Нельзя забывать, что важным этапом аналитической работы является анализ товарооборота по ассортименту
Такой анализ позволяет выяснить:
Ø как выполняетсяплан продажи по отдельным товарам и товарным группам;
Ø степень удовлетворенияпотребностей населения;
Ø измененияфактической структуры товарооборота по сравнению с плановой.
Причем, анализируют либо весь товарный ассортимент магазина, либо только основные для данного магазина группы товаров.
Если анализ ограничивается только основными товарными группами, то оборот по всем остальным товаром следует суммировать в группу «Прочие товары».
Анализ внутригруппового ассортимента реализуемых товаров проводится на основе выборок текущего бухгалтерского учета, первичных товарных документов, данных инвентаризаций и т.д.
Используя эти данные, можно определить размер реализации товаров определенных наименований, видов, размеров, сортов; изучить качество реализуемых товаров; установить причины недостатков в коммерческой и другой деятельности.
На основе личных наблюденийизучается соблюдение ассортиментного перечня товаров, выявляются случаи перебоев отдельными товарами.
Анализ структуры товарооборота позволяет выявить ее влияние и на качественные показатели работы предприятия, такие как:
Ø уровень издержек обращения;
Ø рентабельность;
Ø скорость обращения средств и т.д.
Влияние изменения структуры товарооборота на уровень издержек обращения объясняется тем, что для реализации разных товаров требуются различные затраты труда и денежных средств, т.к. товары характеризуются неодинаковой издержкоемкостью.
Если в товарообороте повышается доля товаров с относительно низким уровнем издержек, то снижается уровень издержек по магазину в целом и наоборот.
Изменения в ассортиментной структуре товарооборота влияют и на величину валового дохода, т.к. торговые надбавки на товары разные.
Как было уже отмечено, что для удобства и наглядности анализа все данные заносят в таблицу, производят расчеты, делают выводы.
Последовательность и порядок расчета таковы, т.е. определяют:
1.Ожидаемый товарооборот за год по группам товаров и в целом по магазину (фирме).
Оожид = О факт. за 9 месяцев + Оожид. за 4 квартал
2.Ожидаемый товарооборот за год по группам товаров и в целом по магазину (фирме) в сопоставимых ценах.
Осоп. ценах О факт. (ожид.)_____
і цен (индекс цен)
3.Процент выполнения плана в целом и по каждой товарной группе.
% вып. плана О факт. (ожид) в соп. ценах * 100%
(в сопост. ценах) О план
4.Динамику (процент) роста товарооборота по каждой товарной группе и в целом по магазину (фирме).
рост товарооборота в% Офакт. сопост. отч. года______*100% -100%