Финансовые ресурсы и источники их формирования.

Финансовые ресурсы и источники их формирования.

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств находящихся в распоряжении государства, хозяйственных субъектов и домохозяйств.

Источниками финансовых ресурсов являются:

- на уровне субъектов: прибыль, кредиты, доходы от реализации ценных бумаг, проценты и дивиденды по ценным бумагам выпускаемые др. эмитентами.

- на уровне населения: з/п, премии, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, потребительские кредиты и др.

- на уровне государства: доходы от государственных предприятий, от приватизации гос имущества, от внешнеэкономической деятельности, налогов, эмиссия денег, доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансовые ресурсы в форме налогов и обязательных платежей сосредоточены в гос бюджете. Финансовые ресурсы предприятий имеют форму фондов накопления и потребления. Финансовые ресурся дом хозяйств в форме зарплаты, пособий, % от банковских вкладов.

(централизованные(гос-во) и децентрализованные(предприятия и организации)).

  1. Общая характеристика финансовой системы государства.

Финансовая система – совокупность взаимосвязанных частей, звеньев непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствует ее осуществлению.

Выделяют обычно 2 сферы финансовой системы:

1) финансовые организации(предприятия) и домашние хозяйства – децентрализованные финансы

2) общегосударственные финансы – централизованные финансы.

Финансы организации – представляют собой систему экономических отношений связанных с формированием и использованием денежных фондов на нужды производства и потребления.

Различают финансы организации сферы материального производства и социально-культурной сферы.

Звенья сферы централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. В состав централизованных финансов входят: гос бюджет, внебюджетные и целевые фонды и гос кредит.

В наст время единств внебюдж фонд-фонд соц защиты населения., целевые фонды.

Гос бюджет является основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государства.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и осуществляется по направления и в размерах установленных в законодательстве нашей страны. Гос ежегодный бюджет имеет силу закона.

Гос кредит представляет собой отношения по поводу привлечения временно свободных средств предприятия и населения.

Общее управление финансами, а значит и финансовой системой, как впрочем и в др. странах СНГ осуществляется высшим органом законодательной и исполнительной гос власти (парламент, президент и правительство)

Основными задачами МинФина является:

1) Обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, достижение устойчивого экономического роста.

2) Эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики.

3) Проведение гос политики в области страховой деятельностью и надзором за страховой деятельностью на территории страны.

Органом оперативного управления является Министерство по налогам и сборам, оно осуществляет следующие функции:

- контроль за соблюдением налогового законодательства;

-организация деятельности налоговых инспекций входящих в его структуру;

- разработка, в пределах своей компетенции, предложений по совершенствованию налоговой политики.

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы.

В понятие бюджетное устройство входят организация и принципы формирования системы бюджетов различных органов гос управления. Взаимоотношения между ними – бюджетные права и бюджетный процесс.

2 типа бюджетных устройств: унитарное, федеративное.

Деление на унитарное или федеративное определяется конституцией страны.

В унитарных гос-вах бюджетное устройство и бюджетная система имеют 2 основных звена – центральный (республиканские) и местные бюджеты. В федеративных гос-вах бюджетная система имеет 3 осн звена центральные, бюджет субъектов федерации, местные. Между центральным и местными бюджетами есть промежуточное звено.

Консолидированный бюджет представляет собой совокупность всех бюджетов страны (РБ).

Принципы организации бюджетной системы: 1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодат. базой и единой бюджетной классификацией. 2,. Полнота достигается включением в них всех налогов, определенных закон-вом РБ, а также иных обязат платежей и поступлений, и в полном размере должны быть осуществлены расходы бюджетов. 3. Реальность означает финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов средств, привлекаемых для покрытия бюджета. 4. Гласность заключается в доведении до граждан ч/з СМИ хода обсуждения и принятия закона о бюджете на опред финн год.. 5. Самостоятельность всех бюджетов т.е самостоятельно получают доходы и расходуют средства в рамках утвержденных цифр.

Бюджетный процесс регламентирован Конституцией РБ, актами президента РБ, законами РБ, бюджетным кодексом и др правовыми актами, деятельностью гос органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. В составлении проекта бюджета внаиб степени участвуют МинФин и его органы на местах, местн органы исполнит власти и отраслевые министерства и ведомства.

Методическое руководство составления проекта бюджета осуществляется МинФином.

Для составления проекта бюджета на очередной год необходимы показатели, кот содержатся в проекте прогноза соц-эк развития страны и проекте осн направлений денежно-кредитной политики.

МинФин представляет составленный проект бюджета совместно с др органами гос управления в СовМин РБ. После этого проект бюджета рассматривается в СовМине, где происходят какие-либо коррективы, затем на заседании СовМина – обсуждение проекта, затем проект попадает в парламент.

Методы финансового анализа.

Методы анализа и прогнозирования фин. показателей делятся на 2 гр.:

1) неформализованные методы, т.е. методы, основанные на описании аналитич. процедур на логич. уровне, а не на строгих аналитич. зависимостях.

2) формализованные методы, т.е. методы, в основе кот.лежат достаточно строгие формализованные алгоритмы.

Из множества подходов к прогнозированию на практике наиб.распростронение получили 3, в основе кот. методы экспертных оценок, методы обработки пространств. и временных совокупностей и методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Методы:

1)сравнение – когда фин. пок-ли отчётного периода сравнивают с показателями планового периода, при этом особую значимость приобретает корректность и сопоставимость пок-лей,

2)группировка – однородн. показ-ли группируются и сводятся в более укрупнённые, что даёт возможность выявить тенденции развития и факторы влияния,

3)цепные подстановки – базируются на исключении воздействия всех факторов на величину анализ-го показателя, кроме 1-го выбранного,

4)коэффициентн. – оперирует сравнением относит.показателей, имеющих одинак. единицы измерения между собой.

По степени детализации анализ фин. состояния предприятия может проводится по небольшому кол-ву оценочных пок-лей – экспресс-анализ; анализ в несколько этапов – углубленный анализ.

55. Характеристика финанс. состояния предприятия.

Под финансовым состоянием предприятия понимается его способность финансировать свою деятельность.Фин.состояние может быть:

1) Устойчивым

2) Неустойчивым

3) Кризисным

Фин.устойчивость предприятия – это способность функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов изменяющихся в внут. и внеш. среде, что гарантирует постоянную платежеспособность предприятия и ее инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня рисков.

При неустойчивом фин.состоянии сохр-ся возможность восстановления равновесия за счет прибыли и привлечения заем.средств.

Неудовлетворит.фин.состояние хар-ся неэф-ным размещением средств, плохой платежной дисциплины, наличием просроч.задолженности бюджнту и поставщикам.

Показатели характеризующие фин.состояние предприятия:

1) Коэф.автономии: NA=КС/К Kc-собств.капитал, К-общий итог по балансу

Этот коэф. отражает независимость предприятия от заемных источников средств. Допустимым значением в мировой практике считается, когда этот показатель = 0,5, более низкое значение может нести угрозу финанс.несостоятельности.

2)коэф.фин.напряженности(зависимости) – определяется как отношение величины заем.капитала к общему итогу баланса: N3=K3/K

Этот коэф.характеризует долю долга в общей сумме капитала, его можно также рассчитать как (1-NA). Если значение N3 не превышает 0,5, то это свидетельствует об устойчивом фин.положении.

3)коэф.фин.неустойчивости(структуры капитала) – рассчит-ся как отношение K3/Kс. Nфн должно быть в пределах единицы, т.е. долги не должны превышать размер собств.капитала.

Структура фин.р-ка

Осн. торгуемыми фин.активами на фин.р-ке явл-ся иностр.валюта, цен.бумаги, кредиты, депозиты и производные инструменты. Т.о.сфера фин.р-ка имеет след.стуктуру: р-к цен.бумаг, кредитный р-к, валютный р-к.

Р-к цен.бумаг – совокупность экон.отношений по поводу выпуска и обращения цен.бумаг м-ду его участниками.

Кред.р-к – экон.отношения, кот. склад-ся м-ду владельцами своб.ден.ср-в, заемщиками и специализир.посредниками, кред.-фин. институтами.

Валютн.р-к – сис-ма, где сосредоточена купля-продажа валют и цен.бумаг в иностр.валюте на основе спроса и предложения и где опред-ся вал.курс иностр.валют относительно ден.ед-цы данной страны.

Эти сегменты фин.р-ка находятся в тесном взаимодействии. Так, увелич-е объема свободн.ден.ср-в, находящихся у населения и предприятий, ведет к расширению р-ков кредита и цен.бумаг, а выпуск цен.бумаг, напротив, снижает потребность в финансировании нар.хоз-ва за счет кредитов и аккумулирует временно свободные ден.ср-ва инвесторов.

59.Участники фин.р-ка, их права и обяз-ти.

Участники фин.р-ка – это физ.и юрид.лица, вступающие в опред.экон.отнош-я по поводу купли-продажи фин.активов, их обмена или обращения. К ним относятся:

1)эмитенты – юрид.лица и органы гос.управления, от своего имени выпускающие в обращение цен.бумаги для привлечения денежных средств и обязуются выполнять обязательства, вытекающие из условий выпуска цен.бумаг (МинФин, НБРБ, коммерч.банки, АО)

2)инвесторы – любые юрид.и физ.лица, приобретающие ценные бумаги с целью получения дохода. Важное значение в рыночной экономике имеют институциональные инвесторы(фин-е посредники, кот.выпускают собственные цен.бумаги, а навырученные средства приобретают фин-е активы др.компаний): страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды.

3)фондов.посредники – обеспечивают связь м-ду покупателями и продавцами на р-ке цен.бумаг(напр., брокеры и дилеры)

Виды и классификация акций.

Акция – бессрочная эмиссионная ЦБ, свидетельствующая о вкладе в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющая права её владельца на участие в управление этим обществом, получении части его прибыли в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости в случае ликвидации акционерного общества.

В соответствии с отечеств законодательством могут выпускаться акции 2-ух типов:

1)простые –их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерн. общества в виде дивидендов и получение в случае ликвидации АО части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости, а также имеют право голоса на общем собрании акционеров.

2)привилегированные – их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерного общества в виде фиксированных размеров дивиденда. Им дано право на получение в случае ликвидации АО фиксирован.стоимости имущества или части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами. Эти акции не дают права голоса на общественном собрании акционеров.

Виды акций:

1)именные– есть сведения о владельце,

2)на предъявителя,

3)простые –их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерн. общества в виде дивидендов и получение в случае ликвидации АО части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами или его стоимости, а также имеют право голоса на общем собрании акционеров.

4)привилегированные – их владельцы имеют право на получение части прибыли акционерного общества в виде фиксированных размеров дивиденда. Им дано право на получение в случае ликвидации АО фиксирован.стоимости имущества или части имущества, оставшегося после расчёта с кредиторами. Эти акции не дают права голоса на общественном собрании акционеров.

Существует 2 способа увеличения уставного фонда АО:

1)увеличение номинальной стоимости акций,

2)выпуск дополнительных акций

Участники кредитного рынка.

Участниками кредитного рынкаявляются централь­ные банки (Национальный банк Республики Беларусь), коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые организации (страховые инвестиционные и трастовые ком­пании, пенсионные фонды, ссудно-сберегательные общества, кредитные кооперативы, лизинговые и финансовые компании и др.). Все они аккумулируют свободные денеж­ные средства и формируют предложение ресурсов. Участ­ником кредитного рынка является также население, в рас­поряжении которого находятся значительные по объему денежные сбережения.

Основными заемщиками на кредитном рынке выступа­ют хозяйствующие субъекты (государственные предприя­тия, организации других форм собственности), а также государство и население. Спрос на ресурсы нередко предъ­являют и банки, вынужденные прибегать к займам на межбанковском рынке для поддержания своей ликвид­ности.

Финансовыми посредниками являются банки, небан­ковские кредитно-финансовые организации, валютно-фондовые биржи, различные информационные службы, брокерские и дилерские фирмы, оказывающие услуги по купле-продаже ценных бумаг. Зачастую финансовые по­средники мобилизуют денежные ресурсы путем выпуска ценных бумаг.

Роли участников кредитного рынка (кредиторы, заем­щики) меняются в зависимости от уровня развития и струк­туры рыночного хозяйства.

Финансовые ресурсы и источники их формирования.

Финансовые ресурсы – это совокупность фондов денежных средств находящихся в распоряжении государства, хозяйственных субъектов и домохозяйств.

Источниками финансовых ресурсов являются:

- на уровне субъектов: прибыль, кредиты, доходы от реализации ценных бумаг, проценты и дивиденды по ценным бумагам выпускаемые др. эмитентами.

- на уровне населения: з/п, премии, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, потребительские кредиты и др.

- на уровне государства: доходы от государственных предприятий, от приватизации гос имущества, от внешнеэкономической деятельности, налогов, эмиссия денег, доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансовые ресурсы в форме налогов и обязательных платежей сосредоточены в гос бюджете. Финансовые ресурсы предприятий имеют форму фондов накопления и потребления. Финансовые ресурся дом хозяйств в форме зарплаты, пособий, % от банковских вкладов.

(централизованные(гос-во) и децентрализованные(предприятия и организации)).

  1. Общая характеристика финансовой системы государства.

Финансовая система – совокупность взаимосвязанных частей, звеньев непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствует ее осуществлению.

Выделяют обычно 2 сферы финансовой системы:

1) финансовые организации(предприятия) и домашние хозяйства – децентрализованные финансы

2) общегосударственные финансы – централизованные финансы.

Финансы организации – представляют собой систему экономических отношений связанных с формированием и использованием денежных фондов на нужды производства и потребления.

Различают финансы организации сферы материального производства и социально-культурной сферы.

Звенья сферы централизованных финансов используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. В состав централизованных финансов входят: гос бюджет, внебюджетные и целевые фонды и гос кредит.

В наст время единств внебюдж фонд-фонд соц защиты населения., целевые фонды.

Гос бюджет является основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государства.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и осуществляется по направления и в размерах установленных в законодательстве нашей страны. Гос ежегодный бюджет имеет силу закона.

Гос кредит представляет собой отношения по поводу привлечения временно свободных средств предприятия и населения.

Общее управление финансами, а значит и финансовой системой, как впрочем и в др. странах СНГ осуществляется высшим органом законодательной и исполнительной гос власти (парламент, президент и правительство)

Основными задачами МинФина является:

1) Обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, достижение устойчивого экономического роста.

2) Эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики.

3) Проведение гос политики в области страховой деятельностью и надзором за страховой деятельностью на территории страны.

Органом оперативного управления является Министерство по налогам и сборам, оно осуществляет следующие функции:

- контроль за соблюдением налогового законодательства;

-организация деятельности налоговых инспекций входящих в его структуру;

- разработка, в пределах своей компетенции, предложений по совершенствованию налоговой политики.

Наши рекомендации