По формированию бюджетов
В соответствии с Конституцией РФ органы местного само- управления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12) и призваны самостоятельно (т. е. под свою ответствен- ность) решать вопросы местного значения.
Вместе с тем согласно ст. 132 (ч. 2) Конституции РФ они могут наделяться законом отдельными государственными пол-
номочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В процессе формирования и исполнения региональных и местных бюджетов возникает широкий круг отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права — бюджетным правом, в котором оговариваются отношения бюджетного устройства, порядок формирования и исполнения бюджетов. Носителями бюджетного права России являются Конституция РФ, законы РФ, БК РФ.
В БК РФ законодательно определены полномочия органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления по формированию своих бюджетов.
К компетенции органов власти субъектов Федерации в области регулирования бюджетных отношений относятся (ст. 8 БК РФ):
· установление порядка составления и рассмотрения про-
ектов бюджета субъекта Федерации и территориальных госу- дарственных внебюджетных фондов, утверждения, исполнения их и осуществления контроля за исполнением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов;
· составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта
Российской Федерации, бюджетов территориальных государ- ственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов терри- ториальных государственных внебюджетных фондов, осущест- вление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление порядка представления в исполнительные
органы государственной власти субъектов Российской Федера- ции утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
· установление и исполнение расходных обязательств субъ- екта Российской Федерации1;
· определение порядка установления и исполнения расход-
ных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление нормативов отчислений доходов в местные
бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сбо- ров, налогов, предусмотренных специальными налоговыми ре- жимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
· установление порядка и условий предоставления меж-
бюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации2;
· предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета
субъекта Российской Федерации;
· установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
· осуществление государственных заимствований и пре-
доставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;
· установление, детализация и определение порядка приме-
нения бюджетной классификации Российской Федерации в части,
1 Расходные обязательства — обусловленные законом, иным норма- тивным правовым актом, договором или соглашением обязанности Рос- сийской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, орга- нам государственной власти, органам местного самоуправления, иност- ранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государс- твенного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).
2 Межбюджетные трансферты — средства одного бюджета бюджет-
ной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюдже- там территориальных государственных внебюджетных фондов;
· временное осуществление отдельных бюджетных полно-
мочий органов местного самоуправления;
· установление оснований, видов ответственности и поряд- ка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
· иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным
кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 59 БК РФ законодательные (предста- вительные) органы субъектов Федерации вправе:
· вводить региональные налоги и сборы, устанавливать
размеры ставок по ним и налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ;
· вносить изменения и дополнения в законодательство
субъектов Федерации о региональных налогах в пределах ком- петенции субъектов Федерации.
Эти изменения и дополнения должны быть приняты на те- кущий финансовый год до утверждения законов бюджета.
В ст. 12 Конституции РФ записано: “В Российской Феде- рации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий само- стоятельно”.
Согласно ст. 9 БК РФ к компетенции органов местного са- моуправления в области регулирования бюджетных отношений относятся:
· установление порядка составления и рассмотрения про-
екта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и ут- верждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
· составление и рассмотрение проекта местного бюджета,
утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
· установление и исполнение расходных обязательств му- ниципального образования;
· определение порядка предоставления межбюджетных
трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюд- жетных трансфертов из местных бюджетов;
· осуществление муниципальных заимствований, предос-
тавление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и муниципаль- ными активами;
· установление, детализация и определение порядка при-
менения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
· в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодек-
сом и иными федеральными законами, установление ответствен- ности за нарушение нормативных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
· иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным
кодексом к бюджетным полномочиям органов местного само- управления.
В соответствии со ст. 64 БК РФ представительные (законо- дательные) органы муниципальных образований вправе:
· вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры
ставок по ним и льготы по их уплате в пределах прав, предос- тавленных им налоговым законодательством РФ;
· вносить изменения и дополнения в правовые акты пред-
ставительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.