Система регулирования фондового рынка в Германии
Традиционно регулирование фондового рынка в Германии было децентрализованным и осуществлялось специальными земельными органами (Borsenaufsichtsbehorden), подчиненными министерству экономики той или иной земли. Именно на этот орган Законом о биржах 1896 года был возложен контроль за соблюдением честных правил торговли.
Поскольку основными профессиональными участниками рынка в Германии являются банки, важную роль в регулировании всегда играл основной банковский надзорный орган – Федеральная надзорная палата по банкам (Bundesaufsichtsamt fur das Kreditwesen – BAKred), располагавшаяся большую часть послевоенного времени в Берлине. Контроль за деятельностью страховых компаний осуществляла Федеральная надзорная палата по страховым компаниям (Bundesaufsichtsamt fur das Versicherungswesen – BAV).
С 1990 по 2003 год в Германии было принято четыре Акта по развитию финансового рынка, целью которых являлось усиление роли Германии как финансового центра и выведение финансовой системы на уровень лучших международных стандартов. Наиболее заметным событием в укреплении регулятивной системы Германии стало принятие в 1994 году Закона о торговле ценными бумагами (WpHG) и создание федерального органа, регулирующего фондовый рынок, – Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (Bundesaufsichtsamt fur den Wertpapierhandel - BaWe) со штатом примерно 140 человек (Франкфурт-на-Майне). Обе регулирующие структуры (федеральная и земельная) действовали во многом параллельно и в определенной степени дублировали друг друга. Формально комиссия являлась главным органом контроля. Однако на практике текущий контроль за сделками был возложен на статс-комиссариат. Комиссия занималась сбором информации от эмитентов и осуществляла общий надзор за рынком и соблюдением законодательства.
В отличие от американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) германская Комиссия не имела права проводить следственные действия: вызывать свидетелей для дачи показаний, накладывать арест на счета и т. п. При наличии материалов, свидетельствующих о нарушении законодательства, Комиссия передавала их в прокуратуру, которая и осуществляла необходимые юридические действия. Закон вводил уголовную ответственность за инсайдерскую торговлю, которая стала рассматриваться как уголовно наказуемое преступление с максимальным наказанием в виде тюремного заключения сроком до пяти лет.
До принятия этого закона в Германии действовали добровольные правила торговли с использованием инсайдерской информации, установленные по совместной декларации союзов промышленников, торгово-промышленных палат и банков (Insiderhandels-Richtlinien от 13 ноября 1970 г. с поправками 1976 и 1988 гг.). Правила относились только к лицам, заранее заключившим контрактное соглашение о том, что они как инсайдеры обязуются не совершать определенных действий в отношении ценных бумаг своей компании и т. п. Правила подвергали критике в связи с тем, что они носили добровольный характер. В США в ходу было выражение: You can’t have a fair market in Germany.
Принятие закона в целом действительно повысило уровень прозрачности немецкого рынка. Особенно громких скандалов здесь не наблюдалось, но было довольно много случаев расследований, которые приводили в итоге к уплате штрафов. 1 января 2002 года вступил в силу Закон о приобретении ценных бумаг и поглощениях (WpUG). Впервые в Германии закон подвел нормативную базу под слияния и поглощения. Под действие этого закона подпадают все компании, имеющие листинг на биржах Германии или других стран ЕС.
На основе принятого 22 апреля 2002 года Закона о формировании интегрированной системы финансового надзора (Gesetz uber die integrierte Finanzaufsicht – FinDAG) в мае 2002 года в Германии был создан единый мегарегулятор финансовых учреждений. Три федеральных органа, осуществлявших надзор за банками, страховыми компаниями и рынком ценных бумаг, были объединены под одной крышей – Федеральной службы по регулированию финансовых рынков (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht BaFin), базирующейся в Бонне и Франкфурте-на-Майне. Общее число её сотрудников составляет примерно 1000 человек, служба надзирает за 2300 банками, 800 институтами финансовых услуг и 630 страховыми организациями.
Новое ведомство состоит из трех подразделений (департаментов): по контролю за кредитными организациями18, страховыми компаниями и по надзору за торговлей на рынке ценных бумаг.
Кроме них также существуют три департамента, занимающиеся общими вопросами (развитие финансовых рынков, страхование финансовых активов и борьба с отмыванием денег). Непосредственно при правлении созданы отделы: управления, внешних связей, защиты информации и борьбы с отмыванием денег. В службу предоставляются все проспекты эмиссии ценных бумаг. Финансирование BaFin осуществляется с 2002 года целиком за счет взносов финансовых учреждений, над которыми организация надзирает. Контроль за расходованием средств обеспечивает специальный административный совет, состоящий из представителей финансовых учреждений, парламента и ряда федеральных министерств. BaFin также подлежит контролю со стороны Министерства финансов.
Самые последние изменения в законодательстве связаны с принятием в июле 2002 года Четвертого закона о развитии финансового рынка, включавшего целый ряд мер по дальнейшему усилению защиты инвесторов, увеличению прозрачности и ужесточению мер по борьбе с отмыванием денег.
Во главе угла нового закона – меры, направленные против манипулирования ценами на фондовом рынке. Эмитент обязан раскрыть сведения о сделках директоров либо на своем веб-сайте, либо опубликовать в официальном печатном органе – Fеderal Gazette. В дальнейшем BaFin будет размещать подобную информацию и на своем сайте www.bafin.de. В результате современное немецкое законодательство в чем-то даже превосходит законодательство Великобритании и США. BaFin наделена большими полномочиями для эффективного мониторинга рынка. Служба имеет право не только требовать предоставления информации, она может проводить обыски в помещениях банков, компаний по ценным бумагам, страховых компаниях.
При обнаружении фактов, свидетельствующих об уголовном правонарушении, дело передается в прокуратуру. BaFin может самостоятельно наказывать нарушителей, накладывая штрафы.
Если манипулирование повлияло на цену листинговой бумаги, налицо уголовное правонарушение. Если была представлена заведомо неверная информация или скрыты факты, которые могли бы повлиять на цену бумаг, по новому закону можно начать уголовное дело лишь на основе признания нарушителем того, что данный факт мог оказать воздействие на цены. Это значительно облегчает задачу прокуратуры, поскольку уменьшает объем доказательной базы. BaFin получила право налагать штрафы в случаях манипулирования, которое даже не привело к изменению цены, на сумму до 1,5 млн евро.