Прокредиторская модель
Суть – ущемление прав должника, немедленное отстранение должника от управления и преимущественная защита интересов кредитора.
Действует такое законодательство в Англии, Австралии, Ирландии. Цели достигаются за счет жесткого контроля за активами должника; активы оперативно реализуются, что приводит к удовлетворению требований кредитора
Нейтральная модель
Это компромисс между интересами должника и кредиторов.
Дания, Италия, Словакия – именно такая модель
Мнение ученых относительно российского законодательства разделяются. Некоторые утверждают, что российское законодательство тяготеет к нейтральному, но другие говорят, что скорее это продолжниковая модель банкротского законодательство. В пользу последнего свидетельствует процедура финансового оздоровления; статья 146 закона «О несостоятельности».
Источники правового регулирования несостоятельности (банкротства) – н/б
Можно выделить разные этапы выделения источников:
Дореволюционный этап
Особенности – преимущественно регулирование банкротства физических лиц. Нормативные акты – Русская Правда, Уставы судопроизводства торгового и гражданского, Уставы о банкротстве. Различалась торговая и гражданская несостоятельность.
Советский период
ГПК РСФСР 1922 года включал в себя нормы о банкротстве. Однако, законодательные правила эти практически не применялись и следует отменить, что плановая экономика несовместима с институтом банкротства (плановая экономика противоречит даже)
Современный этап
Начался этап с 1992 года с принятия закона «О несостоятельности предприятий», с которого и исчисляется законодательство о банкротстве.
Закон 1992 года «О несостоятельности» включал все основные тенденции законодательства о банкротстве того времени. Имелся у этого закона ряд недостатков:
1) Закон не дифференцировал правила о банкротстве по категориям должников (сейчас же разделяется на ЮЛ, ИП, ФЛ и другие категории)
2) Данный закон критерием банкротство использовал исключительно неоплатность. Неоплатность – ситуация, когда имущества должника недостаточно для покрытия долгов.
3) Узко определялся круг лиц, к которым мог данный закон применяться (только банкротство предприятий).
Данный закон просуществовал недолго, до 1998 года. Новый закон 1998 года «О н\б». Должники уже бились по группам, особые правила для категорий. Недостатки:
1) Недостаточно обеспечивались интересы должника
2) Недостаточно обеспечивались интересы государства
3) Степень ответственности арбитражных управляющих не была должным образом конкретизирована
Ныне действующий НПА – закон «О н\б» от 26.10.02 № 127 ФЗ.
Во-первых, большой объем нормативного материала в данном законе (раньше 151 статья, 189 статей, а ныне 233 статьи).
Новизна закона 2002 года - это новые институты:
1) Процедура финансового оздоровления
2) Введены саморегулируемые организации арбитражных управляющих
3) В судебном порядке осуществляется обоснованность требований кредиторов
Данное законодательство объединяет большое количество НПА. Некоторые эти нормативные акты носят общий характер; ГК – общий, АПК – общий акт; есть специальные акты о н\б - закон «О н\б кредитных организаций». Большое количество подзаконных актов:
1) Постановление Правительства от 29.05.04 №257 «об обеспечении интересов РФ как кредитора»
2) Постановление Правительства от 22.05.06 «О реализации мер по предупреждению банкротства в стратегических предприятиях»
3) Постановление Правительства от 20.10.10 №851 «О порядке осуществления расчетов в целях погашения учредителями требований об уплате обязательных платежей»
Закон «О н\б» является стержневым, основным актов в системе законодательства о банкротстве. Содержит он нормы преимущественного прямого действия, некоторые положения носят отсылочный характер. Некоторые акты являются комплексным правовым актом (содержат нормы частного и публичного права).
В связи с банкротством возникают отношения двоякого рода:
1) Собственно банкротские отношения (возникают между должником и кредиторами)
Данные отношения являются предметом гражданско-правового регулирования (данные нормы принято обособлять в специальный институт – конкурсное право)
Данные правоотношения можно охарактеризовать охранительные обязательства с активной множественностью лиц. Реализуются в арбитражно-процессуальной форме.
2) Связаны с организацией процедуры банкротства; возникают между субъектами конкурсного права – между должником и кредиторами с одной стороны и публичными органами с другой стороны. По сути, входят в предмет публично-правого регулирования такая отрасль, как АПП. Процессуальное производство принято именовать конкурсный процесс.
Законодательство о банкротстве включает и иные нормы публичного права – административного права; к таким нормам относятся правила, регулирующие отношения с участием контрольного органа. Таким органом является федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии. Именно данный орган контролирует деятельность саморегулируемых организаций, арбитражных управляющих.
Нормы закона «О н\б» являются специальными по отношению к иным НПА (ГК, АПК и т.д.). Пример: принудительное исполнение актов арбитражного суда по делу о банкротстве осуществляется по правилам закона «о н\б»; нормы закона «об исполнительном производстве» не применяются. Исполнительное производство подлежит приостановлению при возбуждении производства о банкротстве; при признании должника банкротом исполнительно производство прекращается (статья 63 закона «о н\б» и ст.22 «Об испол. производстве»).
В отношении закона «Об АО» тоже является закон «О н\б» специальным. Есть специальные правила о размещении дополнительных обыкновенных акциях должника (114); о замещении активов должника (115).
Нельзя не сказать о судебной практике (хотя это и не является источником).
Постановление пленума ВАС от 30.06.11 №51 «О рассмотрении дел о банкротстве ИП»
Постановление пленума ВАС от 23.07.09 №60
Постановление пленума ВАС от 23.12.10 №63 «О некоторых вопросах применения главы 3.1 закона «О н\б» - речь идет об оспаривании сделок должника
Постановление пленума ВАС от 17.12.09 №91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве»
Информационное письмо Президиума ВАС от 13.04.10 №136 «О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей о банкротстве»
Сфера деятельности закона «о н\б»
Данный закон распространяет свое действие на:
1) Юридические лица
Коммерческие и некоммерческие организации; среди коммерческих организаций не может быть признано банкротом казенное предприятия, среди некоммерческих организаций – политические партии, религиозные организации.
Государственные корпорации могут признаваться банкротом, если это допускается законом об их создании; однако практически все законы не допускают применении закона «о н\б» (РосАтом; РосЭнергия)
2) Физические лица
Правила о физических лицах применимы сегодня только к ИП. Банкротство физических лиц законом «о н\б» предусмотрено, но положения ГК РФ не предусматривают банкротство физических лиц. Пока эта коллизия не устранена, мы не можем признавать физических лиц банкротами