Методические рекомендации. Анализ финансовых результатов можно начинать с исследования динамики прибыли до
Анализ финансовых результатов можно начинать с исследования динамики прибыли до налогообложения, как по общей сумме, так и по составляющим ее элементам. Это так называемый горизонтальный (временной) анализ. В этом случае каждая позиция отчетности сравнивается с аналогичным показателем прошлого года. Затем проводят вертикальный (структурный) анализ, который выявляет структурные изменения в составе прибыли до налогообложения и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом.
При общей оценке динамики прибыли до налогообложения сравнивают ее сумму, полученную в отчетном периоде, с прибылью за соответствующий период прошлого года и находят абсолютное и относительное отклонение:
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от следующих факторов первого порядка: объема реализации (VРП); уровня среднереализационных цен (цi), переменных затрат на единицу продукции (bi) и суммы постоянных затрат отчетного периода, относящейся к данному виду продукции (А):
П=VРП∙(ц - b) - А
Изменение объема реализации продукции мажет оказать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж при положительной ставке маржи покрытия на единицу продукции (ц - b) приводит к увеличению общей суммы маржи покрытия, а соответственно, и размера прибыли. Напротив, при отрицательной ставке маржи покрытия увеличение объема реализации приводит к уменьшению суммы прибыли.
Уровень среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.
Себестоимость продукции (переменные и постоянные затраты) и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Уровень рентабельности затрат по отдельным видам продукции зависит от тех же факторов первого порядка что и прибыль от реализации отдельных видов продукции. Факторная модель данного показателя выглядит следующим образом:
Анализ безубыточности позволяет определить объем производства (продаж) продукции, который должен обеспечить предприятию получение прибыли.
Разделение доходов на переменные и постоянные позволяет определить величину маржинального дохода – разность между выручкой от продаж и переменными расходами или сумму постоянных расходов и прибыли от продаж:
МД=N-V=Н+Рп
Где МД – маржинальный доход;
N – выручка от продаж;
Рп – прибыль от продаж;
Н – постоянные расходы;
V – переменные расходы.
В практике анализа используется относительный показатель маржинального дохода — уровень в процентах к выручке от продажи:
Снижение этого показателя может быть вызвано опережающим темпом роста переменных затрат по сравнению с выручкой либо снижением цены реализации продукции (товаров).
Безубыточный объем аналитически можно рассчитать несколькими способами.
1 В натуральном выражении минимальный объем выпуска (продажи) продукции:
2 Критический объем продаж можно рассчитать с помощью величины маржинального дохода в денежном выражении:
Как видно из этой формулы, рост постоянных расходов при одновременном снижении уровня маржинального дохода ведет к росту безубыточного объема, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия. Увеличение безубыточного объема повышает уязвимость предприятия со стороны возможного снижения объема производства или продаж. Количественно эта уязвимость может быть определена с помощью показателя зоны безопасности (запаса финансовой прочности в процентах) как разность между выручкой от продажи и безубыточным объемом:
Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов предприятие может выдержать снижение объема продаж, прежде чем окажется в условиях безубыточного объема. Падение этого показателя отрицательно характеризует деятельность предприятия.
3 Расчет безубыточного объема товарооборота в торговле имеет некоторые особенности. Это связано с формированием валового дохода в торговле (он определяется как сумма торговых надбавок за минусом НДС). Кроме того, в аналитической практике торговых предприятий используются относительные показатели (уровни) валового дохода, переменных расходов и маржинального дохода в процентах к объему товарооборота.
Критический объем товарооборота определяется по формуле:
где Увд – уровень валового дохода, в %
Уv – уровень переменных расходов, %