Понятие процедуры банкротства
Законодатель, преследуя цель закрепить в правовой форме отношения, которые складываются между должником и его кредиторами в процессе признания этого должника несостоятельным, прибегнул к методу выделения процедур банкротства при структуризации норм, указанных в Законе о несостоятельности.
Закон разделён на отдельные главы, которые посвященные внешнему управлению, наблюдению, финансовому оздоровлению, конкурсному производству и другим процедурам. Вместе с тем, оперируя понятием "процедура (процедуры) банкротства", основной закон, регулирующий данные отношения, не дает определения данному термину, ограничиваясь простым перечислением этих процедур.
Законодатель закрепил в п.1 ст.27 Закона о несостоятельности, именуемой –«Процедуры банкротства", положение применяемых процедурах банкротства при рассмотрении дела о банкротстве должника- юридического лица: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение» [11]. Пунктом 2 данной статьи вводятся процедуры, которые применяются в отношении должника – физического лица: конкурсное производство, мировое соглашение, а также иные процедуры, предусмотренные законодательством.
Процедура банкротства - это оговоренный в законе порядок действий по отношению к должнику. На текущий момент законом описывается практически все возможные варианты воздействия на должника, которые сгруппированы в понятие "меры (мероприятия), применяемые к должнику". Можно разделить все виды отношений, возникающих в сфере банкротства на три группы: а) принятие решения о наличии и достаточности оснований для применения к субъекту действия законодательства о несостоятельности, или, другими словами, наличия у него формальных признаков банкротства; б) в случае наличии последних - применение к данному субъекту определенных, предусмотренных законодательством мер (охрана имущества должника, оказание финансовой поддержки, реструктуризация задолженности, раздел и реализация его активов и т.д.); в) решение различных вопросов организационного характера, не имеющих непосредственного отношения к проведению процедуры в отношении должника (подготовка арбитражных управляющих и контроль за их действием, координация деятельности различных государственных органов, наделенных правами представлять ППО в конкурсных процессах, и т.п.).
Порядок воздействие на должника отличается, в зависимости от этапа производства, на котором находится дело и связано с применением определенных, строго оговоренных в нормативных актах мер.
В случае принятия решения о признании должника несостоятельным инициируются различные ликвидационные меры (выявление кредиторов с последующим сбором требований от них, формирование, реализация и раздел конкурсной массы, ликвидация (прекращение) юридического лица - банкрота как субъекта российской правовой системы). Реализация данных мер в отношении предприятия-должника происходит при взаимодействии всех участников процесса о банкротстве: суда, должника и его контрагентов, кредиторов, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых указан в Законе о несостоятельности (банкротстве) [12].
Целью введения конкретной процедуры банкротства становится необходимость организовать применение тех или иных мер к должнику, в соответствии с установленным порядком. Законодатель указал исчерпывающий список мер, применимых к должнику в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст.67, 69, 70, 109 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»), а также определил цель, на достижение которой должны быть направлены данные меры (п.1 ст.84). Отличается от остальных по своей цели такая процедура, как конкурсное производство, которая подразумевает набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота. Она не носит восстановительного характера, в случае ее применения ликвидация должника практически неизбежна, защищаются только интересы кредиторов и их равноправие.
Участники процесса о банкротстве (должник, кредиторы и др.), выступая с ходатайством о применении той или иной процедуры, тем самым берут на себя готовность реализовать комплекс сопутствующих ей мер. Данный законодателем термин "применить (применение) процедуру банкротства" (абз.11 - 15 ст.2 Закона о банкротстве) должен восприниматься как применение мер, которые сопровождают открытие данных мероприятий. Каждое конкретное мероприятие производится в строго определенных целях, например, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и уступка прав требования при проведении внешнего управления - в целях восстановления платежеспособности должника.
Основания для введения той или иной процедуры банкротства можно условно разделить на две группы: формальные и материальные. Формальным основанием является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным – факт либо обстоятельство, выявление которого позволило принять данное решение.
Например, для введения внешнего управления формальным основанием является определение арбитражного суда либо решение первого собрания кредиторов или (ст.75 Закона), тогда как материальным наличие фактов, говорящих о реальной возможности восстановления платежеспособности должника, которое подтверждено решением первого собрания кредиторов или наличием у арбитражного суда оснований полагать это, которые он выявил самостоятельно (абз.5 п.2 ст.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
При рассмотрении процедуры наблюдения, необходимо указать не ее нейтральный характер. Согласно определению, приведенному в ст.2 Федерального закона о несостоятельности наблюдение – «процедура, применяемая к должнику в деле о банкротстве в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния предприятия-должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов». Таким образом основной ее целью является сохранение имущества должника, однако, учитывая его финансовое состояние определяется круг лиц, а также их требований, интересы которых могут быть затронуты в случае признания должника несостоятельным. Законодатель ограничил максимальную длительность процедуры семью месяцами с даты поступления в суд заявления о признании юридического лица банкротом. (ст.51, п.3 ст.62 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ [13]).
Если обратиться к порядку, установленному в других странах, можно отметить, что существует несколько вариантов начала конкурсного процесса. Как указывается в Руководстве ЮНСИТРАЛ, "в законодательстве различных государств открытие производства устанавливает начало либо ликвидационного, либо реорганизационного производства. Если кредитором подается заявление об открытии производства о ликвидации, законодательство о банкротстве может разрешать должнику подать иск о преобразовании ликвидационного производства в реорганизационное. Законодательством же других стран, нацеленных на сохранение бизнеса путем реорганизации, изначально возбуждаться реорганизационное производство, вместе с тем оно может быть преобразовано в ликвидационное, в случае наличия фактов отсутствия возможностей для реорганизации. Согласно третьему подходу в заявлении о признании несостоятельности должника не указывается характер его направленности (ликвидационный или реорганизационный), соответствующий выбор будет сделан лишь после оценки финансового положение должника.
Отечественное законодательство предусматривает, что открытие производства по делу о банкротстве в суде имеет за собой строго определенной рамками закона процедуры, имеющей название- «наблюдение». В этом и проявляется нейтральность характера данной процедуры. Ни должник, ни кредитор, ни должник не вправе при инициировании банкротства предлагать варианты течения конкурсного процесса в том или ином русле, что говорит о принадлежности законодательства России третьей модели правового регулирования открытия дела о банкротстве.
Таким образом, процедура наблюдения «открывает» дело о несостоятельности, являясь его первой стадией и имеет нейтральный характер с точки зрения уклона процесса банкротства.
На данном этапе участникам процесса предоставляется выбор его развития между попыткой восстановить платежеспособность должника, путем введение в дальнейшем финансового оздоровления или внешнего управления, или ликвидацией бизнеса, что станет поводом для открытия конкурсного производства.
В процессе наблюдения к должнику применимы следующие, утвержденные законодателем, меры: определённые законодательством, меры по сохранности имущества должника; меры по установлению истинного финансового состояния должника; установление числа кредиторов и размера их требований; проведение первого собрания кредиторов Под мерами по сохранности имущества предприятия-должника понимают: возможность предъявления имущественных претензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника; приостановление судебных производств по требованиям о взыскании денежных средств; введение запрета на удовлетворение требований о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников ; введение запрета органам управления наблюдаемого юридического лица совершать определенные сделки без согласия временного управляющего ; принимать указанные в законе решения; дисквалификация арбитражным судом руководителя должника в случае нарушения им законодательства о несостоятельности [14].
К мерам по установлению истинного финансового состояния предприятия-должника относят деятельность по анализу корпоративных финансов должника (бухгалтерской отчетности, структуры затрат, показателей рентабельности, налоговой нагрузки, генерации денежного потока, возможности оптимизации затрат на обслуживание кредиторской задолженности и т.д.). Эти действия входят в круг обязанностей временного управляющего и главной их целью является решение вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника в будующем. Законом предусмотрен созыв и проведение первого собрания кредиторов в срок, не позднее, чем за десять дней до даты окончания процедуры наблюдения. Задача по организации и проведения первого собрания акционеров лежит на временном управляющем, который обязан проделать до этого выполнить следующие задачи: выявление кредиторов должника; уведомление кредиторов и других заинтересованных лиц о введении процедуры наблюдения; анализ корпоративных финансов должника; формирование реестра кредиторов; подготовка проведения первого собрания кредиторов и рассылка оповещений участникам.
Важное значение для дальнейшей судьбы предприятия-должника имеет круг вопросов, выносимых на перовое собрание кредиторов. Именно в этот момент решается о том какая процедура будет введена в отношении должника в дальнейшем: финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство, также возможно заключение мирового соглашения. Помимо выбора типа процедуры, на первом собрании кредиторов также решается вопрос о ее длительности. Следующим обязательным вопросом, который также решается на данном собрании, является вопрос о предъявлении требований к арбитражному управляющему и выбор саморегулируемой организации, из членов которой будет выбрано данное лицо. Также принимается решение о формировании комитета кредиторов.
После принятия соответствующего решения первым собранием кредиторов, оно представляется для утверждения в суд. Суд обязан вынести соответствующее постановление о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо о признании должника банкротом и переходе к конкурсному производству, мировое соглашение также подлежит утверждению в судебном порядке.
В ст.75 Федеральный закона "О несостоятельности (банкротстве)» проявляется признак «продолжникового» характера законодательства. Законодатель наделил суд возможностью отказать в признании должника банкротом или в введении внешнего управления в случае наличия ходатайства учредителя должника или собственник его имущества о введении финансового оздоровления. Однако элементы в этой же статье можно увидеть и элементы «прокредиторского» характера. Данные ходатайства должны быть подтверждены банковской гарантией, сумма которой превышает сумму установленных требований к должнику на 20 процентов. Таким образом обеспечивается баланс прав и интересов и должника и кредиторов.