Методика расчета и анализа рентабельности
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями, то есть показатели рентабельности.
По данным «Отчета о финансовых результатах» можно проанализировать динамику рентабельности продаж, рентабельности отчетного года, а также влияние факторов на изменение этих показателей.
Рентабельность продаж (R1) – это отношение суммы прибыли от реализации к объему реализованной продукции.
(70)
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от реализации. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты:
1. Влияние изменения выручки от реализации на R1:
(71)
В1 и В2 – соответственно отчетное и базисное значение выручки от реализации;
С1 и С0 – отчетная и базисная себестоимость;
КР1 и КР0 – отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР1 и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном периоде.
2. Влияние изменения себестоимости реализации на R1:
(72)
3. Влияние изменения коммерческих расходов на R1:
(73)
4. Влияние изменения управленческих расходов на R1:
(74)
Совокупное влияние факторов составляет:
(75)
- это именно та величина, на которую рентабельность реализации отчетного периода отличается от рентабельности прошедшего периода.
Рентабельность деятельности организации в отчетном периоде рассчитываются как отношение суммы прибыли отчетного периода к выручке от реализации:
(76)
и следовательно, на эту рентабельность (R2) оказывают влияние факторы, формирующие прибыль отчетного периода.
Таблица 2 – Показатели рентабельности