Операционный анализ. Определение точки безубыточности. Эффект операционного рычага

Порядок и инструменты анализа, проводимого с целью принятия финансовых решений, предопределяются самой логикой функционирования финансового механизма предприятия. Одним из самых простых и эффективных методов финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования является операционный анализ.

Анализ используется для осуществления ряда расчетов и обоснования управленческих решений. Отчет о прибыли и убытках может быть представлен в виде следующего уравнения:

Продажи (выручка)=Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль

К основным понятиям операционного анализа относят:

· переменные издержки – затраты на производство продукции, которые изменяются в целом пропорционально изменениям объема производства (сырье, материалы, издержки на приобретение партий товара в коммерции, комиссионные продавцам, некоторые снабженческие расходы и проч.);

· постоянные издержки – затраты на производство продукции, которые не меняются при изменении объема производства в пределах производственных мощностей предприятия (расходы по аренде, амортизационные отчисления, оклады администрации, проценты за кредит и проч.);

· маржинальный доход – рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции и переменными издержками.

Операционный анализ позволяет рассчитать следующие показатели:

1) эффект операционного рычага (ОР) – который показывает, на сколько процентов возрастет прибыль при росте объема продаж. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Это эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

О=МД / П, (11.2)

где П – прибыль; МД – маржинальный доход; О – операционный рычаг.

2) безубыточный объем продаж (Qб). Безубыточность – такое состояние, при котором производство не приносит ни прибыли, ни убытков. Точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Безубыточный объем продаж – показывает сколько продукции предприятию необходимо произвести и реализовать, чтобы окупить затраты на производство. Каждая единица продукции, выпущенная сверх безубыточного объема будет приносить прибыль.

РПкр = А / Дмд,(11.3)

где А – величина натуральных затрат; Дмд – доля маржинального дохода в выручке; РПкр – критический объем реализации продукции (в стоимостном выражении для многопродуктового производства).

При выпуске одного вида продукции в натуральном выражении:

Qб = FC/ (P–AVC), (11.4)

где FC – постоянные издержки, Р – цена единицы продукции, AVC – доля переменных издержек в единице продукции.

3) зона безопасности предприятия – разность между фактическим и безубыточным объемами продаж. Чем она больше, тем прочнее финансовое положение предприятия. Величина зоны безопасности показывает, на сколько предприятие может снизить объем выпуска продукции, прежде чем оно станет убыточным.

ЗБ = (РП – РПкр) / РП*100% (11.5)

Понятие рентабельности. Расчет коэффициентов рентабельности на предприятии

Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для его оценки используются относительные показатели прибыльности, характеризующие отдачу произведенных затрат на производство. Для характеристики деятельности предприятия важно знать не только экономический эффект (прибыль), но и сопоставить полученный эффект с затратами на его осуществление. В общем виде показатель экономической эффективности выражен формулой:

ЭФ = Р / З, (11.6)

где Р – результат, З – затраты.

Рентабельность– показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

Различают несколько групп показателей рентабельности:

I.Показатели рентабельности продаж:

Валовая рентабельность

Rв = БП / ВР, (11.7)

где БП – балансовая прибыль; ВР – выручка от реализации продукции;

Операционная рентабельность

Rо = ОП / ВР, (11.8)

где ОП – операционная прибыль;

чистая рентабельность (может рассчитываться по всей продукции в целом и по отдельным ее видам)

Rч = ЧП / ВР, (11.9)

где ЧП – чистая прибыль;

II.Показатели рентабельности продукции (Рп) отражает соотношение прибыли от ее реализации Пр и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости (С) Рп = Пр / С. Данным показателем можно измерить как рентабельность всей продукции, так и рентабельность каждого выпускаемого изделия.

III.Показатели рентабельности капитала (активов):

Рентабельность активов

Rа = ЧП / А, (11.10)

где А – актив;

Наши рекомендации