Понятие и виды финансовых рынков. Глава 7 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
Глава 7 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
Финансовый рынок — это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы. Цель финансового рынка — обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств и их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах.
В данном случае эффективность подразумевает, во-первых, минимально короткий срок, который проходят ресурсы от момента их выставления на продажу до момента покупки и использования в хозяйственном обороте; во-вторых, минимальный разрыв в цене, по которой продает ресурсы их первичный владелец, и цене, по которой их покупает их конечный потребитель.
Как первичные продавцы, так и конечные потребители финансовых ресурсов делятся на три группы: хозяйствующие субъекты — предприятия и организации, физические лица и государство. Купля-продажа финансовых ресурсов может осуществляться двумя путями: непосредственно от первичного владельца их конечному потребителю, минуя промежуточные инстанции в виде финансовых посредников и через одного или более финансовых посредников. В качестве финансовых посредников выступают: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, лизинтовые компании, факторинговые компании, компании, осуществляющие доверительное управление денежными средствами.
По признаку мобилизации средств в структуру финансовых рынков входят: рынки займов и кредиток, рынки ценных бумаг и рынки деривативов, рынки лизинговых и факторинговых услуг, рынки доверительных операций, в части своего денежного компонента, страховые рынки.
По месту нахождения источников средств финансовых рынков они делятся на две группы:
• внутренние, или национальные, рынки, основная ресурсная база которых основывается на национальных источниках; ресурсы других стран могут привлекаться, но имеют незначительный удельный вес;
• мировые рынки, ресурсы которых складываются за счет средств
резидентов различных государств.
По уровню развития финансовые рынки делятся на развитые и развивающиеся (достаточно часто развивающиеся рынки называют создающимися или формирующимися). Термин развивающийся был введен Международной финансовой корпорацией к середине 80-х годов.
Развитые финансовые рынки. Для развитых финансовых рынков характерно следующее.
1. Высокая стабильность.
2. Развитая инфраструктура, которая в обязательном порядке включает систему гарантирования, страхования и зашили прав инвесторов; систему рейтинговых агентств и кредитных бюро, способствующих общему снижению финансового риска; систему аудита и оценочной деятельности, обеспечивающих прозрачность субъектов рынка; биржевую систему, создающую новые рыночные коммуникации, стимулирующую развитие конкуренции.
В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают интересы вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов (остальные являются их разновидностями):
• американская - предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий за счет взносов банков и государственных средств;
• германская — управление системой гарантии осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.
Старейшая система — американская. Она начала действовать в 1934 г., когда была образована Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), ориентированная на защиту вкладчиков коммерческих банков. Одновременно была создана структура по страхованию вкладов в сберегательных учреждениях (объединена с ФКСД в 1989 г.). Страховым случаем является банкротство банка или его закрытие государственными контролирующими органами. Страхование охватывает вклады не только физических лиц, но и юридических (все виды предприятий). Если возникает недостаток сформированных за счет взносов средств, он покрывается за счет федерального бюджета.
В 70-х—80-х годах такое страхование вкладов (депозитов) появилось в Европе, Японии и Канаде. Система каждой из стран существенно отличается.
По формам выделяется обязательное и добровольное страхование. Наиболее полное страхование — обязательное. Оно распространяется на все оговоренные законодательством банки. Такая форма применяется в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Японии. При этом в законодательном порядке устанавливаются условия проведения страхования, его субъекты и объекты, механизм определения размеров страховых взносов и страховых выплат.
Во Франции, Германии, Италии используется система добровольного страхования, при которой каждый банк самостоятельно решает вопросы о своем участии или неучастии в страховании. Однако законодательство требует, чтобы страховое покрытие по ряду видов деятельности существовало в обязательном порядке.
Государственные средства участвуют в формировании ресурсов страховых организаций в США и Великобритании (обязательное страхование гам осуществляется государственными структурами: в Великобритании — страховым фондом депозитов).
В Германии, Франции, Люксембурге страхованием занимаются организации, созданные в рамках банковских ассоциаций: Фонд страхования депозитов частных банков в Германии, Фонд депозитного страхования «Механизм солидарности» во Франции, Ассоциация страхования депозитов в Люксембурге. При этом государство не вмешивается в деятельность этих фондов и не осуществляет их кредитования. Руководят фондами банковские ассоциации.
При смешанной форме создания страховой организации ее уставный капитан формируется как органами государственного управления, так и коммерческими структурами. Такая система существует в Японии, где функционирует Корпорация по страхованию депозитов. Ее капитал равными долями был сформирован правительством, банком Японии и частными банками. Корпорация управляется комитетом, состоящим из представителей ее учредителей.
По-разному решается вопрос о том, на какие объекты и субъекты распространяется страхование. Так, в Великобритании и Франции страхуются только вклады в национальной валюте и не страхуются вклады в отделениях местных банков за границей. В Германии Фонд страхования депозитов предоставляет страховую защиту по вкладам, включая вклады, принятые отделениями национальных банков за границей. В Японии не страхуются вклады в местных отделениях иностранных банков, а во Франции, Германии и Нидерландах они страхуются и т.д.
По характеру исчисления размеров страховых взносов различают:
• единую шкалу тарифных ставок, которая устанавливается для всех банков в процентах определенной базы. Чаще всего в качестве такой базы берутся застрахованные вклады. В Японии банки ежегодно уплачивают страховой взнос в размере 0,012% суммы застрахованных депозитов. В Германии — 0,03%, в Канаде — 0,1%;
• дифференцированные ставки в зависимости от показателей деятельности банка (ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости),
В США ежегодный страховой взнос составляет 0,23% усредненной суммы всех вкладов для банков с безупречным финансовым положением; 0,31% для проблемных банков; 0,35% при резком ухудшении финансового состояния и 0,5% для банков, кредитные вложения которых сопряжены с повышенным риском.
Страховым случаем считается банкротство банка в соответствии с решением суда. В этой ситуации страховщик принимает на себя все активы и пассивы банкрота и выплачивает вкладчикам страховое возмещение. Такие выплаты могут включать либо только сумму вклада, либо сумму вклада и проценты на нее.
Условия страхования обычно предусматривают ограничения размера страховых выплат. В США и Франции установлены предельные суммы выплат на один вклад соответственно 100 тыс. долл. и 400 тыс. франков. В Канаде и Японии максимальные суммы выплат на одного вкладчика составляют 60 тыс. долл. и 10 млн йен. В Германии размер страхового возмещения на одного вкладчика ограничен 30% собственного капитала банка. Потери в пределах установленных лимитов компенсируются в этих странах полностью.
В Великобритании условия страхования предусматривают возмещение 75% суммы потерянных вкладчиком депозитов, но не более 7,5 тыс. фунтов. В Италии используется смешанная система.
Страховым организациям даны большие права. Например, в США Федеральная корпорация страхования депозитов может потребовать смены руководства банка или исключить из системы страхования (как и в других странах). С момента расторжения договора страхование в США перестает распространяться на все новые вклады, но по старым продолжает действовать в течение двух лет.
Среди стран бывшего социалистического лагеря Венгрия стала первой страной, принявшей закон о страховании депозитов в 1993 г., практически одновременно с разрешением коммерческим банкам работать с деньгами населения. Поводом послужило банкротство достаточно крупного банка ИБЛ, оставившего своих вкладчиков ни с чем.
Средства фонда страхования вкладов формируются следующим образом: все банки сначала вносят в фонд сумму, равную 0,5% их уставного капитала. Затем банк каждый год выплачивает в фонд 2—3% суммы всех застрахованных вкладов. Застрахованными (на осень 1998 г.) автоматически считаются все вклады до 1 млн форинтов (примерно 5 тыс. долл.) при условии, что они записаны на конкретное физическое лицо, а не на анонимного вкладчика. Номерные счета, счета с повышенными процентами и ряд других счетов не страхуются. Страхование распространяется только на один вклад в одном банке.
3.Развитая законодательная база, рейдирующая операции на рынке.
4.Функционирование отлаженной информационной системы.
5.Развитая система защиты интересов как продавцов, так и покупателей средств.
6.Высокая ликвидность и надежность большинства инструментов, функционирующих на рынке.
7.Высокая надежность функционирующих на рынке финансовых посредников,
8.Значительный объем финансовых ресурсов, предлагаемых к продаже, и большие объемы операции, осуществляемых в рамках рынка. Об объеме операций на развитых рынках могут свидетельствовать данные об объеме операций, проводимых на одном из его компонентов — рынке ценных бумаг.
Обороты некоторых ведущих финансовых центров: Лондонский рынок ценных бумаг — более 4,5 трлн. долл., Токийский — около 2 трлн. долл. в год, Сеульский — около 800 млрд. долл. в год.
9. Высокая эффективность рынка.
10. Хорошо развитая система государственного надзора и регулирования на финансовых рынках.
Например, в Великобритании возможность в полной мере осуществлять полномочия единого органа регулирования операций на финансовых рынках получило Управление финансовых услуг (ФСА). Этот институт, созданный в конце 90-х годов, объединил девять прежних регулирующих и саморегулирующих организаций, осуществляющих нд^зор за банками, операциями на рынке ценных бумаг, страхованием и инвестиционным менеджментом. Он имеет право расследовать, наказывать и подвергать штрафным санкциям руководителей компаний финансового сектора за совершенные ими правонарушения. Под контролем ФСА находшся примерно 10 тыс. юридических лиц. Основой государственного регулирования деятельности финансовых рынков является закон о финансовых рынках и услугах.
В Австралии в основе государственного регулирования деятельности структур финансовых рынков стоят два ведомства:
• Australian Securities and Investment Commission, которая осуществляет регулирование и надзор в сферах ценных бумаг и инвестиционных трастов, защиту инвесторов во всех финансовых сферах, включая отношения страховых компаний и банков с клиентами;
• Australian Prudential Regulation Authority, обеспечивающее установление пруденциальных стандартов и надзор в отношении кредитных организаций, страховых компаний, НПФ.
Деятельность названных структур совместно с Банком Англии координирует Council of Financial Regulators.
В Швеции надзор за кредитными организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, страховыми компаниями осуществляет Swedish Financial Supervisory Authority. В Финляндии аналогичные функции осуществляет Financial Supervision.
В США действует исключительно разнообразная структура контроля. За коммерческими банками контроль осуществляют три специализированных института. В сфере операций с ценными бумагами и производными инструментами также есть несколько контролирующих органов, существуют и специальные органы надзора за страховыми организациями.
11. Свободный перелив средств с одного рынка в другой. Функционирование национальных рынков в системе единого мирового рынка.
Развивающиеся финансовые рынки. Для развивающихся рынков характерно следующее.
1)отсутствие стабильности. Курсы ценных бумаг, процентные ставки имеют тенденцию к достаточно резким и частым колебаниям;
2)больше риска по сравнению с риском, традиционно существующим на развитых рынках. Например, политический риск (включая риск изменения экономического курса), риск введения валютных ограничений, увеличения налогового бремени, проведения приватизации, незаконного захвата собственности и многое другое;
3)отсутствие развитой системы страхования риска, что особенно важно, учитывая две первые особенности, наличие которых определяет особую потребность участников рынка в использовании инструментов. Даже такие широко практикующиеся на развитых рынках инструменты, как операции своп, фьючерсы, форварды, опционы, на развивающихся рынках или совсем отсутствуют или находятся только на стадии становления.
Это значительно уменьшает возможности минимизировать риск с помощью применения хорошо разработанных на развитых рынках систем и механизмов и соответственно повышает риск, который несут участники операции на развивающихся финансовых рынках: увеличения их потерь при наступлении неблагоприятного события;
4) недостаточно развитая инфраструктура;
5) законодательная база, регулирующая операции на рынке, находится в стадии становления;
6) отсутствует отлаженная информационная система;
7) большинство ценных бумаг, функционирующих на фондовом рынке, отличаются низкой ликвидностью и надежностью, как и многие кредитные, страховые организации и другие участники финансового рынка, включая заемщиков;
8) отсутствие доверия со стороны продавцов средств к функционирующим на рынке финансовым посредникам;
9) незначительные объемы финансовых ресурсов, предлагаемых к продаже, что ставит национальные развивающиеся рынки а зависимость от притока капитала с мирового рынка;
10) низкая, эффективность рынка;
11) система государственного надзора и регулирования на финансовых рынках находится в стадии создания, что еще больше увеличивает риск проведения операций на развивающихся финансовых рынках;
12) несмотря на недостаток финансовых ресурсов доступ резидентов на финансовые рынки других стран затруднен, что объясняется высоким риском, связанным с предоставлением им средств. Развивающиеся рынки функционируют обособленно от мирового рынка