Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета
выполняют функции Центрального банкаРФ по обслуживанию счетов бюджетов при отсутствии учрежденийЦентрального банка РФ на соответствующей территории или невозможностивыполнения ими этих функций,
могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.
К бюджетным полномочиям органов государственного, муниципального финансового контроля относятся:
осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов.
подготовка заключений на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов,
проведение экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и иных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.
Бюджетным законодательством к участникам бюджетного процесса отнесены также главные распорядители бюджетных средств. Их роль в бюджетном процессе определяется тем, что средства бюджетов соответствующих уровней доводятся до конечных бюджетополучателей опосредованно через распорядителей бюджетных средств.
Главным распорядителем средствсоответствующего бюджета является
орган государственной власти,
орган управления государственным внебюджетным фондом,
орган местного самоуправления,
орган местной администрации,
наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В свою очередь распорядительсредств соответствующего бюджета имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств поподведомственным получателям бюджетных средств. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств участвуют в бюджетном процессе на стадиях составления бюджета, его исполнения и составления бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс включает следующие стадии:
а) состанление проекта бюджета;
б) рассмотрение и утверждение бюджета;
в) исполнение бюджета;
г) составление, внешняя проверка,
рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.
На стадии составления бюджета главный распорядитель
формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета,
составляет обоснования бюджетных ассигнований;
определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
формирует государственные задания.
На стадии исполнения бюджета главный распорядитель бюджетных средств
обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись,
распределяет бюджетные ассигнования,
лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета,
обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий;
организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности.
При составлении бюджетной отчетности главный распорядитель бюджетных средств формирует сводную отчетность об использовании бюджетных средств подведомственными распорядителями и бюджетополучателями для последующего включения ее в отчет об исполнении бюджета.
Права получателей средств соответствующего бюджета в лице органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, а также находящегося в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетного учреждения ограничены лишь принятием и исполнением бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Администратором доходов бюджета является:
орган государственной власти,
орган местного самоуправления,
орган местной администрации,
орган управления государственным внебюджетным фондом,
Центральный банк РФ,
бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Главный администратор доходов бюджета :
орган государственной власти,
орган местного самоуправления,
орган местной администрации,
орган управления государственным внебюджетным фондом,
Центральный банк РФ,
иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) служащие администраторами доходов бюджета.
Администратором источников финансирования дефицита бюджета является:
орган государственной власти,
орган местного самоуправления,
орган местной администрации,
орган управления государственным внебюджетным фондом,
иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицитабюджета.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета:
орган государственной власти,
орган местногосамоуправления,
орган местной администрации,
орган управлениягосударственным внебюджетным фондом,
иная организация, имеющиев своем ведении администраторов источников финансированиядефицита бюджета и являющиеся администраторамиисточников финансирования дефицита бюджета.
Для упорядочения бюджетного процесса введено понятие «субъекты бюджетного планирования», под которымипонимаются:
федеральные министерства, имеющие правовносить в Министерство финансов РФ предложения поформированию федерального бюджета и финансовому обеспечению федеральных служб и федеральных агентств;
федеральные службы и федеральные агентства,
федеральные органы законодательной и судебной власти,
Генеральная прокуратура РФ,
Счетная палата РФ,
Центральная избирательная комиссия РФ, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Основной функцией каждого из субъектов бюджетного планирования на федеральном уровне является представление в Министерство финансов РФ обоснованной суммы бюджетных расходов на планируемый год в целом по субъекту планирования с разбивкой по подведомственным ему главным распорядителям бюджетных средств.