Условия и этапы кредитования, порядок выдачи и погашения кредитов
В настоящее время практически каждый банк самостоятельно определяет для себя условия и порядок кредитования клиентов. В первую очередь в данном вопросе необходимо указать на основные документы, которые может потребовать банк для решения вопроса о кредитовании, а далее опишем процесс кредитования по стадиям.
В первую очередь Банк будет требовать правоустанавливающие документы. Если вы – индивидуальный предприниматель, то вас попросят предъявить подлинники свидетельств об ОГРН и ИНН, возможно, и справку из статистического Управления. Такая справка содержит в себе сведения о тех видах деятельности, которыми может заниматься индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Вместо справки из отдела статистики у вас могут попросить выписку из налогового органа и единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Данные выписки предоставляются налоговым органом бесплатно по истечении пяти рабочих дней. Для их получения необходимо написать заявления на их выдачу (можно в заявлении и не указывать ту причину, по которой они вам необходимы) и подать его в канцелярию. Данную справку можно получить и за один день, если предварительно оплатить государственную пошлину в размере 400 рублей.
Если получателем кредита является юридическое лицо, то, помимо указанных документов, в банке от вас потребуют и учредительные документы. Это устав и учредительный договор (учредительного договора может и не быть, если в организации один учредитель).
Выписки из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей банк, скорее всего, оставит у себя в подлинниках, а учредительные документы и свидетельства об ИНН и ОГРН вы покажете в подлинниках, но банк может забрать себе только их копии, которые могут быть заверены нотариально или вашей же организацией. Однако если вы – индивидуальный предприниматель, то заверять копии документов не можете, такое возможно только у юридических лиц.
Кроме перечисленных документов, банк может попросить и ваш паспорт или свидетельство об ИНН как физического лица.
Данная группа документов необходима для того, чтобы работники банка могли удостовериться в том, что они имеют дело с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые «реально существуют» в налоговых органах и имеют правоспособность, т. е. могут заключать сделку, в нашем случае договор кредитования.
Следующая группа документов свидетельствует о финансовой «благонадежности» заемщика. Банк может запрашивать у предпринимателя его бухгалтерский баланс (годовой, за последний год или даже года за три года предшествующей работы). Это право банка, вы предоставляете данные документы для того, чтобы банк мог проверить ваши «обороты» средств за год и по ним определить степень вашей кредитоспособности. В банк можно предоставить и договоры, заключенные с контрагентами, на выполнение которых и требуется получение кредита. Это лучше делать при целевом виде кредитования, т. е. когда кредит выдается на определенные нужды.
Наконец, банк может попросить клиента провести аудит, банк может направить своего сотрудника для проведения аудита, а может оплатить проведение аудита другой (не заинтересованной) стороной. В настоящее время особенности проведения аудита у субъектов малого предпринимательства урегулированы правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 11 июля 2000 г. № 1.
Согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол № 1), в ходе аудита малых экономических субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем, для малых экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:
1) ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;
2) преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.
Для целей правил (стандартов) аудиторской деятельности и при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами РФ (п. 2.3. Правил аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов»).
Во время аудита малых экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:
1) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
2) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
3) вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
4) в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
5) если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы – завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);
6) при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности (п. 2.4. Правил аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов»).
В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции «задним числом», проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке (п. 2.5. Правил аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов»).
Преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности (п. 2.6. Правил аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов»).
Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических субъектов (п. 2.7. Правил аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов»).
На стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного (п. 3.1. Правил аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов»).
Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласование в договоре или письме-обязательстве условий проведения аудита, прав и обязанностей аудиторской организации и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» и «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг». Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности данного субъекта, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Планирование аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Сотрудникам аудиторской организации необходимо оценить, позволяют ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, необходимые для подготовки мнения аудитора.
В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как «низкой», если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля, подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры, по существу. На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения, аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.
С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур, по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» и «Аналитические процедуры».
В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в которых эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта». Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно. В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:
1) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;
2) упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
3) допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;
4) меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность;
5) влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.