Место финансового права в системе права
ФП – совокупность юр. норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.
? о месте ФП, как самостоятельной отрасли, в системе права является предметом дискуссий очень давно.
- Существовало положение о том, что ФП выделилось из государственного и административного права.
- Другая точка зрения состояла в том, что ФП – самостоятельная отрасль права и возникло наряду и одновременно с государственным и административным правом. В современных условиях развития рынка эта точка зрения кажется наиболее обоснованной. При этом следует иметь в виду, что такие финансовые институты как налоги и займы возникли одновременно с государством, т.к. были необходимы для содержания и функционирования публичной власти.
ФП взаимодействует и с др. отраслями права. Так отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и хозяйственного права.
Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:
1) они выполняют функцию мобилизации денежных средств;
2) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства;
3) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;
4) определяют функции органов государства в кредитно-расчетной сфере.
Т.О., все указанные отнош-ия явл-ся предметом регулирования как гражданского права и хозяйственного права, так и ФП.
В основе норм ФП лежат нормы Конституции РФ. Конституционные основы служат базой для текущего финансового законодательства, с др. стороны именно нормы ФП регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.
По методу правового регулирования ФП на первый взгляд совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний и неравенство субъектов. Но АП не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. В нормах ФП жёстко закрепляются требования государства в области финансовй деятельности.
Система финансового права.
Система российского ФП – это объективно обусловленное системой общесвенных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финсово-правовых норм в определённой последовательности.
В системе ФП выделяют части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения ФП – части: общая и особенная.
К общей части относятся нормы ФП, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, основные черты финансово-правового положения др. субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля.
Общая часть не включает в себя нормы права, регулирующие те или иные отношения, т.е. общая часть является вводным курсом в ФП как учебную дисциплину и науку
Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. В особенную часть ФП входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
Бюджетное право
2. налоговое право
3. институт расходов бюджета
4. институт финансов гос и муниц-х предприятий
5. институт гос и муниц-го кредита
Финансовая система в РФ тесно связана с банковской системой, поэтому многие отношения в сфере банковской деятельности регулируются финансовым правом.
Финансовое право активно развиваетя, в связи с этим в ближайщее время планиреутся ввести в финансовую систему институты финансовой ответственности, института бухгалтерской отчетности и др.
18. Понятие и виды финансовых актов. Особое значение финансово-плановых актов как источников финансового права.
Финансово-правовые акты — это имеющие юридическое значение решения органов государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящих в их компетенцию.
Они служат основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных финансовых правоотношений.
Виды:
— По юридическому свойству: нормативные и индивидуальные.
1) Нормативно-финансовые правовые акты – это законы, указы президента и т.п., имеющие нормативный характер.
2) Индивидивидуальные – акты о единовременном выделении денежных средств для тех или иных целей.
3) смешанные – пр. ФЗ о Фед бюджете на соотв год
— По юридической природе:
1) Законодательные,
2) Подзаконные.
— По органам их издающим:
1) Законы,
2) Постановления федерального собрания,
3) Указы президента,
4) Постановления и распоряжения правительства РФ,
5) Соответствующие правовые акты субъектов федерации и ОМСУ.
Финансово-плановыми актами являются акты, которые содержат конкретные задания в области финансов на определённый период, они принимаются соотв-ми органамив процессе ФД гос-ва и Мои содержат планове показатели по доходам и расходам. Существование их связано с тем, что любая экономика имеет плановый характер: это
1. все виды бюджета,
2. сметы бюджетных учреждений
3. финансовые планы гос и муниц унитарных предприятий
4. бюджеты гос внебюджетных фондов
5. кредитные и кассовые планы различных банков.
Отнесение финансово-плановых актов к финансово-правовым связано с тем, что они имеют юридическое оформление, т.о. получают юрид. последствия. Так бюджеты на уровне РФ и субъектов утыерждаются в форме законов, на уровне МО – в форме постановлений и т.д.
19. Финансово-правовые нормы. Общая характеристика, виды и содержание.
Финансово-правовые нормы — исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль.
Норма – это установленное, охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности: ФПН регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, использования, реализации финансовых ресурсов. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный характер (содержат требования, выраженное в категоричной форме и недопускающее их произвольного изменения), точно определён объем прав, обязанностей участников. Финансовые отношения, которые направлены на обеспечение в целом интересов государства, муниципальных образований. Особенность в юридических свойствах прав и обязанностей, устанавливающих финансово-правовой нормой. Например, финансовая обязанность сливается нередко с правом. Пример, обязанность органов государства, МС в области финансов, такая - использование бюджетных средств на социально-экономические программы – право и обязанность.
Логическая структура финансово-правовой нормы. Гипотеза (имеет сложную структуру, содержит обычно несколько четко сформулированных условий), диспозиция (отличается четкостью и устанавливает совершенно определенные права и обязанности), санкции (выражают меры финансовой ответственности). Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия.
Виды:
— По способу воздействия на участников финансовых отношений – обязывающие, запрещающие, управомачивающие.
О. – налоговый орган должен известить граждан-налогоплательщиков о суммах, сроках предстоящих платежей, а граждане должны их произвести. Большая часть финансово-правовых норм имеют такой характер. В этом проявляется основной императивный характер.
З. – запрет на совершение определённых действий, устанавливает обязанность участников общественных отношений воздержаться от них. Например, ОМС запрещается вводить налоги не предусмотренные ФЗ. Число запрещающих норм невелико.
У. – устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определённых самостоятельных действий в предусмотенных рамках. Это возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Этим нормам свойственна императивность, т.к. не допускается выход за эти границы. Предприятия вправе распорядится своей прибылью, но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет.
— По содержанию:
1) Материальные – закрепляют состав финансовой системы, вид и объём денежных обязательств граждан и предприятий перед государством и т.д., т.е. материальное (денежное) содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.
2) Процессуальные – устанавливают порядок деятельности в области формирования, распряжения и использования гос/мун денежных фондов. Они требуют соблюдения определённых правил в этой деятельности: сроков, участия определённых органов и т.п.
- В зав-ти от функций:
1. регулятивные
2. охранительные
1.нормы- принципы
2. нормы-дефиниции
3. коллизионные
4. оперативные
5. рекомендательные
20. Финансово-правовые отношения. Их содержание и важнейшие особенности.
Это один из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами. Одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства или высший или местный орган государственной власти, всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства и т.п.
В финансвых правоотношениях как правило, отчетливо выступают 2-а правовых элемента:
1) государственно-властный;
2) имущественный.
Особенности:
1. ФПО возникает иразвивается в сфере ФД гос-ва и МО
2. ФПО яв-ся формой реализации публичных интересов => это публично-правовое правоотношение
3. Имущественный характер ФПО, в качестве имущественных благ выступают финансовые ресурсы
4. яв-ся властеотношениями, т.к эти отношения яв-ся форомой реализации нормы, имеющей императивный характер
5. одной из сторон яв-ся гос-во
Виды:
— По материальному содержанию группируются по видам:
1) бюджетные;
2) налоговые;
3) в области страхования;
4) кредита, расчетов, регулируемых финансовым правом;
5) по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.
Субъектами являются: государство, хозяйствующие субъекты, граждане РФ и иностранцы проживающие и работающие в РФ или имеющие на ее территории разрешенные законом источники доходов.
- Возникновение этих отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким актом в области финансовой деятельности государства является закон «о федеральном бюджете». Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
- Изменение финансово-правовых правоотнношений не м.б. произведено по воле участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий.
- Прекращение:
1) погашение финансового обязательства путем уплаты суммы или взыскания недоимки;
2) выполнение задания по государственным доходам по бюджетным или внебюджетным фондам;
3) использование выданных бюджетных ассигнований и др.