Объекты и субъекты анализа

Тема 2. Основные понятия, предмет, задачи и виды экономического анализа.

1.Предмет, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности.

2. Объекты и субъекты анализа

3. Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении организацией.

4. Организация аналитической работы.

Предмет, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности.

Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности являются хозяйственные процессы, показатели организации, конечные финансовые результаты, эффективность использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражаемые в системе экономической информации.

Содержание и предмет экономического анализа определяют задачи науки, к которым относятся:

- оценка и всестороннее изучение результатов деятельности организации, выполнения планов и изменений показателей в динамике, соблюдения нормативов на основе данных учета и отчетности;

- выявление причин (факторов), влияющих на результаты работы организации, измерение их влияния (факторный анализ);

- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, выявление внутренних резервов

- выявление внутренних резервов и упущенных возможностей на всех участках управления организацией в целях достижения наибольших результатов с наименьшими затратами на всех стадиях производственного процесса, определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период с целью повышения научно-экономической обоснованности планов и нормативов;

- подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений;

- проверка соблюдения принципов коммерческого расчета: принципов материальной заинтересованности; распределения по труду; экономической самостоятельности организации; ее ответственность перед государством, самоокупаемость, самофинансирование и т.п.

- прогнозирование результатов хозяйствования

Исходя, из содержания анализа и предмета исследования можно сказать, что основная цель анализа заключается в оценке достигнутых результатов, подготовке вариантов управленческих решений, в выявлении резервов повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности следует проводить, руководствуясь определенными принципами. К ним относятся:

- Конкретность – анализ основывается на реальных данных, и его результаты получают конкретное количественное выражение;

- Комплексность – всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки;

- Системность – изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно;

- Регулярность – анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю;

- Объективность – критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов;

- Действенность – пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности;

- Экономичность – затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно ниже того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения;

- Сопоставимость – данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов;

- Научность – при проведении анализа следует руководствоваться научно-обоснованными методиками и процедурами.

Объекты и субъекты анализа

Экономический анализ (анализ финансово-хозяйственной деятельности) является элементом управления, который позволяет получить объективную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений, позволяющих регулировать ее развитие. Глубокое и всестороннее изучение экономической информации с целью принятия оптимальных управленческих решений определяет содержание экономического анализа.

Анализ изучает хозяйствующий субъект с помощью показателей производственно-хозяйственной, финансовой деятельности и через их взаимосвязь. Тогда:

Предмет анализа – это деятельность экономического субъекта, факторы и резервы изменения анализируемых показателей или причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объект анализа – показатели финансово-хозяйственной деятельности, к которым относятся ресурсы, источники средств, основной и оборотный капитал, эффективность использования капитала, трудовых ресурсов, объем производства, реализации, ритмичность производства, качество продукции, себестоимость, финансовое состояние, платежеспособность, финансовые результаты и т.п.

Цель анализа и последовательность его проведения претерпевают существенные изменения в зависимости от преследуемых задач и интересов пользователей.

Пользователи экономической информации как субъекты проведения экономического анализа могут быть внешними и внутренними.

К внутренним пользователям относят собственников, руководство, персонал предприятия, которые могут пользоваться всей необходимой и доступной документацией о деятельности предприятия.

К внешним пользователям можно отнести поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы и других коммерческих партнеров, которые могут пользоваться только публичной информацией.

Субъекты экономического анализа могут быть прямо и косвенно заинтересованы в деятельности предприятия. При таком подходе:

- к внутренним пользователям относят пользователей условия работы которых, непосредственно зависят от результатов деятельности предприятия (покупатели, кредиторы, другие коммерческие партнеры, собственники, персонал, руководство организации и т.д.).

- к внешним пользователям – относят пользователей, непосредственно не заинтересованных в результатах деятельности предприятия, но обязанных защищать интересы внутренних пользователей (аудиторские, консалтинговые фирмы, страховые компании, юридические ассоциации, профсоюзы и т.п.).

Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов и возможностей:

внешние субъекты могут пользоваться только публичной информацией;

руководство или собственники - максимально полным набором данных о деятельности организации.

Субъекты экономического анализа могут быть непосредственно и опосредственно заинтересованы в деятельности организации пользователями информации.

3. Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении организацией.

Экономический анализ (анализ финансово-хозяйственной деятельности) является элементом управления, поэтому в основе классификации его видов лежат функции управления.

В зависимости от организации, объекта исследования и методов проведения различают внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ позволяет оценить взаимоотношения организации с государством и другими внешними пользователями: кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговыми органами и т.п. Все перечисленные субъекты анализа изучают деятельность организации исходя из своих интересов и, как правило, используют данные публичной (финансовой) отчетности. Поэтому внешний анализ часто называют финансовым анализом.

Однако, изучение только публичных отчетных данных, т.е. ограниченной части информации о деятельности предприятия, не всегда позволяет объективно оценить конечные результаты работы организации или ее финансовое положение. Поэтому нельзя ставить знак равенства между внешним и финансовым анализом, т.к. финансовый анализ при использовании дополнительной информации, может быть значительно подробнее, чем внешний.

К особенностям внешнего анализа можно отнести:

- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

- использование внешней публичной отчетности о деятельности организации;

- установление целей и задач анализа с учетом ограниченности информации;

- наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

- открытость результатов анализа для пользователей.

Внутренний анализ проводится в целях использования его результатов для управления организацией в интересах собственников и руководителей.

Информационной базой внутреннего анализа является вся система информации о деятельности организации: технические характеристики; нормативная и плановая информация; данные управленческого и финансового учета; внешняя и внутренняя отчетность; внеучетная информация (опросы специалистов, результаты совещаний, проверок и т.п.).

Полнота информационной базы внутреннего анализа позволяет объективно оценить эффективность всей хозяйственной деятельности организации и использования производственных ресурсов. Это дает возможность отрегулировать внутрихозяйственные связи организации и поэтому, внутренний анализ часто называют управленческим.

К особенностям управленческого (внутреннего) анализа можно отнести:

- ориентацию результатов анализа на цели и интересы руководства организации;

- использование всех источников информации о деятельности организации в анализе;

- отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности организации;

- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;

- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений.

По содержанию процесса управления внутренний анализ подразделяется на перспективный, текущий, оперативный.

Перспективный (прогнозный) анализ предполагает изучение процессов финансово-хозяйственной деятельности организации с позиции будущего, т.е. в каждом хозяйственном процессе определяются наиболее устойчивые (перспективные) элементы, которые могут стать решающими в будущем.

Этот вид анализа не дает полной информации о влиянии всех факторов, определяющих развитие конкретного показателя в будущем, но помогает нучно обосновать близкие перспективы.

К основным задачам перспективного анализа можно отнести:

- оценку ожидаемого выполнения планов;

- научное обоснование перспективных планов;

- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности организации.

Текущий (ретроспективный) анализ проводится по важнейшим периодам хозяйственно-финансовой деятельности на основе официальной отчетности и системного учета.

Основной задачей текущего анализа является оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление резервов и недостатков в целях повышения эффективности работы организации.

В ходе проведения текущего анализа фактические показатели деятельности организации сравниваются с данными плана или аналогичными показателями прошлого периода, выявляются отклонения, просчитывается и оценивается влияние факторов на эти отклонения.

Выявленные в результате текущего анализа резервы означают потерянные возможности, т.к. относятся к прошлому периоду и их можно реализовать только в будущем.

Результаты текущего анализа являются наиболее полными и объективными, так как опираются на проверенные данные, являются базой перспективного анализа и включают результаты оперативного.

Оперативный анализ проводится в целях оперативного управления организацией.

В ходе проведения оперативного анализа используются данные первичного учета, что позволяет подвести краткосрочные итоги и вовремя устранить недостатки.

Оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственной операции, но результаты его могут иметь погрешность или относительную неточность, так как расчеты аналитических показателей проводятся на основе неуточненных данных.

Оперативный анализ предполагает:

- расчет отклонений основных фактических качественных и количественных показателей деятельности организации от показателей бизнес-планов за смену, сутки, пятидневку, декаду;

- оценку степени влияния факторов на отклонения от плана (норм) изучаемых показателей;

- разработку мероприятий, обеспечивающих устранение влияния негативных факторов и мобилизацию резервов.

По содержанию и полноте изучаемых вопросов анализ может быть полным, локальным, тематическим.

- Локальный - анализ деятельности отдельных подразделений,

- Тематический - анализ отдельных вопросов экономики.

По методам изучения объекта экономический анализ может быть факторным, комплексным, системным, функционально-стоимостным, сравнительным:

- факторный анализ – выявление факторов и расчет их влияния на изменение результативных показателей;

- функционально-стоимостной анализ - выявление резервов;

- сравнительный анализ – сравнение отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий;

- диагностический анализ – способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

- маржинальный анализ – оценка и обоснование эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

По отраслевому признаку анализ может быть:

Отраслевой анализ – учитывает специфику отдельных отраслей экономики;

Межотраслевой анализ – позволяет выявить взаимосвязь отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними и т.д.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на:

сплошной (изучение всех объектов) и выборочный (обследование части объектов).

На практике редко используются конкретные виды экономического анализа в чистом виде. Для обоснования управленческих решений одновременно используются различные виды экономического анализа.

Как отмечалось выше, экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации включает две взаимосвязанные части:

- производственный (управленческий) анализ;

- финансовый анализ.

Такое разделение анализа обусловлено сложившимся на практике разделением бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый и управленческий.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной финансовой отчетности, носит характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого внешними пользователями на основе ограниченной информации.

Финансовый анализ, основывающийся не только на данных финансовой отчетности, но и других данных системного бухгалтерского учета, нормативной и плановой информации, данных о технической подготовке производства носит характер внутреннего анализа.

Использование дополнительной информации позволяет углубить финансовый анализ в целях оптимизации управления, повышения эффективности использования капитала.

Конечной целью финансово-хозяйственной деятельности организации является получение прибыли, которая обеспечивает экономическую жизнеспособность предприятия, возможности вложения капитала и развития.

Достижение этой цели может быть сведено к следующим основным направлениям:

- решения по вложению ресурсов (капитала);

- операции, проводимые с помощью этих ресурсов (капитала);

- определение структуры финансового бизнеса.

Обеспечение этих направлений финансовых решений является сущностью концепции хозяйственной деятельности организации, предусматривающей эффективное использование ресурсов с целью получения прибыли.

Поэтому при обосновании бизнес-планов и контроле их выполнения особенно четко прослеживается взаимосвязь вопросов финансового и производственного (управленческого), имеющих общие области исследования, т.е. финансовый анализ может рассматриваться как продолжение производственного и наоборот.

Экономический анализ

Управленческий анализ Финансовый анализ

(производственный анализ)

Внутренний анализ Внешний анализ

Анализ для обоснования Анализ эффективности

и реализации бизнес-плана использования капитала

Анализ в системе маркетинга Анализ абсолютных

показателей прибыли

Комплексный экономический Анализ относительных

анализ показателей показателей прибыли

эффективности (рентабельности)

Анализ технико-организацион- Анализ ликвидности,

ного уровня и других условий платежеспособности и

производства рыночной устойчивости

Анализ использования произ- Анализ использования

водственных ресурсов собственного капитала

Анализ объема продукции Анализ использования

заемных средств

Анализ взаимосвязи себестои- Анализ и рейтинговая

мости, объема продукции и оценка финансового со-

прибыли стояния организации.

Наши рекомендации