Управление финансами: задачи, принципы, методы. Система гос.органов управления

Управление - это сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата и основано на знании объективных закономерностей развития общества. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов; в том числе разнообразных стимулов и санкций. В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления. Объекты управления- разнообразные виды фин.отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления- организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы, предприятий, страховые отношения и гос.финансы. Им соответствуют субъекты управления: фин.службы (отделы) предприятий, страховые органы, фин.органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, является фин.аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене фин.отношений специфические методы, целенаправленного воздействия на финансы. В то же время, им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами выделяют функциональные элементы - планирование, оперативное управление, контроль.

При планировании субъект хозяйствования оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения фин. ресурсов, определяет направления их более эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа фин.информации (на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности). Оперативное управление – комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей фин.ситуации, целью которого является получение максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения фин.ресурсов. Это рациональное использование фин.ресурсов с целью улучшения хоз.деятельности. Контроль позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию фин.ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста фин.ресурсов. и более эффективного их использования.

Различают стратегическое или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении фин.ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера фин.ресурсов для реализации целевых программ и др. Оно осуществляется органами гос. и хозяйственного управления: Федеральным Собранием РФ, Администрацией Президента, Минфином, Министерством экономического развития и торговли и др. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов РФ и местных органов власти, руководители. внебюджетных фондов, страховых opгaнизаций, фин.служб предприятий.

Минфин РФвключает Территориальные фин.органы (Минфины республик; областные, краевые, окружные финансовые управления - Департаменты Финансов), Городские и районные фин.управления (Департаменты), Федеральные Казначействас территориальными подразделениями, развернутыми во многих городах, районах. Его основные задачи: Разработка, реализация единой гос.фин.политики. Составление проекта и исполнение Федерального бюджета. Обеспечение устойчивости госфинансов, активное воздействие на соц.-эк. развитие страны.Концентрация фин.ресурсов на важных направлениях. Осуществление фин.контроля за расходованием бюджетных средств, средств внебюджетных фондов

В составе аппарата Минфина выделяли следующие подразделения:

— Бюджетный Департамент;— Главное Управление Федерального Казначейства;

— Департамент налоговых реформ (разработка проектов нормативных документов, связанных с налогообложением, мероприятия в области гос. политики);

Департамент Ценн.Бумаг и фин.рынка; Департаменты, занимающиеся финансированием отдельных отраслей; — контрольно-ревизионное управление (КРУ) - контроль за использованием средств бюджетных организаций.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система (госбюджет) – основной фин.план, выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем образования централизованных фондов государства и их использования на цели расширенного производства, удовлетворения социальных, и других общественных потребностей.

Госбюджет должен обслуживать функции государства и его основное назначение - удовлетворение государственных потребностей. Он обеспечивает выполнение функций государства заключающихся в проведении гос.политики, главным образом за счет перераспределения доходов, полученных, в первую очередь через систему налогообложения. Госбюджету, как части финансовых отношений присущи те же признаки и функции, что и у финансов как у экономической категории. Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, составляемых на территории страны.

В унитарных государствах бюджетная система включает два уровня (гос.бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления).

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:

-государственный бюджет, или федеральный бюджет или бюджет центрального правительства;

- бюджеты членов федерации (штатов – в США, провинций – в Канаде, субъектов Федерации – в России);

- местные бюджеты

Государственная бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней, и включает:

- первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

-второй уровень — бюджеты субъектов РФ ( республиканские бюджеты в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы иСанкт-Петербурга, окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень — местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных, поселковых, сельских бюджетов).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджетный процесс в РФ

Бюджетный процесс - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов различных уровней. Рассмотрим на примере федерального бюджета:

Общее руководство составлением проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период осуществляет Правительство РФ. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета. Непосредственной разработкой бюджета занимается Минфин РФ, который при этом руководствуется Бюджетным посланием Президента РФ.

Срок внесения Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу – не позднее 26 августа текущего года. В течение суток со дня внесения проекта он направляется в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК РФ.

Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой либо о возврате его на доработку Правительству (на десятидневный срок).

Проект закона о федеральном бюджете в соответствии со ст. 196 БК РФ рассматривается в трех чтениях.

Первое чтение – этап, на котором заслушиваются доклад Правительства РФ и содоклады профильных комитетов Государственной Думы, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ. В случае принятия бюджета в первом чтении утверждаются основные характеристики бюджета: прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов и расходов бюджета с выделением нефтегазовых доходов, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ; условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов на второй год планового периода; объем нефтегазового трансферта; дефицит (профицит) бюджета и др. Указанный этап длится 30 дней (со дня внесения проекта в Государственную Думу). В случае возникновения разногласий на данном этапе БК РФ (ст. 202) предусмотрены следующие варианты решений: 1) законопроект передается в согласительную комиссию; 2) возвращается на доработку Правительству РФ; 3) может быть поставлен вопрос о доверии Правительству РФ.

Второе чтение – самый ответственный этап. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Именно во втором чтении утверждаются на очередной финансовый год и плановый период: главные администраторы доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета; бюджетные ассигнования по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов; распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период; программы предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов, государственных внутренних и внешних заимствований РФ, государственных гарантий РФ в валюте РФ и иностранной валюте; бюджетные ассигнования на долгосрочные целевые программы (ст. 205 БК РФ). Рассмотрение поправок по предмету второго чтения проводится в Комитете по бюджету и соответствующим профильным комитетам. Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и порядок согласования разногласий между ними определяются Регламентом Государственной Думы. Поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Третье чтение. На этом этапе Государственная Дума рассматривает акт о федеральном бюджете в целом. В соответствии со ст. 207 БК РФ Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на первый и второй годы планового периода. Никаких поправок здесь уже не вносится. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, где он рассматривается в течение 14 дней на предмет его одобрения в целом. В случае отклонения указанный закон передается в согласительную комиссию, в случае одобрения – в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания.

В случае отклонения Президентом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента РФ. После преодоления разногласий в порядке, предусмотренном БК РФ (ст. 208), федеральный закон о федеральном бюджете подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в средствах массовой информации.

Исполнение бюджета – процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т.е. это обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин РФ и его структурные подразделения. За исполнением бюджета по поступлению в доходную часть налогов отвечают налоговые органы.

Исполнение бюджетов включает три составляющие: исполнение бюджетов по доходам, исполнение бюджетов по расходам и исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.

Исполнение бюджета по доходам в соответствии со ст. 218 БК РФ предусматривает:

зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении федерального бюджета.

Наши рекомендации