Система государственных органов управления финансами и их функции

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на выс- шие органы государственной власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.

Оперативное управление финансами осуществляет фи- нансовый аппарат. С его помощью государство руководит фи- нансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оператив- ному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.

Управление финансами на предприятиях и отраслях на- родного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специаль- ные страховые структуры. Работу по управлению государствен- ными финансами осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его ис- полнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно ус- танавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финан- сами, выступает Министерство финансов Российской Федера- ции и его органы на местах.

Его основной задачей в области управления финансами яв- ляется выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтер- ского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка оплаты), включая определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ выполняет следующие ос- новные функции:

1. Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федераль- ных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:




· организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;

· федерального бюджета на очередной финансовый год, по-

рядка его исполнения в очередном финансовом году и отчетность о его исполнении;

· разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъ-

ектами РФ и органами местного самоуправления;

· финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

· налоговой, валютной политики и политики в сфере тамо-

женных платежей;

· регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;

· эмиссии и обращения государственных и муниципальных

ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;

· управления государственным долгом и финансовыми ак- тивами РФ;

· регулирования в сфере формирования и инвестирования

средств пенсионных накоплений;

· контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.

2. Разрабатывает и утверждает:

· порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· порядок ведения бюджетной росписи федерального бюд-

жета;

· порядок составления и представления бюджетной отчет- ности об исполнении бюджетов бюджетной системы;

· формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, мето-

дические рекомендации и другие нормативно-правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

· условия лицензирования, аттестации, деятельности и

представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;

· методологию эмиссии и обращения государственных и му-

ниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;

· порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.

3. Осуществляет:

· составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;

· прогнозирование и кассовое планирование исполнения

федерального бюджета;

· ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидиро- ванного бюджета РФ;

· экспертизу проектов финансово-экономических обоснова-

ний к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;

· управление государственным внутренним и внешним

долгом РФ;

· функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;

· координацию бюджетно-кредитной политики в соответ- ствии с задачами макроэкономической политики;

· участие от имени Правительства РФ в деятельности Па-

рижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.

Основными департаментами Министерства финансов РФ являются: департамент бюджетной политики, который составляет проект федерального бюджета и организует его исполнение; департамент отраслевого финансирования, осуще- ствляющий финансирование промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сель- ского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; департамент оборонного комплекса и правоохранительных ор- ганов; департамент управления государственным внутренним и внешним долгом, определяющий эмиссию государственных внутренних и внешних займов, выплату по ним процентов и их погашение и др.

Важным структурным органом в управлении финансами выступает Федеральное казначейство, отвечающее за кассовое исполнение бюджета (подробнее см. гл. 2, п. 2.4).

Контроль за правильным исчислением, полнотой и свое- временностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.

Налоговые инспекции обязаны:

· действовать в строгом соответствии с законодательством;

· осуществлять контроль за соблюдением налогового зако- нодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

· вести в установленном порядке учет налогоплательщи-

ков;

· проводить проверки налогоплательщиков;

· ежемесячно представлять финансовым органам и органам

Федерального казначейства сведения о фактически поступив- ших суммах налогов и других платежей в бюджет;

· информировать Министерство финансов РФ обо всех слу-

чаях неуплаты предприятиями налогов;

· осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет

Федеральная таможенная служба, которая обязана:

· проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

· проверять все документы, связанные с исчислением и

уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

· приостанавливать операции налогоплательщиков по сче- там в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

· взыскивать недоимки по налогам, а также штрафы, пре-

дусмотренные налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

На современном этапе развития остается острой необхо- димость дальнейшего совершенствования структуры аппа- рата управления финансами, которая связана с изменением проводимого до августа 1998 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы в экономическом и со- циальном развитии. В основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активизация финан- совой политики. В частности, это связано с улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие эконо- мики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления.

Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов Рос- сийской Федерации, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой по- литики.

5.3. Финансовое планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Финансовое планирование, как уже отмечалось, выступает важнейшим элементом управления финансами. Объектом фи- нансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его — составление финансовых планов, начиная от сметы отдельно- го учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на опреде- ленный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отража- ют специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, предприятия, функционирующие на коммерческих

началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, — сметы; кооперативные организации, общественные объединения и стра- ховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

При финансовом планировании за основу берутся тре- бования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется при этом объем денежных средств и их источников, необходимых для выпол- нения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии расходов, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децен- трализованными фондами.

В условиях рыночной экономики планирование как функция управления не может охватывать все стороны экономической и социальной деятельности. Оно опирается на сферу обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг и признание общественно необходимых затрат, произведенных при их производстве и реализации. Определяющим при этом способом связи в процессе производства и реализации товаров и услуг выступает рыночный механизм, включающий деньги, цену, закон стоимости, закон спроса и предложения. Природа рыночного механизма определяет функционирование в нем прогнозного метода с элементами планирования результатов производства и обмена.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов. Наиболее важными из них являются: метод экстраполяции, норматив- ный, математического моделирования. Метод экстраполяции состоит в том, что финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики, в расчетах исходят из пока- зателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономи-

ческих и социальных процессов. Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их форми- рования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.

Финансовое планирование в условиях рыночной экономики требует постоянного совершенствования. В частности, в тех ор- ганизациях и по тем видам деятельности, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета (народное образова- ние, здравоохранение), ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нор- мативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, эти ресурсы используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов.

В сфере материального производства при планировании наряду с развернутой формой — балансом доходов и расходов — применяется сокращенная форма (для мелких и средних пред- приятий) — финансовый план, состоящий из доходной и рас- ходной частей. Хозяйствование в условиях рыночной экономики требует более широкого развития принципов хозяйственного расчета, превращающегося в коммерческий, т. е. с ясно выра- женной целью получения прибыли (доходов).

Рыночная экономика ориентируется, как отмечено выше, на такие главные элементы, как цена, спрос и предложение товаров и услуг, рабочая сила, ссудный капитал, конкуренция. Колеб- лющиеся цены, их уровень зависят от предложения товаров и услуг и спроса на них. В этих условиях особо важны наличие системы управления рынком, учет его запросов, что определяет необходимость планирования товарного ассортимента, его гибкое изменение на основе свободы инициативы в предпринимательской деятельности. Изучение рынка, его организация и управление с элементами планирования составляют содержание маркетинга. В условиях перехода на рыночные отношения исключи- тельно важное значение имеет также эффективное управление

ресурсами предприятий различных форм собственности —

финансовый менеджмент.

Основная задача финансового менеджмента по мобилиза- ции и использованию денежных фондов предприятий состоит в максимизации их реальных пассивов и активов. При этом важнейшее значение имеют следующие вопросы финансового менеджмента:

· планирование и прогнозирование финансовой деятель-

ности. Финансовые службы предприятий разрабатывают финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития науч- но-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и обеспечения их финансовыми ресурсами. Главные показатели: объем реализации продукции, прибыль, капиталь- ные вложения;

· принятие наиболее целесообразных решений в процессе

инвестирования средств. Финансовый менеджер должен опре- делить оптимальные темпы роста объема реализации, струк- туру привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования;

· координация финансовой деятельности со всеми службами

предприятий. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что, в свою очередь, оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций;

· проведение операций на финансовом рынке по мобилиза-

ции дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций.

Наши рекомендации