Цели социального обслуживания
· оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;
· прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
· активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.
Система социального обслуживания включает:
· социально-реабилитационные центры;
· социальные приюты;
· центры психолого-педагогической помощи;
· геронтологические центры;
· организации социального обслуживания, изготавливающие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.) и др.
В Беларуси динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), обеспечивающие оказание комплексного соцобслуживания пожилых и оказавшихся в трудной жизненной ситуации граждан. В настоящее время функционируют 154 центра, на учете в них состоит более 1,6 млн. человек, из них 131,1 тыс. - одинокие и 557,5 тыс. - одиноко проживающие пожилые люди.
В структуре центров работает 54 отделения круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов на 1 тыс. 914 мест, 152 отделения срочного социального обслуживания, 154 отделения социальной помощи на дому.
Принимаются меры, направленные на расширение перечня соцуслуг, в том числе оказываемых центрами на платной основе. Речь идет о разовых хозяйственно-бытовых услугах, услугах почасового дневного ухода за гражданами, утратившими способность к самообслуживанию (помощь получили более 645 человек), услугах социальных парикмахерских и мини-прачечных и др.
Как показывает практика, нестационарные формы социального обслуживания оказались востребованными и популярными среди населения. Эта форма обслуживания прогрессивна не только с точки зрения морально-психологической, но и финансовой. Так, в среднем по республике социальное обслуживание одного человека на дому почти в 10 раз дешевле, чем содержание его в доме-интернате.
Для организации обслуживания пожилых сельских жителей открываются социальные пункты (888), работает 73 бригады соцобслуживания на мобильной основе, которые осуществляют комплексное социальное обслуживание нетрудоспособных сельчан.
Стационарные учреждения остаются традиционно сложившейся формой социального обслуживания населения в нашей республике. В настоящее время в стране функционируют 77 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в которых проживают более 17,9 тыс. человек, в том числе 45 - психоневрологического профиля, 22 - для престарелых и инвалидов (общего типа), 10 - для детей-инвалидов.
В Беларуси расходы на одного проживающего в домах-интернатах составляют в среднем Br3,3 млн. в месяц. Так, проживающим в стационарных учреждениях соцобслуживания предоставляется жилое помещение не менее 7 кв.м на человека, пятиразовое питание, одежда, обувь, мягкий инвентарь, осуществляется бытовое обслуживание.
Основными проблемами в организации социального обслуживания являются:
1. Материально-техническая база большинства организаций социального обслуживания развита слабо и финансируется в недостаточных объемах.
Несмотря на то, что системой социального обслуживания охвачено около 15% всего населения республики, существующая система центров на сегодняшний день не позволяет обеспечивать население необходимыми услугами в полном объеме и требуемом ассортименте. Социальным обслуживанием на дому охвачен всего 51 процент сельских населенных пунктов, в том числе 40 процентов – малонаселенных отдаленных. Только в 60 районах республики организовано оказание услуг сиделки гражданам, утратившим способность к самообслуживанию. Крайне мало структурных подразделений, предоставляющих услуги пожилым и нетрудоспособным гражданам в условиях дневного пребывания. В органах по труду, занятости и социальной защите в очереди на поселение в дома-интернаты в настоящее время состоит 1370 человек. Особенно сложная ситуация с обеспечением стационарным обслуживанием психоневрологических больных – 1138 человек ожидают поселения в дома-интернаты психоневрологического профиля.
2. Отсутствие связи между количеством и качеством оказанных услуг и объемом бюджетного финансирования (финансирование процесса, количества обслуженных, а не результата оказания услуг – положительных изменений у потребителей услуг в результате получения услуги).
Если взять форму отчета ТЦСОН, который этот центр должен представлять в управление социальной защиты о деятельности своего отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, то выясняется, что единственное, что хочет знать орган управления о соответствующей деятельности поставщика социальных услуг – это количество детей-инвалидов, прошедших через отделение за отчетный период. А вот произошли ли у этих детей какие-либо положительные изменения – все эти вопросы находятся вне внимания управленческого фокуса. От поставщика услуг, по сути, не требуется ничего, кроме того, чтобы обеспечить пребывание в отделении расчетного числа детей. Финансовые средства передаются, а собственно заказ на работу отсутствует.
Оказание социальной помощи призвано не только предоставить нуждающимся в ней достойных условий жизни, но и как можно в большей мере дать людям возможность впоследствии жить независимо от этих выплат и услуг.
3. Распорядитель бюджетных средств не имеет полного представления об удельной стоимости тех или иных услуг в общем объеме сметного финансирования, что не позволяет оценить эффективность использования бюджетных средств в социальной сфере.
При определении полной стоимости бюджетных услуг нужно учесть все фактически понесенные расходы. В белорусской практике учитываются в основном прямые расходы, связанные с непосредственным предоставлением услуги: денежные выплаты, стоимость благ, выданных в натуральной форме, и т.п. Однако следует иметь в виду, что прямые расходы не всегда измеряются только величиной выплат или стоимостью переданных материальных благ. В ряде программ финансовые выплаты не производятся, а стоимость услуги складывается только из заработной платы сотрудников, занятых непосредственным предоставлением услуги (например, в программе психологической помощи). Помимо издержек, относящихся к непосредственному предоставлению услуги, при расчете полной стоимости бюджетных услуг необходимо учитывать и административные расходы, связанные с руководством деятельностью по предоставлению бюджетных услуг, а также включить денежную оценку "скрытых" бюджетных субсидий.
4. Содержание государственных учреждений социального обслуживания населения на сегодняшний день является единственным способом организации социального обслуживания, оплачиваемого бюджетом.
Сметное финансирование учреждений социального обслуживания, а не закупка социальных услуг, не позволяет развивать здоровую конкуренцию в сфере социального обслуживания. Государственная монополия на социальное обслуживание часто является причиной неэффективного расходования бюджетных средств и низкого качества оказываемых услуг.
Исключение негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей из сферы социального обслуживания населения не позволяет привлечь к решению проблем малоимущих, одиноких и инвалидов дополнительные трудовые ресурсы, денежные средства, расширить перечень оказываемых социальных услуг. В то же время потребители социальных услуг лишаются возможности выбора поставщика социальных услуг, а, следовательно, влияния на качество и ассортимент производимых ими услуг.
Развитие рынка некоммерческих социальных услуг сдерживает, также, существующее налоговое законодательство, которое приравнивает производство общедоступных социальных услуг к коммерческой предпринимательской деятельности и делает эту сферу непривлекательной для частной инициативы. Например, непродолжительный период времени, когда социальные услуги подлежали лицензированию, среди обладателей лицензий были общественные и религиозные объединения, и лишь одна коммерческая организация. Кроме того, налоговое законодательство не поощряет социально ответственное поведение бизнеса и граждан, которые направляют благотворительные пожертвования в систему социального обслуживания.