Государственные внебюджетные фонды

В РФ государственные внебюджетные фонды стали формироваться в начале 1990-х годов.

Первоначально они подразделялись на два вида:

1. Экономические фонды (дорожный фонд, экологический фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и т.д.)

2. Фонды социальной направленности (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости населения).

В 1998 году экономические фонды были переведены в разряд целевых бюджетных фондов. БК РФ в ст. 17 (в настоящее время исключена) определял этот феномен как фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могли быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В настоящее время вновь формируемый дорожный фонд не имеет статуса целевого бюджетного фонда. Статья 179.4 БК РФ определяет дорожный фонд как часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.

В 2001 году фонд занятости населения был упразднен как внебюджетный, а финансирование расходов связанных с занятостью стало осуществляться за счет средств бюджетов различных уровней.

Государственные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными организациями некоммерческого характера (прибыль направлена на финансирование деятельности фонда).

На сегодняшний день государственные внебюджетные фонды представлены следующими фондами:

- Пенсионный фонд;

- Фонд социального страхования;

- Фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

- налоговые доходы, предусмотренные от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним, в части доли зачисляемой в данный фонд;

- неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

- взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

- прочие поступления.

В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:

- налоговые доходы, предусмотренные от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним, в части доли зачисляемой в данный фонд;

- неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

- прочие поступления.

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

- налоговые доходы, предусмотренные от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним, в части доли зачисляемой в данный фонд;

- неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования;

- доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

- прочие поступления.

В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

- неналоговые доходы:

- доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

- субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

- прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Основные параметры бюджетов государственных внебюджетных фондов представлены в таблице 9.

Таблица 9

Наши рекомендации