Финансовые системы РФ
Введение.
Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.
Совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций представляет собой финансовую политику. Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В данной работе будут рассмотрены следующие задачи:
· понятие финансовой системы;
· ее особенности и роль в современном обществе;
· характеристика Рязанской области;
· основные экономические и финансовые показатели;
· особенности функционирования финансовой системы в Рязанской области;
· анализ данных за последние несколько лет;
Глава 1. Понятие финасовой системы и ее особенности.
Финансовые системы РФ.
Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансы, подобно «кровеносной системе», пронизывают весь экономический организм страны, поддерживают его жизнедеятельность, обеспечивают воспроизводство всего общественного продукта.
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума
и др.
По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья по характеру деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Именно такую единую финансовую систему представляет собой финансовая система Российской Федерации, и под ее действиями находятся региона страны.
Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:
· Бюджеты различных уровней;
· Фонды социального, имущественного и личного страхования;
· Валютные резервы государства;
· Денежные фонды предприятий, организаций и фирм;
· Прочие специальные денежные фонды.
Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.
В системе произведённых отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).
Следует уточнить, что финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнения функций денег то финансовые отношения, связанные с движение фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.
В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.
Система финансовых отношенийвключает:
1. Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
2. Денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
3. Денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
4. Денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий;
во-первых, между предприятием в целом и его структурным подразделениями;
во-вторых, между предприятием и работниками по поводу оплаты и труда;
5. Денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий пр.;
6. Денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.