Стратегия внешнеэкономической деятельности
1. Сущность и значение стратегии внешнеэкономической деятельности
2. Факторы, определяющие выбор стратегии
3. Способы реализации внешнеэкономической стратегии
Стратегия внешнеэкономической деятельности – это стратегическая альтернатива, связанная с выходом или работой компании на внешних географических рынках.
Она характеризуется родом специфическим мер и условий её реализации так как открывает для компании новые возможности и заставляет её обеспечивать формирование для её новых компетенций.
Мотивации – что заставляет компании обращаться к таким стратегиям?
§ Расширение рынка сбыта
§ Приобретение ресурсов
§ Диверсификация источников снабжения, сбыта и диверсификация рисков (в том числе и валютных рисков)
§ Валютное хеджирование (снижение зависимости от колебания валюты)
Луфман в 1990 году выделил первичные и вторичные мотивы реализации внешнеэкономической реализации стратегии:
ü Первичные мотивы – связаны с действиями на внешнем рынке, …
ü Вторичные – связаны с поиском дополнительных возможностей развития за счёт использования возможностей новых рынков, направленных на расширение продаж
Котлер в 1980 году выделил факторы втягивания и факторы выталкивания.
Втягивания – характеризуют такую ситуацию, которая мотивирует компанию к реализации стратегии внешнеэкономической деятельности в силу того, что на внешнем рынке формируются более благоприятные для неё условия функционирования.
Выталкивания – предполагают, что складывается ситуация, мотивирующая компанию реализовывать стратегию в силу того, что на внутреннем рынке она теряет возможности обеспечивать необходимое развитие и достижение стратегических целей.
Кроме того, важными мотивами реализации данной стратегии являются налоговые преференции.
Наряду с дополнительными выгодами реализация внешнеэкономической деятельности – проблемы или трудности:
1. Необходимая адаптация товаров и услуг под новые условия рынка при том что опыта работы на нём нет («Coca-Cola» в США продаются экзотические продукты, производимые компанией в иных регионах)
2. Дополнительные сложности в необходимости перевода валют и появление валютных рисков
3. Сложность предсказания затрат и прибыльности на новом для себя рынке
4. Возможные различия культуры, менталитета и иные управленческие проблемы (иногда решается за счёт назначения или привлечения руководства из других стран)
Трансфертные цены – внутрифирменные цены!
5. Проблемы с оптимизацией налогообложения
6. Наличие политических рисков
2. При анализе вариантов реализации внешнеэкономической стратегии, а также при выборе стран для целей реализации данной стратегии компании вынуждены учитывать разнообразные факторы среды, в частности:
v Устойчивость политического строя (политические, социальные, военные риски)
v Психология потребителя на новом рынке, их мобильность, культурные традиции, особенности предпочтения
v Особенности проведения и заключения договоров в соответствующих регионах
v Финансовые возможности потенциальных партнёров на соответствующих рынках и экономическое положение страны в целом
v Колебания курса национальной валюты той страны, на которую направлена внешнеэкономическая стратегия
v Наличие достаточной транспортной инфраструктуры
v Наличие возможностей страхования
v Особенности государственного регулирования в соответствующих регионах
v Наличие международных договоров между странами
Учитываются такие аспекты как:
ü Ёмкость рынка
ü Состояние конъюнктуры
ü Уровень конкуренции
ü Особенности государственного регулирования
ü Наличие государственных льгот для иностранных инвесторов (налоговые льготы, льготное получение земли или аренды, участие государства или предоставление льготных кредитов)
ü Возможность использования сырья, материалов и ресурсов, величину транзакционных издержек, инфраструктуру
ü Необходимо дать оценку почему на внешнем рынке какой-то страны имеется ниша (какие преимущества могут позволить нам работать лучше), оценить перспективы роста позиций компании на соответствующем рынке, оценить возможные ответные действия национальных операторов в ответ на вход компании на соответствующий рынок.
3. Внешнеэкономическая стратегия может реализовываться достаточно большим разнообразием методов, в числе основных можно выделить:
1. Создание дочернего предприятия в полной собственности компании (филиала, представительства) – используется по отношению к наиболее привлекательным рынкам; создание зарубежного предприятия полностью подконтрольного предприятием, используется транснациональными компаниями. Имеет 2 варианта реализации: создание или строительство с нуля; поглощение зарубежных активов других компаний. Каждый из них имеет «+» и «–».
Строительство с нуля: Более дешёвый способ. Позволяет обеспечить более полный контроль над зарубежным бизнесом. Поэтому такой вариант используется не столько крупными компаниями, которые реализуют такой вариант развития. Один из «+» - отсутствие в необходимости приобретения проблем поглощаемой компании. Позволяет максимально реализовать современные технологические решения. В большей степени поддерживаются зарубежным государством.
Не предполагает каких-либо льгот со стороны зарубежного государства. Этот вариант более быстрый, затратный. Активно используется в случае если интерес к рынку возрастает и у иных компаний. Такой подход позволяет приобрести ключевые активы за рубежом. Не меняет карту конкуренции, появляется время для промежуточного этапа, когда адаптируем актив для своей деятельности.
В торговле и общепите проявляется оба варианта развития. Общепит предпочитает больше первый вариант развития.
2. Создание совместного предприятия с иным иностранным или национальным участником рынка – заключение соглашения по которому 2 и более участников владеют и получают право управления одним активом/зарубежным предприятием.
Создаётся в стране одного из участников/партнёров. Появляются дополнительные выгоды – экономия финансовых ресурсов и др. Позволяют компаниям дополнять друг друга, более эффективно сочетать ключевые компетенции, делить риск потерь. Один из «+» - получение быстрого … к путям распределения, высокая адаптивность к таким компаниям. «-» - самостоятельно!
3. Лицензирование – реализация не товаров или услуг, а лицензий, в том числе на производство товаров или услуг. Касается тех товаров или услуг, которые защищены патентами и торговыми знаками. При реализации лицензии чётко оговаривается рынок, на котором приобретатель лицензии может осуществлять деятельность (для того, чтобы не составлять конкуренцию самой компании, которая продаёт лицензию; не создавать конкуренцию между разными покупателями одной и той же лицензии).
Меньший объём вложений так как не предполагает физического вмешательства. Отсутствуют финансовые риски, все эти риски несёт покупатель лицензии. Такой вариант развития не предполагает последующего вхождения на рынок. Подходит для компаний небольшого размера, которые имеют интеллектуальные права, привлекательные для других компаний. Этот вариант развития может привлекаться для непривлекательных рынков. Если существуют большие барьеры для входа на рынок, то лицензирования является привлекательным вариантом.
Проблемы лицензирования:
ü Предполагает большие затраты на обеспечение контроля
ü Возрастает риск копирования прав, лицензий, услуг со стороны участников рынка
ü Одни и те же технологии могут вести себя по-разному (могут пользоваться разным способом) поэтому нет гарантий, что приобретатель лицензии получит какие-либо выгоды
ü Во многих случаях эффективность продажи лицензии зависит от масштабов деятельности компании покупателя ?
ü Возникают дополнительные финансовые и юридические вопросы (продление, изменение лицензии, валютные операции и тд)
4. Франчайзинг – форма лицензии, только продаётся право на использование имени/названия. Договор франчайзинга – реализация комплекса исключительных прав, а именно право на именование или коммерческое обозначение, а также коммерческую информацию.
Быстрый способ реализации внешнеэкономической стратегии. Но выгоды должны соизмеряться с дополнительными рисками. Например, с возможностью влияния недобросовестных действия на имидж компании. «+» и «–» сочетаются во многом с «+» и «–» лицензирования.
5. Офшорное производство – одна из стадий производственного процесса перемещается за рубеж с целью сокращения расходов.
Обусловлено оно более низкой стоимостью рабочей силы, энергоресурсов, возможность сокращения транспортных расходов, более мягкими экологическими нормами, выгодные налоговые ставки и более благоприятными соотношениями валютных курсов.
Реализуется в случае если ? требуется небольшой объём квалифицированного труда, если вес продукции мал по сравнению с её стоимостью (необходимо для экономии транспортных расходов). Продукция станадартизирована. Позволяет обеспечить производство в другой стране по стандартам головной компании. Стратегия достаточно гибкая. Позволяет получить доступ к дополнительным конкурентным преимуществам, однако усложняется управление. Так как разные стадии в разных странах. Не вилируется широким распространением электронных форм.
6. Осуществление экспортно-импортных мероприятий без создания юридического лица на внешнем рынке – наименее организованная форма. Активно применяется небольшими компаниями, которые не имеют ресурсы для проникновения на зарубежные рынки.
Эффективность стратегии зависит от квалификации персонала и знание рынка. Предпочтительным является концентрация на отдельном/ключевом рынке. Так как если продавать несколько товаров в нескольких странах, то позиция в каждой стране очень слабая. Высокая зависимость от качества работы иностранных посредников.
«+» - один из самых дешёвых способов и наименее рискованных способов; появляется гибкость работы; данная стратегия доступна для компаний почти любого размера.
«-» - плохое знание рынка и трудность сбора необходимой информации; увеличение транспортных расходов; высокая зависимость от иностранных партнёров; возрастают расходы на маркетинг и продвижение.
Компания всё равно остаётся слабо представленной на рынке. Поэтому многими компаниями такой вариант рассматривается как переходный.