Понятие финансового контроля, его принципы и задачи

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

§ проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

§ проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

§ проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

§ выявлении внутренних резервов производства;

§ устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

12. Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущийфинансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных, расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующийфинансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

– в силу требований законодательства;

– по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности, путем использования аудиторского контроля.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляющих его, выделяется финансовый контроль:

– представительных (законодательных) органов власти;

– Президента РФ;

– исполнительных органов власти общей компетенции;

– финансово-кредитных органов;

– ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

13. Формы финансового контроля

Существуют следующие формы финансового контроля:

– ревизии;

– проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.);

– рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;

– заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии:

– документальные;

– фактические;

– полные (сплошные);

– выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. Срок проведения ревизии – не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры:

– по устранению вы явленных нарушений финансовой дисциплины;

– возмещению причиненного материального ущерба;

– разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины;

– виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

В случае необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляетсяотдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись и акте ревизии.

14.??? Внутриведомственный финансовый контроль в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях осуществляется руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

Основными задачами внутриведомственного финансового контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

15. 16. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия

Настоящий Закон регулирует бюджетные правоотношения в Республике Абхазия, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Республики Абхазия, организации и функционирования бюджетной системы Республики Абхазия, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Республики Абхазия, основания применения и виды бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений.

Бюджетная система Республики Абхазия

Статья 6. Структура бюджетной системы Республики Абхазия

К бюджетам бюджетной системы Республики Абхазия относятся:

республиканский бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия;

местные бюджеты.

Статья 7. Республиканский бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия

Республиканский бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия предназначены для исполнения республиканских расходных обязательств.

Использование органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения республиканских расходных обязательств, не допускается.

Статья 8. Местный бюджет

Местный бюджет предназначен для исполнения муниципальных расходных обязательств.

Использование органами местного самоуправления и местными органами государственного управления (совместно именуются в дальнейшем – «местные органы власти») иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения муниципальных расходных обязательств не допускается.

Местный бюджет составляется, рассматривается, утверждается и исполняется в районах Республики Абхазия и городе Сухум.

В качестве составной части бюджетов города Сухум и районов Республики Абхазия утверждаются сметы доходов и расходов других населенных пунктов (городов в районе, поселков, сел) Республики Абхазия в соответствии с установленным административно-территориальным делением.

Размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете для исполнения расходных обязательств города в районе, поселка, села определяется органом местного самоуправления с учетом доли доходов указанных населенных пунктов в общем объеме собственных доходов соответствующего местного бюджета.

17. Доходы бюджетов

Статья 29. Формирование доходов бюджетов

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Республики Абхазия, законодательством об иных обязательных платежах.

Статья 31. Виды доходов бюджетов

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных налоговым законодательством Республики Абхазия республиканских и местных налогов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также от установленных законом сборов, включая государственную пошлину.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, продажи материальных и нематериальных активов, внешнеэкономической деятельности, оказания платных услуг, а также платежи за пользование природными ресурсами, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещения ущерба и иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся безвозмездные поступления от резидентов и нерезидентов Республики Абхазия, а также межбюджетные трансферты.

Статья 32. Доходы республиканского бюджета

1. В республиканский бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих республиканских налогов и сборов:

1) налога на прибыль предприятий и организаций, за исключением доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Республике Абхазия через постоянное представительство, – по нормативу 50 процентов;

2) налога на прибыль предприятий и организаций в части доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Республике Абхазия через постоянное представительство, – по нормативу 100 процентов;

3) налога на добавленную стоимость – по нормативу 100 процентов;

4) акцизов на продукцию, импортируемую на территорию Республики Абхазия, – по нормативу 100 процентов;

5) государственной пошлины – по нормативу 100 процентов;

6) транзитного налога, за исключением транзитного налога, взимаемого с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, – по нормативу 100 процентов.

2. Неналоговые доходы зачисляются в республиканский бюджет по нормативам, определяемым законодательством Республики Абхазия, в том числе доходы от:

платежей за пользование природными ресурсами в части платежей за пользование недрами – по нормативу 100 процентов;

платежей за пользование природными ресурсами в части платежей за пользование водными биологическими ресурсами – по нормативу 100 процентов;

платежей за пользование природными ресурсами в части платежей за пользование лесным фондом – по нормативу 100 процентов;

таможенной пошлины и сборов – по нормативу 100 процентов;

лицензионных сборов по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют центральные органы государственного управления, – по нормативу 100 процентов.

3. Нормативы зачисления налоговых доходов в республиканский бюджет, установленные настоящей статьей, могут быть изменены в сторону увеличения доли местных бюджетов законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

4. Изменение нормативов зачисления налоговых доходов в сторону уменьшения доли местных бюджетов в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, не допускается.

Статья 33. Доходы местного бюджета

1. В местный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих республиканских налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1) налога на прибыль предприятий и организаций, за исключением доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Республике Абхазия через постоянное представительство, – по нормативу 50 процентов;

2) налога на имущество предприятий – по нормативу 100 процентов;

3) акцизов на продукцию, производимую на территории Республики Абхазия, – по нормативу 100 процентов;

4) специального налога на отдельные виды деятельности – по нормативу 85 процентов.

2. В местный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов и сборов:

1) подоходного налога с физических лиц – по нормативу 100 процентов;

2) земельного налога – по нормативу 100 процентов;

3) курортного сбора – по нормативу 100 процентов.

3. Неналоговые доходы зачисляются в местный бюджет по нормативам, определяемым законодательством Республики Абхазия, в том числе доходы от:

лицензионных сборов по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют местные органы государственного управления, – по нормативу 100 процентов;

платежей за пользование природными ресурсами в части лесных податей и платы за древесину, отпускаемую на корню, в лесах, не входящих в лесной фонд, – по нормативу 100 процентов;

продажи гражданам в частную собственность жилья из государственного жилищного фонда, находящегося в ведении в ведении административно-территориальных единиц Республики Абхазия, – по нормативу 100 процентов.

4. Нормативы зачисления налоговых доходов в местные бюджеты, установленные настоящей статьей, могут быть увеличены в порядке, указанном в части 3 статьи 32 настоящего Закона.

18. . Расходы бюджетов

Статья 34. Формирование расходов бюджетов

1. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Республики Абхазия осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Республики Абхазия разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Республики Абхазия, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Абхазия и административно-территориальных единиц Республики Абхазия и осуществляются по направлениям в соответствии с бюджетной классификацией расходов бюджетов бюджетной системы Республики Абхазия в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год.

2. В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.

Статья 35. Текущие и капитальные расходы бюджетов

1. Текущие расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, обслуживание долговых обязательств, предоставление межбюджетных трансфертов, а также другие расходы бюджета, не относящиеся к капитальным расходам бюджета.

2. Капитальные расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в государственной (республиканской или муниципальной) собственности.

Капитальные расходы бюджетов также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение объектов недвижимости и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 36. Бюджетные ассигнования

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

1) обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

2) социальное обеспечение населения;

3) закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд(в части, не относящейся к обеспечению выполнения функций бюджетных учреждений);

4) предоставление субсидий физическим и юридическим лицам;

5) осуществление бюджетных инвестиций;

6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7) предоставление межбюджетных трансфертов;

8) обслуживание государственного долга;

9) исполнение судебных актов по искам к Республике Абхазия и административно-территориальным единицам Республики Абхазия о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Статья 37. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, заработную плату) работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Республики Абхазия, государственных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (контрактами) и законодательством Республики Абхазия;

оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд;

уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Республики Абхазия;

возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Статья 38. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Статья 39. Закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд

Статья 40. Предоставление субсидий физическим и юридическим лицам

1. Субсидии физическим и юридическим лицам (за исключением бюджетных учреждений) предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Статья 41. Осуществление бюджетных инвестиций

1. К бюджетным ассигнованиям на осуществление бюджетных инвестиций относятся ассигнования на:

осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями и учреждениями.

2. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных унитарных предприятий и учреждений предусматриваются в соответствии с целевыми программами, а также нормативными правовыми актами Кабинета Министров Республики Абхазия, местных органов государственного управления либо в установленном указанными органами порядке решениями распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

3. Предоставление бюджетных инвестиций государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия о государственных унитарных предприятиях.

Предоставление бюджетных инвестиций государственному унитарному предприятию, основанному на праве оперативного управления, влечет соответствующее увеличение основных средств государственного унитарного предприятия.

4. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями и учреждениями, влечет возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Республики Абхазия и административно-территориальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Республики Абхазия.

5. Договор между Кабинетом Министров Республики Абхазия или уполномоченным им центральным органом государственного управления, а также местным органом государственного управления и юридическим лицом, указанным в части 4 настоящей статьи, об участии соответственно Республики Абхазия и административно-территориальной единицы Республики Абхазия в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.

Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.

Статья 42. Резервные фонды органов государственного управления

1. В расходной части республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается создание резервных фондов соответственно Кабинета Министров Республики Абхазия и местного органа государственного управления.

2. В расходной части бюджетов бюджетной системы Республики Абхазия запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов.

Статья 43. Резервный фонд Президента Республики Абхазия

Статья 44. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Республики Абхазия.

19. Основы исполнения бюджета

1. Исполнение республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия, местного бюджета обеспечивается соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия, местными органами государственного управления.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

2. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Абхазия осуществляется Министерством финансов Республики Абхазия в соответствии с настоящим Законом.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Абхазия Министерство финансов Республики Абхазия в соответствии с установленными настоящим Законом бюджетными полномочиями открывает в Национальном банке Республики Абхазия, с учетом положений статей 22 и 84 настоящего Закона, счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются казначейскими подразделениями Министерства финансов Республики Абхазия.

3. В целях получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета средства республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия могут размещаться на банковские депозиты в кредитных организациях в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Абхазия

20.21.22 Понятие бюджетного процесса. Его стадии

Государственный и местный бюджет как основной финансовый план территории действует строго определенное время и требует обновления. Это обусловлено происходящими в обществе социально-экономическими изменениями. В связи с этим государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют периодически деятельность по формированию нового финансового плана и принимают меры по его реализации. Эта деятельность состоит из стадий:

– составления;– рассмотрение;– утверждение проекта бюджета.

Эти три стадии в совокупности называются формированием бюджета. Следующая стадия – исполнение бюджета. Заключительная стадия – утверждение отчета об исполнении бюджета – включает, в свою очередь, такие этапы:– составление отчета об исполнении бюджета; – рассмотрение отчета об исполнении бюджета; – утверждение отчета об исполнении бюджета. Указанные стадии характерны для бюджета любого уровня. Каждая из них регулируете бюджетно-процессуальными нормами, закрепленными в БК РФ

Бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственно власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением отчета об исполнении бюджета.

Несколько иное определение бюджетного процесса дает законадатель, исключая из него стадию утверждения отчета об исполнении бюджета и включая стадию контроля за его исполнением. При этом бюджетным процессом охватывается и деятельность, связанная с принятием бюджетов государственных внебюджетных фондов, без упоминания муниципальных. Подобное определение, однозначно, требует корректировки.

Необходимо отметить, что в ближайшие годы предполагается осуществить реформу бюджетного процесса, что предусмотрено и закреплено специальной Концепцией его реформирования. Реформирование состоит в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами». Предполагается повысить ответственность и расширить самостоятельность участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. В рамках концепции «управления результатами» бюджет будет формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования будут иметь строгую привязку к функциям (услугам, видам деятельности). В тоже время основное внимание при их планировании будет уделяться обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Реформирование также включает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В целом же, по замыслу законодателя, реформирование бюджетного процесса должно быть осуществлено по следующимнаправлениям:

– реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;

– выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

– совершенствование среднесрочного финансового планирования;

– совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

БК РФ закрепляет распределение компетенции в области бюджетного процесса между представительными и исполнительными органами власти (на представительные органы власти в соответствии с Кодексом возлагаются правомочия по рассмотрению, утверждению и контролю, а на исполнительные – составлению и исполнению бюджета).

23. бюджетный контроль

1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;

2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:

1) по времени проведения: предварительный; текущий; последующий;

2) по субъектам контроля:президентский; органов представительной власти и местного самоуправления;органов исполнительной власти;финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный;аудиторский;

3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;

4) по форме проведения: обязательный; инициативный;

5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.

24. Правовой статус государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия

1. Создание государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия, определение источников формирования их бюджетов, целей и порядка использования осуществляются в соответствии с законами и (или) по решению Президента Республики Абхазия.

2. Органом управления государственным внебюджетным фондом является государственное учреждение, на которое в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

3. Средства государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия находятся в республиканской собственности.

Статья 24. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия входят:

1) бюджет Пенсионного фонда Республики Абхазия;

2) бюджет Фонда социального страхования и охраны труда Республики Абхазия;

3) бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Республики Абхазия;

4) бюджет Фонда репатриации Республики Абхазия;

5) бюджет Фонд инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг.;

6) бюджет Дорожного фонда Республики Абхазия.

Статья 26. Доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия

1. Виды и порядок зачисления доходов в бюджеты государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия определяются законодательством Республики Абхазия.

2. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Республики Абхазия, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами.

25. Местный бюджет

Местный бюджет формируется за счет источников средств, закрепленных законами Республики Абхазия, а также иных источников средств, образуемых в результате деятельности местных органов государственного управления.

В случае недостаточности средств органы государственной власти и управления Республики Абхазия могут принимать решения о передаче в местный бюджет в соответствии с законодательством отчислений от регулирующих источников доходов, а также предоставлении дотаций и субвенций.

Сумма превышения доходов над расходами по местному бюджету по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти и управления не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.

26. Понятие налогов и сборов, роль налогов в Российской Федерации

Налоги в финансово-правовом аспекте – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Признаки налогов:

– императивно-обязательный характер;

– индивидуальная безвозмездность;

– денежная форма;

– публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и че

Наши рекомендации