Следственных связей экономических явлений и процессов

ЯРОСЛАВСКИЙ ВОЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 
  Следственных связей экономических явлений и процессов - student2.ru

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

БЕКРЕНЁВ Ю.В.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебное пособие для подготовки к экзаменам

Ярославль

Учебное пособие представляет собой перечень вопросов по теоретическому курсу дисциплины «Экономический анализ», читаемой в ЯВФЭИ, на которые даны краткие (тезисные) ответы. Цель учебного пособия – систематизировать знания курсантов в изучении дисциплины «Экономический анализ» и оказать помощь в подготовке к экзамену по указанной дисциплине.

Вопросы, предложенные в пособии, соответствуют учебной программе дисциплины и изложены в последовательности изучения курса, предусмотренной тематическим планом.

Пособие имеет теоретическую направленность. Однако, не смотря на это, его целесообразно использовать и для практического решения задач по изучаемой дисциплине, т.к. оно имеет достаточное количество примеров практического применения методик комплексного экономического анализа.

Предназначено для курсантов ЯВФЭИ, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ, аудит».

Введение

Предприятие в условиях развития рыночного хозяйства стало центром экономической деятельности. Это самая важная структурная часть и основное звено экономики. На предприятии решаются вопросы объема и ассортимента выпускаемой продукции, выбора поставщиков и покупателей, экономного расходования ресурсов, применения кадров, высокопроизводительной техники и технологий, капитальных вложений. Всеми этими вопросами деятельности предприятия необходимо умело управлять.

Управление предприятием невозможно без комплексного экономического анализа всех сторон его хозяйственной деятельности. Именно с помощью комплексного экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения экономической эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методиками комплексного экономического анализа всех сторон деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому основная цель учебного пособия – углубить и систематизировать знания курсантов в изучении дисциплины «Экономический анализ», а также оказать помощь в подготовке к экзамену по указанной дисциплине.

Учебное пособие «Экономический анализ в вопросах и ответах» построено на основе программы курса «Комплексный экономический анализ», читаемого в ЯВФЭИ и в соответствии с тематическим планом изучения этой дисциплины. В него вошли все основные вопросы, изучаемые по этой дисциплине.

Пособие представляет собой перечень вопросов, на которые даются краткие, но емкие по содержанию ответы. Оно позволяет не только систематизировать знания, полученные при изучении дисциплины, но и применять их при решении практических задач. При подготовке пособия использовались в числе прочих материалы лекций по дисциплине «Комплексный экономический анализ», разработанных преподавателями кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», в т.ч. к.э.н., доцентом ДОЛМАТОВИЧЕМ И.А. и доцентом ДУДКО Ю.М.

Следует заметить, что данное издание не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний по экономическому анализу. Однако, используя его, курсанты смогут сосредоточить свое внимание на основных понятиях и методиках дисциплины, сформулировать примерную структуру (план) ответов на экзаменационные вопросы.

Учебное пособие обсуждено и одобрено на заседании кафедры, протокол

№ ___ от « » _____________ 2004 г.

Рецензенты: д.э.н. профессор Бурыкин А.Д., к.э.н., доцент Мудревский А.Ю.

Вопрос 1. Предмет, объект и метод ЭА

ЭА как наукапредставляет собой систе­му специальных знаний, связанную:

· с исследованием экономических процессов в их взаимо­связи, складывающихся под воздействием объективных эконо­мических законов и субъективных факторов;

· с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

· с выявлением положительных и отрицательных факто­ров и количественным измерением их воздействия на экономические показатели;

· с определением неиспользованных внутрихозяйст­венных резервов;

· с принятием оптимальных управленческих решений.

Под предметом ЭА понимаются хозяйственные процессы предприятий, экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

В предмете ЭА выделяются четыре составляющих:

Ø Хозяйственные процессы и их социально-экономическая эффективность;

Ø Конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности;

Ø Оценка воздействия на них объективных и субъективных факторов;

Ø Система экономических показателей, образующих информационную базу ЭА.

Таким образом, под предметом ЭА понимается изучение причинно-

следственных связей экономических явлений и процессов.

Черты метода ЭА:

Ø Необходимость постоянных сравнений (фактические результаты сравниваются с плановыми, с показателями прошлых лет, показателями других предприятий и др.);

Ø Изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон хозяйственной деятельности предприятия;

Ø Учет взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями. Например, объем выпуска промышленной продукции (Q) зависит, от трех групп факторов, связанных с использованием: рабочей силы, орудий труда, предметов труда;

Ø Обеспечение количественного измерения влияния факторов на результаты деятельности предприятия (путем проведения факторного анализа);

Ø Необходимость системного подхода к объектам анализа, предусматривающий детализацию изучаемых явлений на элементы (анализ) и их систематизацию (синтез).

Ø Использование системы экономических показателей.

Метод ЭА представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы экономических показателей с целью повышения социально-экономической эффективности производства.

Объекты ЭА:

Ø Социальные условия работников, природные условия, уровень маркетинговой деятельности предприятия;

Ø Величина авансируемого капитала;

Ø Затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (себестоимость);

Ø Оборачиваемость производственных ресурсов;

Ø Объем производства и реализации продукции;

Ø Прибыль от продаж (Пп), рентабельность;

Ø финансовое состояние предприятия;

Ø инвестиционная деятельность.

Вопрос 2. Задачи экономического анализа

1) повышение научно-эко­номической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);

2) объективное и всестороннее ис­следование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормати­вов (по данным учета и отчетности);

3) определение экономи­ческой эффективности использования трудовых, материаль­ных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);

4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (материальной заинтересованности, распределения по труду, самостоятель­ность предприятий, их ответственность по своим обязательствам, самоокупаемость затрат, эффективность ис­пользования ресурсов);

5) выявление и измерение внутренних хозяйственных резервов (на всех стадиях производст­венного процесса);

6) обоснование оптимальности управленчес­ких решений.

Наши рекомендации