в XIX-XXвв. МВС эволюционировала от золотомонетного стандарта, где различные и жестко установленные весовые количества золота служили денежными единицами различных стран, до современных фидуциарных бумажных денег, курсы которых определяются валютными рынками, а эмиссия – центральными банками соответствующих валютных систем.

Табл. 1 Эволюция мировой валютной системы

Критерий Парижская валютная система Генуэзская валютная система Бреттон-Вудская валютная система Ямайская валютная система Европейская валютная ситема
1. База определения курса валют Золотомонетный стандарт Золотодевизный стандрат Золотодевизный стандрат Свободно определяемая (стандарт SDR) Стандарт ЭКЮ (1979-1998гг.); евро (с 1999г.)
2. Использо-вание золота Золотые паритеты. Золото как резервно-платежное средство Официальная демонетизация золота Объединение 20% официальных золото-долларовых резервов. Использование золота для частичного обеспечения эмиссии ЭКЮ, переоценка золотых резервов по рыночной цене
  Прямая конвертируемость валют в золото Конвертируемость валют в золото через обмен на USD, FRF или GBR Конвертируемость доллара США в золото по официальной цене    
3. Режим валютного курса Свободно колеблющиеся курсы в пределах золотых точек Свободно колеблющиеся курсы без золотых точек (с 30-х гг.) Фиксированные паритеты и курсы (± 0,75% ±1%) Свободный выбор режима валютного курса (без привязки к золоту) Совместно плавающий валютный курс в пределах ± 2,25±15% с августа 1993г. («европейская валютная змея»), с 1999г. только для четырех стран, не присоединив-шихся к зоне евро
4. Институ- циональная структура Конференция Конференция, совещания МВФ – орган межгосударствен- ного валютного регулирования МВФ; совещания в «верхах» Европейский фонд валютного сотрудничества (1979-1993гг.); Европейский валютный институт (1994-1998гг.); Европейский центральный банк (с 1999г)

Многообразие мирохозяйственных отношений стран находит отражение в балансовом представлении ее международных операций. Различают платежный и расчетный балансы страны.

Расчетный баланс – это соотношение требований и обязательств данной страны к другим государствам на определенную дату. Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной другим государством, и поступлений, полученных ей от других стран за определенный период времени, чаще за квартал или год.

Сальдо платежного баланса активно, если валютные поступления превышают платежи, и пассивна, если платежи превышают поступления. В основу его составления положены рекомендации МВФ на основе принятого ООН документа «Руководства по платежному балансу», что придает универсальный характер применяемым показателям и позволяет проводить межстрановые сопоставления. Согласно этим рекомендациям поступления валюты в страну отражаются по кредиту платежного баланса.

Валюта поступает в страну от экспортируемых товаров и услуг, от притока капитала из-за границы в виде иностранных займов и инвестиций. Платежи в валюте иностранным субъектам отражаются по дебету платежного баланса. К ним относятся расходы по импорту товаров и услуг, а также вложение денежных средств данного государства в экономику других стран.

Платежный баланс в целом всегда сводится с формальным равновесием, хотя из-за сложности полного охвата всех сделок, неоднородности цен, разницы во времени регистрации сделок и других причин неизбежны различные искажения. Этим обусловлено введение в платежный баланс специального раздела «Ошибки и пропуски».

Тема 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В УСКОРЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Наши рекомендации