Тема 2. Финансовый контроль
Финансы, денежное обращение и кредит.
Раздел 1. Финансы и финансовая система России.
Тема 1. Общее понятие о финансах и системе финансов, управление финансам, финансовый контроль.
Вопрос 1. Определение понятия «финансы», функции финансов.
Чем отличаются понятия «деньги» и финансы»? Деньги – это всеобщий эквивалент, с их помощью определяется стоимость любого вида товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие. Деньги обладают свойством всеобщей непосредственной обмениваемости на другие товары, деньги разрешают заключенные в товаре противоречия и становятся самостоятельной экономической категорией.
Функции денег:
1) мера стоимости – с их помощью определяется стоимость любого товара;
2) средство обращения – на них можно купить любой товар;
3) средство платежа – с их помощью можно заплатить какие – либо платежи, когда нет обмена одного товара на другой, например налоги;
4) средство накопления.
Деньги экономическая категория более древняя, чем «финансы». Деньгами становился выделившийся товар, имевший свойство всеобщего эквивалента.
Финансы возникли как экономическая категория, когда появились следующие условия в экономической жизни общества:
1) казна государства отделилась от собственности монарха,
2) налоги стали брать в денежной форме, и возникли фискальные органы, которые выполняли функции сбора налогов.
Именно в этот период возник и стал применяться термин «финансы». Долгое время он применялся в узком смысле и подразумевал денежное хозяйство государства, его доходы, расходы и долги.
Вместе с возникновением различных форм акционерного капитала, сращивания банковского капитала с промышленным, появлением различных финансовых институтов термин «финансы» стал применяться в более широком смысле, включая финансы хозяйствующих субъектов (организаций и предприятий). Соответственно, сформировались две относительно самостоятельные науки о финансах: государственные финансы и финансы предприятий, включающая в себя финансовый менеджмент, науку об управлении финансами предприятия.
Государственные финансы – это система денежных отношения, связанных с формированием и использование денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП).
В отличие от денег, финансы – это система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с перераспределение национального богатства.
Функции государственных финансов (проявляются на макроэкономическом уровне):
1) формирование денежных фондов (доходов),
2) использование денежных фондов (доходов),
3) контроль.
Финансы предприятия – это система денежных отношений, регламентируемых государством, связанных с реальным оборотом денежных средств предприятия, формированием и использованием капитала, дохода и денежных фондов.
Функции финансов предприятия аналогичны функциям государственных финансов, но они проявляются на микроуровне:
1) формирование капитала, денежных доходов и фондов,
2) использование капитала, денежных фондов и доходов,
3) регулирование денежных потоков предприятия.
Вопрос 2. Система финансов в РФ.
Система финансов в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.
Вся система финансов в России состоит из двух укрупнённых подсистем: государственных и муниципальных финансов и финансов хозяйствующих субъектов.
|
Рис.1 Структура системы финансов РФ.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности – это относительно самостоятельное звено финансов государства. Они являются основой всей системы финансов страны. Потому что именно здесь формируется основная часть доходов государства, которая по определённым государством правилам, будет передана в бюджет, а затем перераспределена опять же по правилам, установленным государством. Именно из доходов предприятий всех форм собственности формируются бюджеты всех уровней, а также и внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определённый срок или действуют постоянно. Их появление связано с тем, что государству необходимо иметь источник для покрытия социально-значимых расходов, независимо от того будет или нет принят государственный бюджет. Перечислим эти расходы: пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обеспечение, социальное страхование.
Государственный кредит – это особая форма денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами.При этом государство может выступать в качестве заёмщика средств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заёмщика средств.
Вопрос 3. Управление финансами, финансовая политика, методы управления финансами.
Рис. 2 Управление системой финансов в РФ.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.
Рассмотрим верхний блок данной схемы – систему управления финансами в РФ.
Таблица 1
Органы управления системой финансов.
Управляющий орган | Выполняемые функции | Наименование документов |
Совет Федерации и Государственная Дума | Устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство. | Федеральный бюджет, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д. |
Президент РФ | Регламентирует действие финансовой системы, | Подписывает законы и Указы. |
Правительство РФ | Формирует Федеральный бюджет, является единым центром управления финансами. | Постановления и Распоряжения |
Министерства Финансов | Центральный орган управления финансами | Разъяснения, методические рекомендации |
Счетная Палата РФ | Формируется Парламентом, председатель назначается на 6 лет, подотчетна только Парламенту | Формирует отчеты по результатам проверок |
В систему управления финансами также входят: Министерство РФ по налогам и сборам, таможенные органы, система Центрального Банка, Федеральная комиссия по ценным бумагам.
Следующая составляющая схемы – управляющее воздействие или инструмент воздействия – финансовая политика.
Система управления финансами, направленная на достижение стратегических и тактических целей государства, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.
Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практической форм организации и методов использования финансов.
Финансовая политика реализуется на основе системы государственных мероприятий, разработанных на определённый период времени по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.
Основные стратегические цели экономической политики:
· обеспечение экономического роста,
· достижение социального мира,
· увеличение значимости государства в международном сообществе.
Новейшая история знает три основных типа финансовой политики, в основе которых лежат различные экономические теории.
Классическая теория отводила государству роль «ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению приверженцев классической теории, - достижение полной свободы рынка. Государство стремится минимизировать свои расходы, так как они являются издержками для предпринимателя.
Планово – директивная теория строилась на жестком регулировании всех доходов и расходов предприятий и максимальной централизации денежных средств с последующим перераспределением их через государственные органы. Данная система была ориентирована исключительно на внутренние финансовые ресурсы страны, за исключение государственных займов.
Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Кейнса, предусматривает вмешательство государства в деятельность предприятий с помощью определённых финансово – кредитных инструментов: налогов, ставок процента и т. д.
Основные тактические цели финансовой политики:
- достижение макроэкономической сбалансированности,
- сохранение профицита бюджета,
- повышение финансовой значимости в международном сообществе.
Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, таможенную и кредитно- денежную политику.
Выделим основные задачи для всех составляющих финансовой политики.
Основные задачи бюджетной политики:
- финансовое обеспечение выполнения государством своих функций,
- поддержание финансовой стабильности в стране,
- обеспечение финансовой целостности федеративного государства,
- создание финансовых условий для социально- экономического развития.
Основными задачами налоговой политики являются:
- упрощение налоговой системы,
- минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства,
- сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых органов,
- снижение налогового бремени.
Основные задачи таможенной политики:
- унификация таможенных тарифов,
- улучшение таможенного администрирования,
- стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей,
- стимулирование структурной перестройки экономики.
Основными задачами денежно- кредитной политики являются:
- сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечивается экономический рост,
- совершенствование платежной системы в РФ,
- контроль за денежной массой.
Финансовая политика, как инструмент воздействия, пользуется классическими методами управления:
- финансовое планирование,
- финансовое программирование,
- финансовое регулирование,
- финансовый анализ,
- финансовый контроль.
Тема 2. Финансовый контроль.
Вопрос 1. Понятие финансового контроли и его задачи.
Финансовый контроль – это один из методов управления системой финансов, представляет собой совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий и учреждений, организаций, а также населения с помощью специфических форм и методов.
Финансовый контроль- форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП. Объектом финансового контроля служит система финансов. Непосредственными объектами контроля выступают:
· бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении;
· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (выручка, прибыль и т.д.)
· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
· другие операции, имеющие стоимостную форму.
Финансовый контроль призван обеспечить права и интересы органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и населения.
Цель финансового контроля – содействие успешной реализации политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех звеньях и во всех сферах экономики страны.
- Задачи финансового контроля:
- обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, таможенного) законодательства;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами;
- рациональное использование материальных ценностей на бюджетных предприятиях;
- выявление финансовых ресурсов на всех уровнях экономики;
- обеспечение правильности ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
- повышение финансовой дисциплины.
Обеспечивает решение этих задач система ответственности вех участников финансовых отношений. Эта система включает в себя административные, уголовные, экономические (денежные) меры воздействия за нарушение финансовой дисциплины.
Вопрос 2. Методы проведения финансового контроля.
Первый метод – проверки.
Проводятся органами государственного финансового контроля, подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии в присутствии должностных лиц этого предприятия. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты по налогам и сборам. Изъятие документов для проверки вне организации (предприятия) запрещено законом. Но контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о занижении, сокрытии прибыли (дохода), сокрытия иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.д., если имеются основания полагать, что документы могут быть уничтожены, заменены, сфальсифицированы.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставляемых ему предприятием.
Второй метод контроля – обследование.
Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово- хозяйственной деятельности предприятия. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии и т.д.
Третий метод финансового контроля – анализ.
Проводится на основе детального изучения годовой и периодической финансовой отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Четвертый метод финансового контроля – ревизия.
Представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятия, а также работы финансовых органов, осуществляемых с помощью приёмов документального и фактического контроля. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.