Расходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов — денежные средства, направ- ляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов включает финанси- рование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального образования.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:

· на содержание органов местного самоуправления;

· на формирование муниципальной собственности и управ- ление ею;

· на организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципаль- ной собственности или в ведении органов местного самоуправ- ления);

· на содержание муниципальных органов охраны общест-

венного порядка;

· на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· на муниципальное дорожное строительство и содержание

дорог местного значения;

· на благоустройство и озеленение территорий муниципаль- ных образований;

· на организацию утилизации и переработки бытовых от-

ходов;

· на содержание мест захоронения;

· на организацию транспортного обслуживания населе-

ния;

· на содержание учреждений, находящихся в муниципаль-

ной собственности;

· на обеспечение противопожарной безопасности;

· на охрану окружающей природной среды;

· на реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

· на обслуживание и погашение муниципального долга;

· на целевое дотирование населения;

· на содержание муниципальных архивов;

· на проведение муниципальных выборов и референдумов;

· на прочие расходы, отнесенные к вопросам местного зна- чения.

Через территориальные финансы органы представитель- ной и исполнительной власти местного самоуправления актив- но проводят социальную политику. Им предоставлено право определять виды и структуру расходов местного бюджета на социально-культурные и другие мероприятия.




Органы власти из средств местных бюджетов осуществля- ют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больниц), учреждений культуры (клубов, музеев, театров, ки- ноустановок) и многих других учреждений непроизводствен- ной сферы. Финансирование этих учреждений в ряде районов составляет более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-комму- нального хозяйства, благоустройство населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а также и сельского хозяйства.

Согласно БК РФ расширены права органов местного са- моуправления в формировании и использовании финансовых ресурсов.

Кодекс регламентирует взаимоотношения, которые стро- ятся на договорной основе, местных органов власти с предпри- ятиями, расположенными на их территории. Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а так- же в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятий по развитию систем водо- снабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов. Промышленные предприятия финансируют работы по поддержанию в надлежащем виде дорог в районе и прилегающих к ним участков.

В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.

Перед органами самоуправления стоит задача обеспечить расширение инициативы и самостоятельности граждан в реше- нии вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды. В связи с этим следует планирова- ние расходов сделать гласным, привлекать население к обсуж- дению бюджетов по финансированию расходов.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия

решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на использование бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреж- дений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выде- ленными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета и осуществляется через банки, которые обязаны выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.

Бюджетные организации и учреждения исполняют расход- ную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Бюджетные организации должны иметь сметы, в соответствии с которыми и осуществляется финансирование расходов. В сметах бюджет- ных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.

Осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Федерации и субъ- ектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций.

Территориальные органы Федерального казначейства про- должают перевод на казначейскую систему исполнения бюд- жетов субъектов Федерации. При этом кассовое обслуживание исполнения казначействами бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов с 2000 г. осуществляется на договорной возмездной основе.

Наши рекомендации