Финансовые ресурсы и источники их формирования.
Финансовые ресурсы и источники их формирования.
Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств находящихся в распоряжении государства, хозяйственных субъектов и домохозяйств.
Источниками финансовых ресурсов являются:
- на уровне субъектов: прибыль, кредиты, доходы от реализации ценных бумаг, проценты и дивиденды по ценным бумагам выпускаемые др. эмитентами.
- на уровне населения: з/п, премии, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, потребительские кредиты и др.
- на уровне государства: доходы от государственных предприятий, от приватизации гос имущества, от внешнеэкономической деятельности, налогов, эмиссия денег, доходы от эмиссии ценных бумаг.
Финансовые ресурсы в форме налогов и обязательных платежей сосредоточены в гос бюджете. Финансовые ресурсы предприятий имеют форму фондов накопления и потребления. Финансовые ресурся дом хозяйств в форме зарплаты, пособий, % от банковских вкладов.
(централизованные(гос-во) и децентрализованные(предприятия и организации)).
- Общая характеристика финансовой системы государства.
Финансовая система – совокупность взаимосвязанных частей, звеньев непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствует ее осуществлению.
Выделяют обычно 2 сферы финансовой системы:
1) финансовые организации(предприятия) и домашние хозяйства – децентрализованные финансы
2) общегосударственные финансы – централизованные финансы.
Финансы организации – представляют собой систему экономических отношений связанных с формированием и использованием денежных фондов на нужды производства и потребления.
Различают финансы организации сферы материального производства и социально-культурной сферы.
Звенья сферы централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. В состав централизованных финансов входят: гос бюджет, внебюджетные и целевые фонды и гос кредит.
В наст время единств внебюдж фонд-фонд соц защиты населения., целевые фонды.
Гос бюджет является основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государства.
Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и осуществляется по направления и в размерах установленных в законодательстве нашей страны. Гос ежегодный бюджет имеет силу закона.
Гос кредит представляет собой отношения по поводу привлечения временно свободных средств предприятия и населения.
Общее управление финансами, а значит и финансовой системой, как впрочем и в др. странах СНГ осуществляется высшим органом законодательной и исполнительной гос власти (парламент, президент и правительство)
Основными задачами МинФина является:
1) Обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, достижение устойчивого экономического роста.
2) Эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики.
3) Проведение гос политики в области страховой деятельностью и надзором за страховой деятельностью на территории страны.
Органом оперативного управления является Министерство по налогам и сборам, оно осуществляет следующие функции:
- контроль за соблюдением налогового законодательства;
-организация деятельности налоговых инспекций входящих в его структуру;
- разработка, в пределах своей компетенции, предложений по совершенствованию налоговой политики.
Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы.
В понятие бюджетное устройство входят организация и принципы формирования системы бюджетов различных органов гос управления. Взаимоотношения между ними – бюджетные права и бюджетный процесс.
2 типа бюджетных устройств: унитарное, федеративное.
Деление на унитарное или федеративное определяется конституцией страны.
В унитарных гос-вах бюджетное устройство и бюджетная система имеют 2 основных звена – центральный (республиканские) и местные бюджеты. В федеративных гос-вах бюджетная система имеет 3 осн звена центральные, бюджет субъектов федерации, местные. Между центральным и местными бюджетами есть промежуточное звено.
Консолидированный бюджет представляет собой совокупность всех бюджетов страны (РБ).
Принципы организации бюджетной системы: 1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодат. базой и единой бюджетной классификацией. 2,. Полнота достигается включением в них всех налогов, определенных закон-вом РБ, а также иных обязат платежей и поступлений, и в полном размере должны быть осуществлены расходы бюджетов. 3. Реальность означает финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов средств, привлекаемых для покрытия бюджета. 4. Гласность заключается в доведении до граждан ч/з СМИ хода обсуждения и принятия закона о бюджете на опред финн год.. 5. Самостоятельность всех бюджетов т.е самостоятельно получают доходы и расходуют средства в рамках утвержденных цифр.
Бюджетный процесс регламентирован Конституцией РБ, актами президента РБ, законами РБ, бюджетным кодексом и др правовыми актами, деятельностью гос органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. В составлении проекта бюджета внаиб степени участвуют МинФин и его органы на местах, местн органы исполнит власти и отраслевые министерства и ведомства.
Методическое руководство составления проекта бюджета осуществляется МинФином.
Для составления проекта бюджета на очередной год необходимы показатели, кот содержатся в проекте прогноза соц-эк развития страны и проекте осн направлений денежно-кредитной политики.
МинФин представляет составленный проект бюджета совместно с др органами гос управления в СовМин РБ. После этого проект бюджета рассматривается в СовМине, где происходят какие-либо коррективы, затем на заседании СовМина – обсуждение проекта, затем проект попадает в парламент.
Методы финансового анализа.
Методы анализа и прогнозирования фин. показателей делятся на 2 гр.:
1) неформализованные методы, т.е. методы, основанные на описании аналитич. процедур на логич. уровне, а не на строгих аналитич. зависимостях.
2) формализованные методы, т.е. методы, в основе кот.лежат достаточно строгие формализованные алгоритмы.
Из множества подходов к прогнозированию на практике наиб.распростронение получили 3, в основе кот. методы экспертных оценок, методы обработки пространств. и временных совокупностей и методы ситуационного анализа и прогнозирования.
Методы:
1)сравнение – когда фин. пок-ли отчётного периода сравнивают с показателями планового периода, при этом особую значимость приобретает корректность и сопоставимость пок-лей,
2)группировка – однородн. показ-ли группируются и сводятся в более укрупнённые, что даёт возможность выявить тенденции развития и факторы влияния,
3)цепные подстановки – базируются на исключении воздействия всех факторов на величину анализ-го показателя, кроме 1-го выбранного,
4)коэффициентн. – оперирует сравнением относит.показателей, имеющих одинак. единицы измерения между собой.
По степени детализации анализ фин. состояния предприятия может проводится по небольшому кол-ву оценочных пок-лей – экспресс-анализ; анализ в несколько этапов – углубленный анализ.
55. Характеристика финанс. состояния предприятия.
Под финансовым состоянием предприятия понимается его способность финансировать свою деятельность.Фин.состояние может быть:
1) Устойчивым
2) Неустойчивым
3) Кризисным
Фин.устойчивость предприятия – это способность функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов изменяющихся в внут. и внеш. среде, что гарантирует постоянную платежеспособность предприятия и ее инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня рисков.
При неустойчивом фин.состоянии сохр-ся возможность восстановления равновесия за счет прибыли и привлечения заем.средств.
Неудовлетворит.фин.состояние хар-ся неэф-ным размещением средств, плохой платежной дисциплины, наличием просроч.задолженности бюджнту и поставщикам.
Показатели характеризующие фин.состояние предприятия:
1) Коэф.автономии: NA=КС/К Kc-собств.капитал, К-общий итог по балансу
Этот коэф. отражает независимость предприятия от заемных источников средств. Допустимым значением в мировой практике считается, когда этот показатель = 0,5, более низкое значение может нести угрозу финанс.несостоятельности.
2)коэф.фин.напряженности(зависимости) – определяется как отношение величины заем.капитала к общему итогу баланса: N3=K3/K
Этот коэф.характеризует долю долга в общей сумме капитала, его можно также рассчитать как (1-NA). Если значение N3 не превышает 0,5, то это свидетельствует об устойчивом фин.положении.
3)коэф.фин.неустойчивости(структуры капитала) – рассчит-ся как отношение K3/Kс. Nфн должно быть в пределах единицы, т.е. долги не должны превышать размер собств.капитала.
Структура фин.р-ка
Осн. торгуемыми фин.активами на фин.р-ке явл-ся иностр.валюта, цен.бумаги, кредиты, депозиты и производные инструменты. Т.о.сфера фин.р-ка имеет след.стуктуру: р-к цен.бумаг, кредитный р-к, валютный р-к.
Р-к цен.бумаг – совокупность экон.отношений по поводу выпуска и обращения цен.бумаг м-ду его участниками.
Кред.р-к – экон.отношения, кот. склад-ся м-ду владельцами своб.ден.ср-в, заемщиками и специализир.посредниками, кред.-фин. институтами.
Валютн.р-к – сис-ма, где сосредоточена купля-продажа валют и цен.бумаг в иностр.валюте на основе спроса и предложения и где опред-ся вал.курс иностр.валют относительно ден.ед-цы данной страны.
Эти сегменты фин.р-ка находятся в тесном взаимодействии. Так, увелич-е объема свободн.ден.ср-в, находящихся у населения и предприятий, ведет к расширению р-ков кредита и цен.бумаг, а выпуск цен.бумаг, напротив, снижает потребность в финансировании нар.хоз-ва за счет кредитов и аккумулирует временно свободные ден.ср-ва инвесторов.
59.Участники фин.р-ка, их права и обяз-ти.
Участники фин.р-ка – это физ.и юрид.лица, вступающие в опред.экон.отнош-я по поводу купли-продажи фин.активов, их обмена или обращения. К ним относятся:
1)эмитенты – юрид.лица и органы гос.управления, от своего имени выпускающие в обращение цен.бумаги для привлечения денежных средств и обязуются выполнять обязательства, вытекающие из условий выпуска цен.бумаг (МинФин, НБРБ, коммерч.банки, АО)
2)инвесторы – любые юрид.и физ.лица, приобретающие ценные бумаги с целью получения дохода. Важное значение в рыночной экономике имеют институциональные инвесторы(фин-е посредники, кот.выпускают собственные цен.бумаги, а навырученные средства приобретают фин-е активы др.компаний): страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды.
3)фондов.посредники – обеспечивают связь м-ду покупателями и продавцами на р-ке цен.бумаг(напр., брокеры и дилеры)
Виды и классификация акций.
Акция – бессрочная эмиссионная ЦБ, свидетельствующая о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющая права её владельца на участие в управление этим обществом, получении части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества.
В соответствии с отечеств законодательством могут выпускаться акции 2-ух типов:
1)простые –их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерн. общества в виде дивидендов и получение в случае ликвидации АО части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости, а также имеют право голоса на общем собрании акционеров.
2)привилегированные – их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерного общества в виде фиксированных размеров дивиденда. Им дано право на получение в случае ликвидации АО фиксирован.стоимости имущества или части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами. Эти акции не дают права голоса на общественном собрании акционеров.
Виды акций:
1)именные– есть сведения о владельце,
2)на предъявителя,
3)простые –их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерн. общества в виде дивидендов и получение в случае ликвидации АО части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости, а также имеют право голоса на общем собрании акционеров.
4)привилегированные – их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерного общества в виде фиксированных размеров дивиденда. Им дано право на получение в случае ликвидации АО фиксирован.стоимости имущества или части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами. Эти акции не дают права голоса на общественном собрании акционеров.
Существует 2 способа увеличения уставного фонда АО:
1)увеличение номинальной стоимости акций,
2)выпуск дополнительных акций
Участники кредитного рынка.
Участниками кредитного рынкаявляются центральные банки (Национальный банк Республики Беларусь), коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации (страховые инвестиционные и трастовые компании, пенсионные фонды, ссудно-сберегательные общества, кредитные кооперативы, лизинговые и финансовые компании и др.). Все они аккумулируют свободные денежные средства и формируют предложение ресурсов. Участником кредитного рынка является также население, в распоряжении которого находятся значительные по объему денежные сбережения.
Основными заемщиками на кредитном рынке выступают хозяйствующие субъекты (государственные предприятия, организации других форм собственности), а также государство и население. Спрос на ресурсы нередко предъявляют и банки, вынужденные прибегать к займам на межбанковском рынке для поддержания своей ликвидности.
Финансовыми посредниками являются банки, небанковские кредитно-финансовые организации, валютно-фондовые биржи, различные информационные службы, брокерские и дилерские фирмы, оказывающие услуги по купле-продаже ценных бумаг. Зачастую финансовые посредники мобилизуют денежные ресурсы путем выпуска ценных бумаг.
Роли участников кредитного рынка (кредиторы, заемщики) меняются в зависимости от уровня развития и структуры рыночного хозяйства.
Финансовые ресурсы и источники их формирования.
Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств находящихся в распоряжении государства, хозяйственных субъектов и домохозяйств.
Источниками финансовых ресурсов являются:
- на уровне субъектов: прибыль, кредиты, доходы от реализации ценных бумаг, проценты и дивиденды по ценным бумагам выпускаемые др. эмитентами.
- на уровне населения: з/п, премии, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, потребительские кредиты и др.
- на уровне государства: доходы от государственных предприятий, от приватизации гос имущества, от внешнеэкономической деятельности, налогов, эмиссия денег, доходы от эмиссии ценных бумаг.
Финансовые ресурсы в форме налогов и обязательных платежей сосредоточены в гос бюджете. Финансовые ресурсы предприятий имеют форму фондов накопления и потребления. Финансовые ресурся дом хозяйств в форме зарплаты, пособий, % от банковских вкладов.
(централизованные(гос-во) и децентрализованные(предприятия и организации)).
- Общая характеристика финансовой системы государства.
Финансовая система – совокупность взаимосвязанных частей, звеньев непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствует ее осуществлению.
Выделяют обычно 2 сферы финансовой системы:
1) финансовые организации(предприятия) и домашние хозяйства – децентрализованные финансы
2) общегосударственные финансы – централизованные финансы.
Финансы организации – представляют собой систему экономических отношений связанных с формированием и использованием денежных фондов на нужды производства и потребления.
Различают финансы организации сферы материального производства и социально-культурной сферы.
Звенья сферы централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. В состав централизованных финансов входят: гос бюджет, внебюджетные и целевые фонды и гос кредит.
В наст время единств внебюдж фонд-фонд соц защиты населения., целевые фонды.
Гос бюджет является основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государства.
Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и осуществляется по направления и в размерах установленных в законодательстве нашей страны. Гос ежегодный бюджет имеет силу закона.
Гос кредит представляет собой отношения по поводу привлечения временно свободных средств предприятия и населения.
Общее управление финансами, а значит и финансовой системой, как впрочем и в др. странах СНГ осуществляется высшим органом законодательной и исполнительной гос власти (парламент, президент и правительство)
Основными задачами МинФина является:
1) Обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, достижение устойчивого экономического роста.
2) Эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики.
3) Проведение гос политики в области страховой деятельностью и надзором за страховой деятельностью на территории страны.
Органом оперативного управления является Министерство по налогам и сборам, оно осуществляет следующие функции:
- контроль за соблюдением налогового законодательства;
-организация деятельности налоговых инспекций входящих в его структуру;
- разработка, в пределах своей компетенции, предложений по совершенствованию налоговой политики.