Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.
Чистый доход в составе валового внутреннего продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Источники формирования децентрализованных финансовых ресурсов:· экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ; · выполняемых хозяйственным способом; · мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; · прирост устойчивых пассивов; · выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др.
Источники формирования централизованных финансовых ресурсов: отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд занятости и др.).
Финансовая система , ее сферы и звенья
Выделяются три крупные сферы финансов (не считая домашних хозяйств):
I. Финансы предприятий, учреждений и организаций:финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных организаций;
II. Система страхования:социальное страхование; имущественное и личное страхование; страхование ответственности и предпринимательского риска;
III. Государственные финансы:государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит.
Финансовая система РБ состоит из следующих звеньев:
1. Государственный бюджет, в состав которого входят:
1.1. республиканский бюджет,
1.2. местные бюджеты,
1.3. государственные целевые бюджетные фонды.
1.4. доходы свободных экономических зон;
2. Внебюджетный специализированный фонды – Фонд социальной защиты населения;
3. Государственный кредит;
4. Фонды имущественного и личного страхования;
5. Финансы предприятий различных форм собственности.
Сущность финансов, их признаки и место в системе экономических отношений
Финансы как единый термин характеризуются тремя значениями:
- под финансами понимают деньги и денежные средства, используемые как один из видов экономических ресурсов, необходимых для производства и потребления. Таким образом, денежную форму ресурсов производства называют финансовыми ресурсами;
- вторая сторона финансов связана с финансированием, т.е. обеспечением необходимыми денежными средствами. Под финансами понимают источники, объемы, виды и способы обеспечения экономических субъектов (государства, предприятий, предпринимателей, домашних хозяйств), регионов, социально-экономических программ финансовыми ресурсами;
- третья сторона финансов проявляется в том, что финансы представляют собой распределительные отношения.
Материальной основой финансов является производство, так как накопления и денежные доходы предприятий образуются в результате процесса создания продукта и его реализации.
В обществе постоянно возникают денежные отношения: при расчетах между предприятиями за продаваемую и покупаемую продукцию; при оплате труда между предприятиями и занятыми на них работниками; между предприятиями и государством при передаче части накоплений в распоряжение государства и при выделении предприятиям ассигнований из государственного бюджета; при уплате населением налогов государству и при получении от государства средств на социальные нужды. Все эти денежные отношения составляют содержание финансов.
Финансовая политика
Особая сфера деятельности государства, направленная наямобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций, представляет собой финансовую политику.
Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. При ее разработке следует учитывать требования экономических законов, специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, а также данная политика должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества [2, с.35].
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении. Это означает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики – финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы [3, c.64].
Задачи финансовой политики:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов с учетом основных пропорций и приоритетов в развитии отраслей и сфер народного хозяйства;
3) организацию регулирования и стимулрования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. [3, с. 60]
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Выбор долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей.
В качестве финансовой стратегии можно рассматривать, например, развитие АПК. Решить эту задачу представляется возможным только в отдаленной перспективе. Но уже сейчас, на данном этапе развития экономики, государством реализуется ряд мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства, в частности, льготное кредитование и использование системы льгот в области налогообложения этой отрасли народного хозяйства.
Другой задачей, которую необходимо решить государству, является создание благоприятного инвестиционного климата. Этого можно достигнуть путем принятия стабильного законодательства, использования системы правительственных гарантий, путем совершенствования системы налогообложения, применения системы льгот, снижения уровня инфляции.
Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного оформления в соответствующих законодательных актах.
Финансовая политика Республики Беларусьрегламентирована такими документами, как Программой социально-экономического развития РБ на 2001-2010 гг., Законом РБ «О бюджете РБ на 2009 год», Концепцией развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. и другими. [4, с.30]
Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. По мнению многих специалистов, финансовая политика выполняет вспомогательную роль и является лишь «средством осуществления государством его экономической и социальной политики»