Анализ дебиторской задолженности
Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.
Для улучшения финансового положения организации необходимо:
1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
3) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности проводится на основе данных внутреннего учета, бухгалтерского баланса и приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5, раздел 7).
Для оценки состава и движения дебиторской задолженности составим аналитическую таблицу (табл. 1).
Таблица 1 – Анализ состава и движения дебиторской задолженности
Показатель | Остаток на начало года | Остаток на конец года | Темп роста остатка, % | Отклонение остатка, руб. | ||
Сумма, руб. | Уд. вес, % | Сумма, руб. | Уд. вес, % | |||
Дебиторская задолженность, всего | ||||||
1) Краткосрочная | ||||||
в т.ч. просроченная | ||||||
из нее длительностью свыше 3 месяцев | ||||||
2) Долгосрочная | ||||||
в т.ч. просроченная | ||||||
из нее длительностью свыше 3 месяцев |
В ходе анализа дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели:
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности в оборотах:
Выручка от продажи
ОДЗ (в оборотах) = Средняя дебиторская задолженность
Средняя дебиторская задолженность за период:
ДЗср = (ДЗн.п. + ДЗк.п.) / 2
2. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях:
Средняя дебиторская задолженность х t
ОДЗ (в днях) = Выручка от Продажи (стр. 010 по ф. № 2)
или
ОДЗ = 360 дней / Оборачиваемость ДЗ в оборотах,
где ОДЗ — оборачиваемость дебиторской задолженности;
ДЗ — средняя за год дебиторская задолженность;
t — отчетный период в днях.
При проведении анализа целесообразно также рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов (3) и долю сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (4). Показатель (4) характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.
3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих
активов:
УДЗ = (Дебиторская задолженность / Текущие активы) х 100% =
= (стр. 240 или стр. 230 / стр. 290) х 100%
4. Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской
задолженности:
УСДЗ = (Сомнительная ДЗ / Общая ДЗ) х 100%
Для обобщения результатов анализа можно по данным внутреннего учета в дополнение к форме № 5 составить сводну* таблицу, в которой дебиторская задолженность классифиЦИрУ* ется по срокам образования (табл. 2).
Таблица 2 – Анализ состояния дебиторской задолженности
Показатель | Всего на начало года | Всего на конец года | В т.ч. по срокам образования | ||||
До 1 мес. | От 1 до 3 мес. | От 3 до 6 мес. | От 6 до 12 мес. | Свыше 12 мес. | |||
Расчеты с покупателями и заказчиками | |||||||
Авансы выданные | |||||||
Прочие дебиторы | |||||||
Всего дебиторская задолженность | |||||||
В % к общей сумме дебиторской задолженности |
Ежемесячное составление такой таблицы позволит бухгалтеру представить четкую картину состояния расчетов с разными дебиторами, выявить просроченную задолженность.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью. Необходимо:
1. Постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям.
2. Установить определенные условия кредитования дебиторов, например:
- покупатель получает скидку 2% в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с момента его получения;
- покупатель оплачивает полную стоимость, если оплата
совершается в период с 11-го по 30-й день кредитного периода;
- в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого зависит от момента оплаты.
3. По возможности ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями.
4. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской
задолженности.