Финансовые системы развитых стран

Финансовая система США

История развития.Первые частные акционерные банки The Bank of New York, The Bank of Boston в США были основаны в 1784 г. В 1791г. возник First Bank of the United States, который открыл филиалы во всех важных портовых городах. Неудовлетворительная ситуация на валют­ном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Граж­данской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национально­го банковского акта (National Banking Act), в соответствии с которым было основано Ведомство валютного контроля, предназначенное для осуществления надзора за банками, получившими сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделе­ния. Как следствие, возник дуализм в банковской системе: общенацио­нальные банки и банки отдельных штатов. Наряду с этим появлялись и частные банки, принадлежавшие отдельным лицам, на создание ко­торых требовалось разрешение либо федеральных органов, либо орга­нов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают го­сударственные банки, трастовые компании и сберегательные банки. Банки всех типов были аналогичны по кругу осуществлявшихся ими операций, т. е. фактически выступали как универсальные банки. Кро­ме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены. В 1901 г. банки Нью-Йорка основали Ассо­циацию клиринговых домов по британскому образцу, к которой при­надлежали 60 национальных банков и банков штатов (частные банкир­ские дома не входили в этот круг). В результате банковского кризиса в период 1907—1913 гг. была создана Федеральная резервная система (ФРС) США и тем самым действующая в основе без изменений амери­канская система центральных банков.

До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего ме­сторасположения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена (McFadden Act) в 1927г. (изменен в 1933 г.) создание

Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru 744 Раздел VI. Международные финансы

лава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 745



Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой голов­ной офис. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обруши­лись курсы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, вверг многие банки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составляли свыше 35% всего кре­дитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка ста­ло проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие депозитных вкладов и «бегство от банков», в резуль­тате чего многие из них обанкротились. Президент Рузвельт внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков, однако согласие Конгресса США на нее получено не было.

В 1933 г. был издан Акт Гласса—Стигала (Glass-Steagall Act), суще­ственно расширивший полномочия ФРС, в частности в отношении ре­гулирования резервных позиций банков и запрета на определенные ви­ды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкладов. Именно указанным Актом финансовая система США преобразовывалась в сег­ментированную. С 1935 г. депозитным банкам1 запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превратились в инвестиционные; крупные банки, такие, как J. P. Morgan, остались депозитными, а инвестиционное дело переда­ли дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный кон­троль за этой сферой. Сегментированный характер финансовой систе­мы США был усилен Законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), согласно которому небанковским компаниям было запрещено владеть банками.

Органы регулирования и надзора за деятельностью банков и дру­гих финансовых институтов.Финансовая система США является од­ной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Наиболее существенную роль в регулировании дея­тельности банков играют три органа: ФРС США, Контролер денежного обращения (это — лицо, назначаемое Президентом США и ответствен­ное за регулирование деятельности национальных банков и контроль за ней путем ревизий) и Федеральная корпорация по страхованию депози­тов.

ФРС США — уникальная система центральных банков, число кото­рых составляет 122. Они называются федеральными резервными банка­ми (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышленных и дело­вых центрах США. Основы кредитно-денежной политики разрабатыва-

1 Депозитными банками называют в широком смысле банки, осуществляющие на
регулярной основе краткосрочные активные и пассивные сделки, т. е. таковыми явля­
ются большинство коммерческих банков, за исключением тех из них, которые имеют
право проводить в основном только долгосрочные операции (например, ипотечные
банки). Более узкое понимание депозитных банков приведено при описании англий­
ской финансовой системы.

2 Справедливости ради отметим, что даже само понятие «центральный банк» в За­
коне о ФРС США не используется.

ет Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (валюта, золото), осу­ществлении клиринговых операций по платежным балансам депозит­ных учреждений и вкладам Государственного казначейства США, вы­пуске в обращение федеральных банкнот, контроле за процессами соз­дания депозитов и кредитования депозитных учреждений [Долан и др., с. 192]. При этом на каждой эмитированной банкноте слева от портрета президента стоит номер банка от 1 до 12 с литерой от А доL. ФРБ кон­тролируют и инспектируют деятельность около 6000 банков — членов ФРС, банковских холдингов, филиалов и иностранных представи­тельств банков в США. Они предоставляют коммерческим банкам кре­диты как кредиторы последней инстанции. Наконец, ФРБ оказывают целый ряд финансовых услуг, в частности выпуск в обращение и прием наличных денег, переводы денежных средств и др.

ФРС функционирует как независимый от федерального правитель­ства США орган, подотчетный только Конгрессу США. Банки — члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, за­висящее от их собственного акционерного капитала. На эти акции на­числяются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибы­ли от деятельности ФРБ перечисляется в Государственное казначейст­во США, поскольку коммерческая деятельность не является ключевой для ФРС. Банками — членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при соответствии требованиям ФРС бан­ки штатов. В период с 50—80-х гг. XX в. многие банки вышли из-под юрисдикции ФРС, поскольку последняя предъявляла весьма жесткие требования к своим членам, особенно в сфере установления резервных нормативов, а также установления потолка депозитных и ссудных ста­вок процента. Для устранения этого положения в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за де­нежным обращением. Основные положения этого Закона предусматри­вали введение единых норм резервирования для коммерческих банков, взаимно-сберегательных банков, сберегательных и ссудных ассоциаций и других кредитных организаций, а также смягчение или снятие резерв­ных требований (например, по срочным счетам).

Современная структура банковской системы США.В настоящее время в США имеются различные виды учреждений банковского секто­ра (рис. 23.1). Приведем их краткую характеристику.

Коммерческие банки. Группа коммерческих банков наиболее много­численная и занимает ведущее место на финансовых рынках США. Речь идет, в принципе, о депозитных банках, источниками ресурсов ко­торых являются в основном депозитные вклады (срочные и до востре­бования). Коммерческие банки осуществляют краткосрочное финанси­рование торговли, платежный оборот, включая операции с чеками и кредитными картами, трастовые услуги (управление имуществом). Кроме того, разрешается выполнять сделки с ценными бумагами, но за

Финансовые системы развитых стран - student2.ru Финансовые системы развитых стран - student2.ru 746 Раздел VI. Международные финансы

Глава 23. Особенности функционирования национальных финансовых систем 747



                 
    Финансовые системы развитых стран - student2.ru
    Финансовые системы развитых стран - student2.ru
 
    Финансовые системы развитых стран - student2.ru
      Финансовые системы развитых стран - student2.ru
 
  Финансовые системы развитых стран - student2.ru
 
 

Финансовые системы развитых стран - student2.ru
Кредитные союзы
Ссудосберегательные ассоциации

счет клиентов и по их поручениям, что отражает тенденцию к размыва­нию границ отдельных видов финансовых институтов. Наблюдается также тенденция к увеличению долгосрочных кредитов. Среди коммер­ческих банков различают два типа институтов: во-первых, банки с мно­гочисленными филиалами и отделениями (Branch Banks), и, во-вторых, банки, которые либо вообще не имеют филиальной сети, либо она раз­вита слабо (Unit Banks). Операции, которые осуществляют эти банки, однотипны, а различия заключаются лишь в организационной структу­ре, функциях менеджеров1.

Взаимно-сберегательные банки

Рис. 23.1. Структура банковской системы США (кредитные институты)

Инвестиционные банки. Деятельность этих банков в США распро­страняется на три сферы: а) торговля обращающимися ценными бума­гами всех видов в качестве брокеров и дилеров; б) эмиссионная функ­ция в качестве андеррайтеров2 для лиц, которые ищут источники капи­тала; в) консультации по вопросам слияний, поглощений, выгодных вложений капитала и т.д. Если следовать данному в п. 23.1 определе­нию банка, инвестиционный банк, строго говоря, банком не является, ибо он не выполняет родовые банковские функции, прежде всего при­нятие вкладов и кредитование. Это подчеркивается и тем, что контроль деятельности инвестиционных банков США осуществляется Комисси­ей по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), а не Советом ФРС. Инвестиционные банки обслуживают либо исключительно мелких вкладчиков капитала, либо институциональ­ных, а в некоторых случаях — и тех, и других. С правовой точки зрения встречаются инвестиционные банки с неограниченной и ограниченной ответственностью членов. Инвестиционные банки стремятся к присут­ствию на всех наиболее популярных финансовых торговых площадках мира в основном для удовлетворения запросов институциональных ин­весторов.

1 См.: Handbuch Organisation // Stein J.-H. von., Terrahe J. — Wiesbaden: Gabler
Verlag, 1991. S. 213-214.

2 Андеррайтер — лицо, гарантирующее размещение ценных бумаг.

Сберегательные институты. Ссудосберегательные ассоциации по­лучают разрешение на осуществление своей деятельности либо на фе­деральном уровне, либо на уровне штата. В первом случае они органи­зованы на кооперативных началах, во втором — возможна и акционер­ная форма. В основном их пассивы представлены сберегательными и срочными вкладами. Активные сделки ограничиваются предоставле­нием ипотечных кредитов.

Взаимно-сберегательные банки характеризуются шестью основны­ми признаками: 1) разрешение на создание осуществляется на уровне штатов; 2) кооперативный характер; 3) специализация на сберегатель­ной форме вкладов и финансировании сделок с недвижимостью; 4) от­носительно широкие возможности для вложения капитала; 5) являются должниками по отношению к вкладчикам капитала (в отличие от ссу-досберегательных ассоциаций, которые принадлежат вкладчикам); 6) географическая концентрация (в основном на Северо-Западе США).

Кредитные союзы (товарищества) могут создаваться как на феде­ральном уровне, так и на уровне штата. В 80-х гг. XX в. наблюдался бум создания кредитных союзов, которые так расширили свои операции, что во многих сферах (например, по сделкам с чеками, кредитными кар­тами, предоставлению потребительских и ипотечных кредитов) они со­ставляют серьезную конкуренцию коммерческим банкам.

Некоторые подвижки в сторону универсализации банковской сис­темы США начались в конце 80-х гг. XX в. В частности, в январе 1989 г. ФРС предоставила банкам право давать гарантии по выпускам ценных бумаг дочерних компаний банковских холдингов. Ряд финансовых ин­ститутов США пытается периодически обходить ограничения, устанав­ливаемые для банков. Так, в 70-х гг. XX в. возникли так называемые банки с ограниченными услугами (limited-service bank), называемые также небанковскими банками. В отличие от коммерческих банков они имели право выполнять лишь одну из двух ключевых банковских опе­раций — либо принимать депозиты, либо выдавать ссуды. Создание та­ких организаций преследовало цель уйти из-под жесткой опеки ФРС и других контролирующих органов.

Отдельный вид учреждений банковского сектора составляют за­граничные банки — банки других государств, действующие на террито­рии США.

Наши рекомендации