Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. Социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной ра­боты и организационной формы этого вида социальной деятель­ности, которая рассматривается в качестве системы определен­ных способов социальной гуманистической деятельности, на­правленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдель­ной личности, семьи или человеческого сообщества.

В «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслу­живание определяется как «предоставление конкретных соци­альных услуг людям для удовлетворения потребностей, необ­ходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)»[8].

Основы правового регулирования в области социального об­служивания населения Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации» (1995 г.). Он определяет со­циальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педа­гогических, социально-правовых услуг, осуществлению соци­альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).

В настоящее время развитие системы социального обслужи­вания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов Российской Федерации. Важ­ное значение приобретает при этом определение четкой струк­туры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точек зрения. Для формирования эффектив­ной системы социального обслуживания необходимо также соз­дание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных ус­лугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) со­циальных служб и технологий их деятельности.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслужи­вания населения в Российской Федерации» (15 ноября 1995 г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспе­чить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их уме­нием работать с человеком − конкретной личностью или с груп­пой людей.

Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником опреде­ления критериев социального обслуживания служат цели и за­дачи предоставления социальных услуг и степень их реализации.

При этом принципиально важными являются следующие мо­менты:

во-первых, цели социального обслуживания могут рас­сматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населен­ных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп насе­ления и отдельной личности;

во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально-экономическую, морально-психологичес­кую, экологическую, политическую и пр. обстановку, сложив­шуюся в условиях политических и экономических реформ 90-х гг.;

в-третьих, цели социального обслуживания в современ­ной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального по­ложения различных категорий населения.

Критерием эффективности социального обслуживания долж­на стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем про­цессом социальной работы с населением и отдельными людь­ми, нуждающимися в социальном обслуживании.

Основываясь на концепции системных потребностей соци­ально-экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы соци­ального обслуживания населения, можно обозначить систем­ные функции и цели этой сферы. Это системные функции гу­манности, к которым относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в труд­ные жизненные ситуации людям. Если человек в результате бо­лезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному ор­ганизму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания выработки в «общественном ор­ганизме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для вы­живания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

Система социального обслуживания населения может вы­ступать как инструмент коррекции работы механизмов само­организации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректиров­ке работы общественных механизмов, основанных на принци­пе саморегуляции и самоорганизации «общественных организ­мов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты обще­ства, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов са­моорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслужива­ния населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социально неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т. д.) обес­печивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслу­живания населения способствует удовлетворению системной по­требности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

Наши рекомендации