Понятие и виды финансовых рынков. Глава 7 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Глава 7 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Финансовый рынок — это рынок, на котором в качестве товара высту­пают финансовые ресурсы. Цель финансового рынка — обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах.

В данном случае эффективность подразумевает, во-первых, минимально короткий срок, который проходят ресурсы от момента их выставления на продажу до момента покупки и использования в хо­зяйственном обороте; во-вторых, минимальный разрыв в цене, по которой продает ресурсы их первичный владелец, и цене, по кото­рой их покупает их конечный потребитель.

Как первичные продавцы, так и конечные потребители финан­совых ресурсов делятся на три группы: хозяйствующие субъекты — предприятия и организации, физические лица и государство. Купля-продажа финансовых ресурсов может осуществляться двумя путями: непосредственно от первичного владельца их конечному потребите­лю, минуя промежуточные инстанции в виде финансовых посредни­ков и через одного или более финансовых посредников. В качестве финансовых посредников выступают: кредитные организации, профес­сиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пен­сионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, лизинтовые компании, факторинговые компании, компании, осуще­ствляющие доверительное управление денежными средствами.

По признаку мобилизации средств в структуру финансовых рын­ков входят: рынки займов и кредиток, рынки ценных бумаг и рын­ки деривативов, рынки лизинговых и факторинговых услуг, рынки доверительных операций, в части своего денежного компонента, страховые рынки.

По месту нахождения источников средств финансовых рынков они делятся на две группы:

• внутренние, или национальные, рынки, основная ресурсная база которых основывается на национальных источниках; ресурсы других стран могут привлекаться, но имеют незначительный удельный вес;

• мировые рынки, ресурсы которых складываются за счет средств
резидентов различных государств.

По уровню развития финансовые рынки делятся на развитые и раз­вивающиеся (достаточно часто развивающиеся рынки называют созда­ющимися или формирующимися). Термин развивающийся был введен Международной финансовой корпорацией к середине 80-х годов.

Развитые финансовые рынки. Для развитых финансовых рынков характерно следующее.

1. Высокая стабильность.

2. Развитая инфраструктура, которая в обязательном порядке включает систему гарантирования, страхования и зашили прав ин­весторов; систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способ­ствующих общему снижению финансового риска; систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка; биржевую систему, создающую новые рыночные коммуни­кации, стимулирующую развитие конкуренции.

В настоящее время практически все развитые и многие развива­ющиеся страны защищают интересы вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные явля­ются их разновидностями):

• американская - предусматривает создание особого государ­ственного (или контролируемого государством) органа, участие кре­дитных организаций и совместное финансирование системы гаран­тий за счет взносов банков и государственных средств;

• германская — управление системой гарантии осуществляют со­юзы кредитных организаций. Участие в ней формально доброволь­ное, и государственное финансирование отсутствует.

Старейшая система — американская. Она начала действовать в 1934 г., когда была образована Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), ориентированная на защиту вкладчиков коммер­ческих банков. Одновременно была создана структура по страхова­нию вкладов в сберегательных учреждениях (объединена с ФКСД в 1989 г.). Страховым случаем является банкротство банка или его зак­рытие государственными контролирующими органами. Страхование охватывает вклады не только физических лиц, но и юридических (все виды предприятий). Если возникает недостаток сформированных за счет взносов средств, он покрывается за счет федерального бюджета.

В 70-х—80-х годах такое страхование вкладов (депозитов) появилось в Европе, Японии и Канаде. Система каждой из стран существенно отличается.

По формам выделяется обязательное и добровольное страхование. Наиболее полное страхование — обязательное. Оно распространяется на все оговоренные законодательством банки. Такая форма при­меняется в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Японии. При этом в законодательном порядке устанавливаются условия про­ведения страхования, его субъекты и объекты, механизм определе­ния размеров страховых взносов и страховых выплат.

Во Франции, Германии, Италии используется система доброволь­ного страхования, при которой каждый банк самостоятельно решает вопросы о своем участии или неучастии в страховании. Однако за­конодательство требует, чтобы страховое покрытие по ряду видов деятельности существовало в обязательном порядке.

Государственные средства участвуют в формировании ресурсов страховых организаций в США и Великобритании (обязательное стра­хование гам осуществляется государственными структурами: в Вели­кобритании — страховым фондом депозитов).

В Германии, Франции, Люксембурге страхованием занимаются организации, созданные в рамках банковских ассоциаций: Фонд стра­хования депозитов частных банков в Германии, Фонд депозитного страхования «Механизм солидарности» во Франции, Ассоциация страхования депозитов в Люксембурге. При этом государство не вме­шивается в деятельность этих фондов и не осуществляет их кредито­вания. Руководят фондами банковские ассоциации.

При смешанной форме создания страховой организации ее ус­тавный капитан формируется как органами государственного управ­ления, так и коммерческими структурами. Такая система существует в Японии, где функционирует Корпорация по страхованию депози­тов. Ее капитал равными долями был сформирован правительством, банком Японии и частными банками. Корпорация управляется ко­митетом, состоящим из представителей ее учредителей.

По-разному решается вопрос о том, на какие объекты и субъек­ты распространяется страхование. Так, в Великобритании и Фран­ции страхуются только вклады в национальной валюте и не страху­ются вклады в отделениях местных банков за границей. В Германии Фонд страхования депозитов предоставляет страховую защиту по вкладам, включая вклады, принятые отделениями национальных банков за границей. В Японии не страхуются вклады в местных от­делениях иностранных банков, а во Франции, Германии и Нидер­ландах они страхуются и т.д.

По характеру исчисления размеров страховых взносов различают:

• единую шкалу тарифных ставок, которая устанавливается для всех банков в процентах определенной базы. Чаще всего в качестве такой базы берутся застрахованные вклады. В Японии банки ежегодно уплачивают страховой взнос в размере 0,012% суммы застрахо­ванных депозитов. В Германии — 0,03%, в Канаде — 0,1%;

• дифференцированные ставки в зависимости от показателей де­ятельности банка (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости),

В США ежегодный страховой взнос составляет 0,23% усреднен­ной суммы всех вкладов для банков с безупречным финансовым по­ложением; 0,31% для проблемных банков; 0,35% при резком ухудше­нии финансового состояния и 0,5% для банков, кредитные вложе­ния которых сопряжены с повышенным риском.

Страховым случаем считается банкротство банка в соответствии с решением суда. В этой ситуации страховщик принимает на себя все активы и пассивы банкрота и выплачивает вкладчикам страховое возмещение. Такие выплаты могут включать либо только сумму вкла­да, либо сумму вклада и проценты на нее.

Условия страхования обычно предусматривают ограничения размера страховых выплат. В США и Франции установлены пре­дельные суммы выплат на один вклад соответственно 100 тыс. долл. и 400 тыс. франков. В Канаде и Японии максимальные суммы выплат на одного вкладчика составляют 60 тыс. долл. и 10 млн йен. В Герма­нии размер страхового возмещения на одного вкладчика ограничен 30% собственного капитала банка. Потери в пределах установлен­ных лимитов компенсируются в этих странах полностью.

В Великобритании условия страхования предусматривают воз­мещение 75% суммы потерянных вкладчиком депозитов, но не более 7,5 тыс. фунтов. В Италии используется смешанная система.

Страховым организациям даны большие права. Например, в США Федеральная корпорация страхования депозитов может потребовать смены руководства банка или исключить из системы страхования (как и в других странах). С момента расторжения договора страхова­ние в США перестает распространяться на все новые вклады, но по старым продолжает действовать в течение двух лет.

Среди стран бывшего социалистического лагеря Венгрия стала первой страной, принявшей закон о страховании депозитов в 1993 г., практически одновременно с разрешением коммерческим банкам работать с деньгами населения. Поводом послужило банкротство достаточно крупного банка ИБЛ, оставившего своих вкладчиков ни с чем.

Средства фонда страхования вкладов формируются следующим образом: все банки сначала вносят в фонд сумму, равную 0,5% их уставного капитала. Затем банк каждый год выплачивает в фонд 2—3% суммы всех застрахованных вкладов. Застрахованными (на осень 1998 г.) автоматически считаются все вклады до 1 млн фо­ринтов (примерно 5 тыс. долл.) при условии, что они записаны на конкретное физическое лицо, а не на анонимного вкладчика. Но­мерные счета, счета с повышенными процентами и ряд других сче­тов не страхуются. Страхование распространяется только на один вклад в одном банке.

3.Развитая законодательная база, рейдирующая операции на рынке.

4.Функционирование отлаженной информационной системы.

5.Развитая система защиты интересов как продавцов, так и по­купателей средств.

6.Высокая ликвидность и надежность большинства инструмен­тов, функционирующих на рынке.

7.Высокая надежность функционирующих на рынке финансо­вых посредников,

8.Значительный объем финансовых ресурсов, предлагаемых к про­даже, и большие объемы операции, осуществляемых в рамках рынка. Об объеме операций на развитых рынках могут свидетельствовать дан­ные об объеме операций, проводимых на одном из его компонентов — рынке ценных бумаг.

Обороты некоторых ведущих финансовых центров: Лондонский рынок ценных бумаг — более 4,5 трлн. долл., Токийский — около 2 трлн. долл. в год, Сеульский — около 800 млрд. долл. в год.

9. Высокая эффективность рынка.

10. Хорошо развитая система государственного надзора и регули­рования на финансовых рынках.

Например, в Великобритании возможность в полной мере осуще­ствлять полномочия единого органа регулирования операций на финансовых рынках получило Управление финансовых услуг (ФСА). Этот институт, созданный в конце 90-х годов, объединил девять преж­них регулирующих и саморегулирующих организаций, осуществляю­щих нд^зор за банками, операциями на рынке ценных бумаг, страхо­ванием и инвестиционным менеджментом. Он имеет право расследо­вать, наказывать и подвергать штрафным санкциям руководителей компаний финансового сектора за совершенные ими правонаруше­ния. Под контролем ФСА находшся примерно 10 тыс. юридических лиц. Основой государственного регулирования деятельности финан­совых рынков является закон о финансовых рынках и услугах.

В Австралии в основе государственного регулирования деятель­ности структур финансовых рынков стоят два ведомства:

• Australian Securities and Investment Commission, которая осу­ществляет регулирование и надзор в сферах ценных бумаг и инвестиционных трастов, защиту инвесторов во всех финансовых сферах, включая отношения страховых компаний и банков с клиентами;

• Australian Prudential Regulation Authority, обеспечивающее ус­тановление пруденциальных стандартов и надзор в отношении кре­дитных организаций, страховых компаний, НПФ.

Деятельность названных структур совместно с Банком Англии координирует Council of Financial Regulators.

В Швеции надзор за кредитными организациями, профессио­нальными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, страховыми компаниями осуществляет Swedish Financial Supervisory Authority. В Финляндии аналогичные функции осущест­вляет Financial Supervision.

В США действует исключительно разнообразная структура конт­роля. За коммерческими банками контроль осуществляют три спе­циализированных института. В сфере операций с ценными бумага­ми и производными инструментами также есть несколько контроли­рующих органов, существуют и специальные органы надзора за стра­ховыми организациями.

11. Свободный перелив средств с одного рынка в другой. Функци­онирование национальных рынков в системе единого мирового рынка.

Развивающиеся финансовые рынки. Для развивающихся рынков характерно следующее.

1)отсутствие стабильности. Курсы ценных бумаг, процентные став­ки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;

2)больше риска по сравнению с риском, традиционно существу­ющим на развитых рынках. Например, политический риск (включая риск изменения экономического курса), риск введения валютных ограничений, увеличения налогового бремени, проведения привати­зации, незаконного захвата собственности и многое другое;

3)отсутствие развитой системы страхования риска, что особенно важно, учитывая две первые особенности, наличие которых опреде­ляет особую потребность участников рынка в использовании инст­рументов. Даже такие широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют или находятся только на стадии становления.

Это значительно уменьшает возможности минимизировать риск с помощью применения хорошо разработанных на развитых рынках систем и механизмов и соответственно повышает риск, который не­сут участники операции на развивающихся финансовых рынках: уве­личения их потерь при наступлении неблагоприятного события;

4) недостаточно развитая инфраструктура;

5) законодательная база, регулирующая операции на рынке, на­ходится в стадии становления;

6) отсутствует отлаженная информационная система;

7) большинство ценных бумаг, функционирующих на фондовом рынке, отличаются низкой ликвидностью и надежностью, как и мно­гие кредитные, страховые организации и другие участники финан­сового рынка, включая заемщиков;

8) отсутствие доверия со стороны продавцов средств к функцио­нирующим на рынке финансовым посредникам;

9) незначительные объемы финансовых ресурсов, предлагаемых к продаже, что ставит национальные развивающиеся рынки а зави­симость от притока капитала с мирового рынка;

10) низкая, эффективность рынка;

11) система государственного надзора и регулирования на фи­нансовых рынках находится в стадии создания, что еще больше увеличивает риск проведения операций на развивающихся финан­совых рынках;

12) несмотря на недостаток финансовых ресурсов доступ резиден­тов на финансовые рынки других стран затруднен, что объясняется высоким риском, связанным с предоставлением им средств. Развива­ющиеся рынки функционируют обособленно от мирового рынка

Наши рекомендации