По формированию бюджетов

В соответствии с Конституцией РФ органы местного само- управления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12) и призваны самостоятельно (т. е. под свою ответствен- ность) решать вопросы местного значения.

Вместе с тем согласно ст. 132 (ч. 2) Конституции РФ они могут наделяться законом отдельными государственными пол-

номочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В процессе формирования и исполнения региональных и местных бюджетов возникает широкий круг отношений, которые регулируются особым подразделением финансового права — бюджетным правом, в котором оговариваются отношения бюджетного устройства, порядок формирования и исполнения бюджетов. Носителями бюджетного права России являются Конституция РФ, законы РФ, БК РФ.

В БК РФ законодательно определены полномочия органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления по формированию своих бюджетов.

К компетенции органов власти субъектов Федерации в области регулирования бюджетных отношений относятся (ст. 8 БК РФ):

· установление порядка составления и рассмотрения про-

ектов бюджета субъекта Федерации и территориальных госу- дарственных внебюджетных фондов, утверждения, исполнения их и осуществления контроля за исполнением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов;

· составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта

Российской Федерации, бюджетов территориальных государ- ственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов терри- ториальных государственных внебюджетных фондов, осущест- вление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

· установление порядка представления в исполнительные

органы государственной власти субъектов Российской Федера- ции утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;




· установление и исполнение расходных обязательств субъ- екта Российской Федерации1;

· определение порядка установления и исполнения расход-

ных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;

· установление нормативов отчислений доходов в местные

бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сбо- ров, налогов, предусмотренных специальными налоговыми ре- жимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;

· установление порядка и условий предоставления меж-

бюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации2;

· предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета

субъекта Российской Федерации;

· установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

· осуществление государственных заимствований и пре-

доставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;

· установление, детализация и определение порядка приме-

нения бюджетной классификации Российской Федерации в части,

По формированию бюджетов - student2.ru

1 Расходные обязательства — обусловленные законом, иным норма- тивным правовым актом, договором или соглашением обязанности Рос- сийской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, орга- нам государственной власти, органам местного самоуправления, иност- ранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государс- твенного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

2 Межбюджетные трансферты — средства одного бюджета бюджет-

ной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюдже- там территориальных государственных внебюджетных фондов;

· временное осуществление отдельных бюджетных полно-

мочий органов местного самоуправления;

· установление оснований, видов ответственности и поряд- ка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

· иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным

кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 59 БК РФ законодательные (предста- вительные) органы субъектов Федерации вправе:

· вводить региональные налоги и сборы, устанавливать

размеры ставок по ним и налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ;

· вносить изменения и дополнения в законодательство

субъектов Федерации о региональных налогах в пределах ком- петенции субъектов Федерации.

Эти изменения и дополнения должны быть приняты на те- кущий финансовый год до утверждения законов бюджета.

В ст. 12 Конституции РФ записано: “В Российской Феде- рации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий само- стоятельно”.

Согласно ст. 9 БК РФ к компетенции органов местного са- моуправления в области регулирования бюджетных отношений относятся:

· установление порядка составления и рассмотрения про-

екта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и ут- верждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

· составление и рассмотрение проекта местного бюджета,

утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

· установление и исполнение расходных обязательств му- ниципального образования;

· определение порядка предоставления межбюджетных

трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюд- жетных трансфертов из местных бюджетов;

· осуществление муниципальных заимствований, предос-

тавление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и муниципаль- ными активами;

· установление, детализация и определение порядка при-

менения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

· в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодек-

сом и иными федеральными законами, установление ответствен- ности за нарушение нормативных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

· иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным

кодексом к бюджетным полномочиям органов местного само- управления.

В соответствии со ст. 64 БК РФ представительные (законо- дательные) органы муниципальных образований вправе:

· вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры

ставок по ним и льготы по их уплате в пределах прав, предос- тавленных им налоговым законодательством РФ;

· вносить изменения и дополнения в правовые акты пред-

ставительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Наши рекомендации