Основные выводы о преимуществах финансовой модели
Управление предприятием основывается на финансовых показателях, по которым можно судить об эффективности менеджмента. К их числу относятся следующие показатели:
1. Прибыль, характеризующая операционную деятельность компании (см. отчет о прибылях и убытках).
2. Отчет о движении денежных средств помогает анализировать движение денег в разрезе видов деятельности: кэш-фло от операционной деятельности, кэш-фло от инвестиционной деятельности, кэш-фло от финансовой деятельности. Отсутствие денег на счетах предприятия- главное ограничение, исключающее возможность какой-либо деятельности предприятия. (см. кэш-фло).
3. Ликвидность-возможность погашения текущих обязательств (см. финансовые показатели).
4. Эффективность инвестиций, направляемых на развитие бизнеса (см. показатели эффективности инвестиций).
Сложность применения этих показателей в практике управления связана со следующими обстоятельствами:
1. Физические процессы, которыми управляет менеджер, разделены во времени с теми последствиями, которые они вызывают в виде движения денег и финансовыми результатами. Поэтому причинно-следственная связь между принимаемым сегодня решением и будущими финансовыми показателями не всегда ясно прослеживаются.
2. Организация - это совокупность взаимосвязанных процессов. Улучшение результатов на одном участке работы может привести к ухудшению в другом месте, если не рассматривать предприятие как систему. Вышеперечисленные проблемы успешно решаются с помощью компьютерной модели, которая позволяет на этапе принятия решений получить прогноз будущих показателей деятельности предприятия и проанализировать зависимость результатов от параметров предполагаемой деятельности. Для принятия управленческих решений удобно построение финансовой модели на основе введенных данных о различных составляющих доходов и издержек.
Система Project Expert автоматически рассчитает все необходимые показатели деятельности предприятия и предложит средства для всестороннего анализа. Получение таких финансовых отчетов и показателей без помощи компьютерной модели является сложной задачей, требующей больших трудозатрат и привлечения специалистов высокой квалификации.
6. Особенности требований различных инвесторов к бизнес-плану
Разные категории инвесторов предъявляют различные требования к содержанию бизнес-плана, поэтому при его составлении важно учитывать, каких именно инвесторов компания планирует привлечь.
Можно говорить о трех типах инвесторов: банках, портфельных и прямых инвесторах.
Банк интересует всего лишь возврат кредита и выплата процентов по нему, даже если эти платежи «провалят» проект в дальнейшем. Отсюда ясно, что должно содержаться в инвестиционном проекте: прежде всего, авторы должны наглядно показать, что проект может генерировать достаточно средств для своевременных выплат процентов и возврата кредита.
Банки предпочитают аннуитетные выплаты (равными долями), но для авторов инвестиционного проекта такой вариант не оптимален, поскольку лишает их гибкости в распоряжении свободными средствами и ухудшает показатели проекта по сравнению со специальным графиком погашения кредита. Поэтому желательно представлять банку два варианта возврата долга, продемонстрировав очевидную разницу (увеличение доходности проекта при оплате по графику на более поздних стадиях).
Не менее важно для банка наличие ликвидного залогового обеспечения, которое в случае неудачи проекта может быть легко реализовано. В результате полученные средства можно будет направить на возврат кредита и выплату процентов по нему.
Портфельные инвесторы – это, как правило, спекулянты, которые «играют» на изменении курсовой стоимости акций. Они имеют доступ к значительным источникам свободных средств, на которые в случае благоприятной конъюнктуры могут оперативно купить, а затем и продать акции интересующих их предприятий. Назвать их инвесторами можно только с большой натяжкой. Инвестиционные проекты и бизнес-планы их мало интересуют, если они их и рассматривают, то только с точки зрения изучения рынка эффективных предприятий.
Прямые инвесторы отличаются тем, что получают контроль над предприятием и нередко становятся его собственниками. Прямой инвестор направляет средства непосредственно в предприятие, для чего существует масса схем. Как правило, в договоре инвестирования четко прописываются условия вложения средств и та отдача от них, на которую может рассчитывать инвестор (в данном случае – прямой). Например, договор инвестирования с последующим выходом из инвестиций.
В этом случае инвестор на время вложения инвестиций в предприятие получает временный контроль над управлением им. Когда цели инвестирования будут достигнуты, то он будет обязан на основании договора выполнить процедуру «выхода из инвестиций», то есть отдать (продать обратно) акции. Таким образом, прямому инвестору важен сам проект и выгода, которую он может ему принести. Именно к таким инвесторам следует обращаться с инвестиционными предложениями и проектами, имея на руках бизнес-план.
Изучая инвестиционное предложение, они будут, прежде всего, искать ответы на следующие вопросы:
- сколько денег требуется вложить в проект;
- на какие цели они будут расходоваться, какова структура затрат;
- насколько из представленной заявки можно судить о реалистичности проекта;
- какова организационная схема реализации проекта;
- есть ли команда, которая нацелена на реализацию этого проекта, каков ее состав и квалификационные навыки, есть ли у нее опыт реализации подобных проектов;
- что представляет собой компания, которая выступает с предложением;
- вкладывает ли компания в проект собственные средства, и если да, то в каком объеме;
- какую выгоду получит инвестор от участия в данном проекте.
Портфельные инвесторы действительно не принимают решения об инвестициях на основе бизнес-плана. Они ориентируются на текущие и прогнозные показатели деятельности компании. Бизнес-план в данном случае выступает скорее как справочный материал, поэтому он должен соответствовать ожиданиям рынка.
Желательно, чтобы основные показатели (например, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость капитала и т.п.) были не ниже средних по индустрии, но и не выходили бы «за рамки», а прогнозы не шли бы вразрез с мнениям ведущих аналитиков.
Получить деньги под проект можно у банков и прямых инвесторов. Приготовьтесь к тому, что ваш бизнес-план будет рассматриваться как минимум на двух уровнях. На первом уровне его будут изучать менеджеры низшего или среднего звена. В лучшем случае (если инвестор заинтересован в сделке) на этом этапе сотрудники инвестора помогут вам скорректировать бизнес-план таким образом, чтобы он удовлетворял формальным требованиям.
Далее бизнес-план попадает в руки к лицу, принимающему решение. И тут уже любой опытный инвестор будет «читать между строк». Во-первых, инвестора интересует состоятельность соискателя. На основании бизнес-плана он попытается понять, насколько вы можете реализовать предложенный план и насколько искренне вы собираетесь ему следовать. Если вам удастся убедить инвестора, что вы писали бизнес-план не для него, а для себя, то рассчитывайте на серьезное отношение к вашему проекту.
Инвестора, безусловно, интересует финансовый прогноз. И опытный инвестор в первую очередь посмотрит на прогнозы выручки и затрат. На основании этих показателей он составит общее представление о финансовых параметрах проекта. Два главных вопроса, на которые инвестор будет искать ответ, – насколько обоснованно спрогнозирована выручка и насколько полно спланированы затраты. Если ваши аргументы по этим двум вопросам неубедительны, весь дальнейший расчет не имеет смысла. Не стоит проводить расчеты с чрезмерной точностью. Например, когда выручка спрогнозирована с точностью до 10%, то и прогноз прибыли не должен быть более точным. Цифра с тремя знаками после запятой будет выглядеть неуместно.
Можно также выделить два ключевых момента, на которые обращают внимание инвесторы.
Во-первых, обоснование выгоды, которую принесет реализация идеи. Это находит отражение в анализе рисков, маркетинговой, экономической, правовой и прочих составляющих бизнес-плана. Во-вторых, пояснение, почему для реализации проекта нужна именно ваша компания. Обычно для этого в бизнес-плане дается информация о компании, ее опыте в реализации подобных проектов, сведения о персонале, административном ресурсе, наличии лицензий и т.п.
7. Как не ошибиться при составлении бизнес-плана
Основные ошибки, которые допускают компании при составлении бизнес-плана, и дали рекомендации, как их можно избежать.
Можно выделить две группы ошибок. Первая – это ошибки, касающиеся существенных моментов проекта:
- бизнес-план не адаптирован к местонахождению будущего бизнеса (например, вы намерены изготовлять валенки в жаркой стране);
- стратегия проекта, которая описана в бизнес-плане, не соответствует требованиям рынка;
- непонятны структура и потребности рынка;
- отсутствует детальное описание конкурентов или сравнение вашего проекта с конкурентами (цена, местонахождение, преимущества и недостатки);
- отсутствуют данные о перспективах развития и способах совершенствования бизнеса;
- не учтены факторы, связанные с персоналом, такие как зарплата, обучение, способы подбора сотрудников и тип руководства.
Вторая группа – ошибки, основывающиеся на излишнем оптимизме. Самая главная и наиболее распространенная из них – завышение выручки. Информацию о выручке инвестор достаточно легко может проверить, исходя из данных конкурентов сектора, в котором вы находитесь. Кроме того, порой компании умалчивают о рисках. Подчеркну, что необходимо не только идентифицировать и оценивать риски, но и придумать самый катастрофический сценарий реализации проекта и доказать инвестору, что вы готовы преодолеть такую ситуацию.
Еще один важный момент. Довольно часто компании составляют очень подробные бизнес-планы на сотни страниц. Не исключено, что такой «талмуд» даже не откроют. Бизнес-план должен быть ясным, лаконичным (не более 30 страниц) и без «воды». Все главные моменты бизнес-плана нужно вынести в самое начало, на первые две страницы – не стоит забывать, что время инвестора дороже денег. Бывают случаи, когда инвесторы получают до 300 бизнес-планов в месяц, поэтому нередко они ограничиваются прочтением лишь первых страниц. Чтобы заострить внимание на определенных моментах, следует использовать приложения. Это может быть как резюме ключевых сотрудников, так и графики, рисунки и т.п.
Не следует перегружать бизнес-план ненужной информацией. Если в документе рассматривается какая-либо макроэкономическая тенденция, то она обязательно должна быть связана с данным проектом. Например, речь идет о строительстве автомоечного комплекса с применением автоматизированного оборудования. Сама по себе тенденция увеличения количества автомобилей лишь относительно связана с числом будущих клиентов данного конкретного комплекса. Правильнее отметить рост числа клиентов автомобильных моек в рассматриваемом регионе, сославшись при этом на конкретные данные маркетинговых исследований и отметив, по каким причинам клиенты выберут услуги именно вашей компании. При представлении бизнес-плана по строительству цементного завода будут интересны тенденции развития строительной отрасли лишь на территории, где предполагается сбыт продукции.
Еще одна из ошибок при составлении бизнес-плана – это формирование его на основе субъективных оптимистичных оценок, не всегда сделанных профессионалами. Крупные банки, осуществляющие http://www.solev.ru/?site=solev&p=113&l=ruпроектное финансирование, прибегают к услугам инвестиционных консультантов, которые, как правило, за счет компании, предлагающей инвестиционный проект, оценивают представленный бизнес-план на предмет его соответствия действительности. При этом особое внимание обращается на маркетинговую составляющую, а также проводится анализ чувствительности проекта к возможным рискам.
Нередко компании не учитывают, насколько крупным представленный проект является для инвестора. Так, в крупном западном банке проект на $1 млн., скорее всего, будет рассматриваться клерком, в среднем же российском банке проект на $10 млн. наверняка не будет принят без личного одобрения президента. Уровень рассмотрения очень важен, ведь от этого зависит, насколько формальным оно будет.
Если решение принимает менеджер низшего или среднего звена, его главная задача – снять с себя ответственность в случае негативного развития событий. Для этого проект должен, прежде всего, удовлетворять всем формальным требованиям. Возможные «острые углы» лучше сгладить. Желательно подкрепить ваши расчеты и предположения формально – маркетинговыми исследованиями, статистическими отчетами, официальными документами и т.п.
Если же бизнес-план рассматривает топ-менеджер или собственник, то их интересует в первую очередь суть проекта. Документ с обилием сведений, не относящихся непосредственно к проекту, вызовет отторжение, любые манипуляции с цифрами, скорее всего, будут замечены и породят недоверие ко всему проекту. А вот честное обсуждение рисков и слабых сторон проекта с большой вероятностью создаст скорее благоприятное, нежели негативное впечатление об инициаторе проекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агентство экономической информации «Прайм-Тасс». - http://www.prime-tass.ru/currency/rates.asp
2. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки 25 реальных образцов бизнес-планов. - М.: «Ось-89», 2000.
3. Дрозеор А. Новелло, Бриан Дж. Хейзенгрен. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Пер. с англ. – М.: Издательство «БИНОМ», 1998.
4. Дыбская В.В. Логистика складирования. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
5. Дыбская В.В. Управление складированием в цепях поставок.- М.: Изд. «Альфа-Пресс» 2009.
6. Дыбская В.В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. – М.: ВИНИТИ РАН, 2002.
7. Источники Федеральной службы государственной статистики. – www.gks.ru
8. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов профессионалов /Под общ. редакцией проф. В.И. Сергеева. (Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., и др.) – М.: ИНФРА-М, 2004.
9. В.Коссов Бизнес-план: обоснование решений. ГУ-ВШЭ 2003 г.
10. Макаревич Л.М. Бизнес-план для иностранного инвестора. Методическое пособие для практического применения – М.: Издательство «Финпресе», 1998.
11. Максимов В.А., Борщевская В.И. Экономика предприятия. Учебное пособие /под ред. д.э.н. проф. В.Н. Овчинникова – Ростов–на–Дону, Батайское книжное издательство, 1999.
12. Методическое пособие «Разработка финансовых планов и инвестиционных планов с использованием аналитической системы Project Expert». Компания Expert Systems.
13. Мищенко А.В. Методы управления инвестициями в логистических системах: Учебное пособие. – М.; ИНФРА-М, 2009.
14. Обзор инфляции//Официальный сайт Банка России. - http://www.cbr.ru
15. Пелих А.С. Бизнес-план: Учебное пособие / РГЭА –Ростов-на-Дону, 1998.
16. Романов А.Н. Маркетинг – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
17. Семенов В.М. Экономика предприятия – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
18. Справочник директора предприятия /Под ред. М.Г. Лапусты – М.: Инфра – М, 1998.
19. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент. Управление капиталом и инвестициями. ГУ-ВШЭ. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – 504 с.
20. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности – М.: Ассоциация авторов и издателей. «Тандем». Издательство Экмос, 1998.
21. Шепеленко Г. И. Организация и планирование производства на предприятиях отрасли: Учебное пособие / РГЭА – Ростов-на-Дону, 1996.
22. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов /Под ред. проф. Г.Я. Горфинкеля, проф. В.А Швандара – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
23. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. А.С. Пелиха – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
24. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование – М.: «Маркетинг», 2000
Приложение 1